Реферат по предмету "Новейшая история, политология"


Моделирование в определении содержания понятия «власть»

Моделирование в определении содержания понятия
«власть»

Ксениди
И. Д.

Расширение
зоны охвата такого понятия как “ВЛАСТЬ”, позволяет по новому рассмотреть уже
другие понятия, такие как: “труд”, “богатство”, “собственность” и т.д. Что в
целом дает возможность построить модель “властного общества”, в которой
ставится целью решение проблемы оптимизации использования людских ресурсов.
Более наглядно это можно изобразить в виде формулы: модель властного общества =
п. “власть” + п. “труд” + п. “богатство” + п. “собственность” + …

Проблема
познания мира стоит достаточно остро. Можно ли объять необъятное? Можно ли
познать истину? Невозможно. Но потребность ориентации в окружающей действительности
существует ежечасно. Ежечасно требуется определить, где верх, где низ, где
правда, где ложь, как оценить и как поступить в той или иной ситуации, и т.д.
Налицо противоречие – невозможность и необходимость. Частично обойти это
противоречие можно, если применить моделирование, в частности, взять какой-либо
сравнительный образец.

Например:

Можно
ли определить расстояние от точки А до точки В? Это можно сделать, только если
это расстояние сравнить с каким-либо образцом, с какой-либо моделью. В качестве
сравнительной модели можно самостоятельно выбрать какой-либо образец, или взять
любой уже известный – метр, дюйм, локоть, миля, верста и т.д. И на основании
этой сравнительной модели, можно уже будет сориентироваться в пространстве, –
сколько единиц сравнительного образца поместилось или требуется поместить в том
или ином случае. И уже на основании этого принимать то или иное решение.

Можно
ли определить движение времени? Это можно сделать, только если это движение
сравнить с каким-либо образцом, с какой-либо моделью. В качестве сравнительной
модели можно самостоятельно выбрать какой-либо образец (например - в сутках 100
часов, в 1 часе – 100 минут, в 1 минуте 100 секунд), или взять уже известный (в
сутках 24 часа, в 1 часе – 60 минут, в 1 минуте 60 секунд). И на основании этой
сравнительной модели, можно уже будет сориентироваться во времени, – сколько
единиц сравнительного образца было затрачено или требуется затратить в том или
ином случае. И уже на основании этого принимать то или иное решение.

Можно
ли определить массу какого-либо предмета? Это можно сделать, только если этот
предмет сравнить с каким-либо образцом, с какой-либо моделью. В качестве
сравнительной модели можно самостоятельно выбрать какой-либо образец, или взять
уже известный – килограмм, фунт и т.д. И на основании этой сравнительной
модели, можно уже будет сориентироваться при определении массы какого-либо
предмета, – сколько единиц сравнительного образца является равновесным с
определяемым предметом, или требуется уравновесить в том или ином случае. И уже
на основании этого принимать то или иное решение.

Можно
ли определить уровень богатства? Это можно сделать, только если это
предполагаемое богатство сравнить с каким-либо образцом, с какой-либо моделью.
В качестве сравнительной модели можно самостоятельно выбрать какой-либо
образец, или взять любой уже известный – рубль, доллар, франк и т.д. И на
основании этой сравнительной модели, можно уже будет сориентироваться в уровне
богатства, – сколькими единицами сравнительного образца можно будет оценить
исследуемое богатство, в том или ином случае. И уже на основании этого
принимать то или иное решение.

Точно
таким же способом решается проблема взаимоотношений между индивидами. В
частности, оценка и управление их поведением. Берется определенная
сравнительная модель-образец, и совмещается с конкретным происшедшим или
ожидаемым фактом. После этого, принимается решение об отношении и ответной
реакции к данному факту и/или данному индивиду.

Но
при этом проявляется существенная проблема, которая заключается в самой модели.
Пространство и время по своей сути объективны, и подобрать для них объективную
же модель, в принципе не сложно. А вот поведение индивида - довольно
субъективно. И подобрать сравнительную модель общую для всех индивидов и для долговременного
пользования, весьма проблематично. Необходимо соблюдать некоторые требования:

В
первую очередь она не может быть статичной. Нельзя выбрать ее как метр или
секунду и пользоваться поколениями. Необходима постоянная ее корректировка. А
для этого требуется избыточное наличие альтернативных разработок. Это дает
возможность выбора наибольшего положительного эффекта с течением времени.

Во
вторых, модель должна, по возможности, наиболее шире охватывать окружающую
действительность. Непривычно представить себе случай, когда длина чего-либо
определяется в метрах, ширина в дюймах, а высота в вершках. Или, например,
когда дети говорят по-русски, взрослые – по-английски, а престарелые –
по-японски. Повторюсь, важным показателем сравнительной модели, является ее
широта охвата. Как при определении всех направлений пространства используется
одна модель - метр, и как при общении всех возрастных категорий индивидов
используется одна модель разговорного языка, так и при анализе различных
проявлений поведения индивида должна использоваться одна сравнительная
модель-образец.

Очевидна
актуальность построения множества альтернативных моделей поведения индивида,
которые могли бы помочь наиболее широко охватить как различные возможные
проявления поведения самого индивида, так и его взаимоотношения с окружающим
бытием*.

В
предлагаемой работе, представлен результат решения выше обозначенной проблемы с
использованием методов моделирования, абстрагирования и систематизации.

Практическая
деятельность индивида по большей мере связана с взаимоотношениями с членами
окружающего его общества. И все эти взаимоотношения строятся на оценке их
деятельности. Как это происходит? Индивид сравнивает результат, процесс или
будущий результат деятельности другого индивида, с каким-то “идеальным”
образцом – сравнительной моделью. При этом, все эти: результат, процесс или
будущий результат, а также сравниваемая “идеальная” модель-образец имеют
какие-то определенные границы - физические, юридические, моральные,
нравственные, информационные и т.д.. Если эти границы обладают приемлемыми
результатами сравнения, то ответная деятельность складывается определенным
образом, если не обладают, то ответная деятельность складывается иным образом.
То же самое происходит, когда индивид сравнивает результат, процесс или будущий
результат, уже своей деятельности, с подобным образцом.

Например:


Индивид
покупает хлеб, под влияние жизненного опыта, у него уже есть модель-образец
некоторого "идеального хлеба". Сравнивая покупной и образцовый
("идеальный") хлеб по определенным границам-параметрам (размер,
пропеченность, наличие инородных тел и т.д.), индивид принимает решение о
покупке или отказе от покупки данного хлеба.

Индивид
знакомится с другим индивидом. Сравнивая моральные границы поведения незнакомца
с моральными границами "идеальной" модели-образца, индивид принимает
решение о продлении или прекращении общения с данным индивидом.

Переходя
дорогу в не установленном месте, индивид нарушает юридически установленные
границы "идеального" движения, что позволяет инспектору дорожного
движения применить юридически установленные санкции против него.

Зная,
что юридически подкрепленные границы трудовой ("идеальной")
дисциплины предписывают приход на работу строго в определенное время, индивид
строит свои временные границы распорядка дня, уже согласно этим требованиям.

Обучаясь
в медицинском ВУЗе, индивид изучает модель идеально здорового человека, которая
обладает определенными границами температуры, давления, химического состава,
цвета и т.д.. На практике, при обследовании больного, происходит сравнение этих
границ у больного и модели. По результатам сравнения ставится диагноз и
принимается решение о лечение.

Примеры
можно продолжить и далее, но возникает вопрос: а, что это такое - сравнение и
определение этих границ? Каким термином обозначить сам вид деятельности с этими
границами? Ведь определяя свою реакцию на какие-либо границы действий
окружающих, индивид автоматически определяет и действия окружающих на свою
реакцию! Фактически, индивид своей реакцией, косвенным образом, управляет
поведением окружающих. Но кроме косвенного, существует и “прямой образ”
управления границами этого поведения - приказ, просьба, убеждение и т.д. Что
это такое — прямое или косвенное управление чьим-либо поведением, поступками и
т.д.? Перед тем как ответить на заданный вопрос, попробуем ответить на другой:
что происходит при управлении этими границами? Происходит их изменение. Границы
имели одно положение, после какого-либо воздействия - приобретают другие. Любые
изменения в пространстве и/или во времени являются движением. Поэтому при
управлении какими-либо границами происходит движение.

Например:

Отказавшись
или согласившись купить данную буханку хлеба, покупатель, косвенным образом,
управляет количественно-качественными изменениями, происходящими при переходе
(движении) муки в хлеб. Потому, что, не продав в этот раз хлеб данного
качества, продавец в следующий раз вынужден будет подбирать его для продажи с
иным качеством. Тем самым произойдет движение границ качества хлеба.

Отказавшись
или согласившись продолжить общение с другим индивидом, данный индивид изменяет
окружающий его психологический микроклимат. При этом происходит
количественно-качественное изменение содержания положительных и отрицательных
эмоций, иначе говоря, происходит движение границ психологического микроклимата.


Юридические
санкции призваны удерживать в установленных рамках физическое движение на
автодорогах.

Стремясь
прийти на работу в установленное время, индивид чисто физически стремится
вовремя переместиться из точки А в точку Б.

Следовательно,
определяя (изменяя) физические, психологические, юридические и т.п. границы,
индивид определяет (управляет) движение чего-либо, в рамках этих границ. Так
что же это такое – определение или изменение границ движения? На этот счет
обращает на себя внимание уже известный термин — ВЛАСТЬ.

Покупая
или не покупая тот или иной вид товара и/или услуги, индивид подтверждает свое
согласие или не согласие с количественно-качественными границами данного товара
и/или услуги. Тем самым он косвенным образом проявляет свою власть над
продавцом. Ту же власть он проявляет, когда напрямую указывает, приказывает,
просит или каким-либо иным образом определяет количественно-качественные
границы какого-либо товара и/или услуги.

Существует
достаточно большое количество определений этого термина, например из более
давнишних можно взять исследования Ежи Вятра по этому направлению:

”В
немарксистской политической социологии можно насчитать до шести различных типов
определения власти, не говоря уже о различиях в формулировках внутри каждого из
этих типов.

Эти
определения следующие:

бихевиористские
определения, в соответствии с которыми власть является особым типом поведения,
основанным на возможности изменения поведения других людей;

телеологические
определения, согласно которым власть – это достижение определенных целей,
получение намеченных результатов;

инструменталистские
определения, трактующие власть как возможность использования определенных
средств, в частности насилия;

структуралистские
определения власти как особого рода отношения между управляющим и управляемым;

определения
власти как влияния, оказываемого на других;

конфликтное
определение власти, сводящееся к возможности принятия ею решений, регулирующих
распределение благ в конфликтных ситуациях.

Эти
определения сосредоточивают внимание на каком-либо одном аспекте явления
власти, более или менее важном.” [Ежи Вятр. 1979:158]

“…
общее определение власти должно включать следующие элементы: не менее двух
партнеров отношений власти, причем этими партнерами могут быть как отдельные
лица, так и группы лиц; приказ осуществляющего власть, то есть выражение им
воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый
угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом
воле; подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее
осуществляет, то есть подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего
власть; общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это
право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам
осуществляющего власть.” [Ежи Вятр. 1979: 161]

Описанные
исследования Ежи Вятра, отражают общую картину определения понятия “ВЛАСТЬ”. Но
согласно требованиям позитивизма все определения должны обладать нейтральностью,
а здесь явно прослеживаются эмоции — “… сопровождаемый угрозой …”, ”… подчинение
выраженной в приказе…”, ”… отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти
приказы касаются, обязан подчиниться …”, и т.д. Кроме этого, они имеют узкую
направленность и жесткие границы, которые не объясняют многих фактов и
действий, в которых наблюдаются явления движения, но не наблюдаются
вышеотмеченные параметры.

Например,
можно взять такие действия как спорт, упражнения йогов, производственный брак,
аварии и несчастные случаи, науку, творчество и т.д.:

Индивид
не в состоянии поднять тяжесть определенного веса, не может задерживать дыхание
на достаточно продолжительное время, или выполнять еще какие-либо действия. Но,
занимаясь спортом или упражнениями йогов, через определенное время происходит
изменение его физических и/или психических возможностей. Т.е. происходит
движение границ этих возможностей - из прежнего состояния в новое.

Производственный
брак, аварии и несчастные случаи приводят к изменениям в худшую сторону чего-либо
или кого-либо. Т.е. происходит движение границ количественно-качественных
состояний, из желаемого в худшее.

Наука
приводит к появлению знаний с новой информацией. Т.е. происходит движение
границ знаний, происходит их расширение.

Творчество
приводит к появлению товаров и/или услуг с новыми свойствами. Т.е. происходит
движение границ количественно-качественного состояния того или иного вида
товара и/или услуги.

Как
видно, все эти перечисленные случаи описывают различного рода факты движения,
но не входят в прежние определения понятия “ВЛАСТЬ”. Налицо потребность
нахождения нового определения этого понятия, с более емким значением.

Кроме
этого, на современном этапе исследования данного понятия, исследователи пошли
по пути ужесточения требований к построению этого определения, когда из сферы
властных отношений исключаются всевозможные ситуации, которые по мысли
исследователей не должны присутствовать в определении. Это привело к тому, что
область и пределы применения понятия “власть” стали соизмеримы с областями и
пределами применения таких понятий как: “влияние”, “принуждение”, “управление”,
“сила”, “господство”, “авторитет”, “контроль”, “дисциплина” и т.д. Разберем эту
ситуацию на примере понятия “болезнь”.

Болезнь
определяется по таким параметрам как: изменение температуры, озноб, тошнота и
т.д., если не включить что-либо из перечисленного в понятие “болезнь”, то и
болезнью тогда данное состояние человека назвать будет нельзя, и следовательно,
лечить не надо будет. Но эти параметры не всегда являются обязательными
проявлениями болезни. Существуют болезни, где не присутствуют: ни изменение
температуры, ни озноб, ни тошнота, ни и т.д. Включение в объем понятия
“болезнь” различных форм, видов, нюансов и т.п. возможных ее проявлений,
позволяет правильно выявлять состояние человека, и вовремя назначать правильное
лечение.

Как
при построении понятия “болезнь” и статуса “больного” такие понятия как:
“озноб”, “температура”, “тошнота” и т.д. являются параметрами и структурными
составляющими, так и при построении понятия “власть” и статуса “властвующего”
такие понятия как: “влияние”, “принуждение”, “управление” и т.д., также
являются параметрами и структурными составляющими. И также как и при болезни,
при властвовании эти структурные составляющие не обязательно должны
присутствовать в полном составе. Они могут быть как по отдельности, так и в
различной комбинации друг с другом. Расширение объема понятия “власть” и
включение в него различных форм, видов, нюансов и т.п. возможных ее проявлений,
позволяет правильно выявлять различные тенденций в поведении человека, и
регулировать межличностные отношения.

Из
вышеизложенных примеров, вырисовывается следующее определение:
Власть - есть определение границ движения.

Напрямую,
воздействуя на окружающих приказами, просьбами, авторитетом, насилием, или
косвенно — покупкой-продажей, или другими подобными проявлениями, индивид
определяет конечные границы требуемых движений. Тем самым, он прямым или
косвенным образом проявляет свою ВЛАСТЬ.

Если
взять к рассмотрению такие явления как производственный брак, несчастные
случаи, аварии, или саботаж, то наблюдается такой факт, как отклонение
получаемых границ от желаемых. Почему происходит это отклонение? Какова его
природа? И что это такое вообще? Ответы на эти вопросы можно получить, если
принять во внимание двойственность власти. Власть не единична. Она по природе
своей двойственна.

Существуют
два вида власти — ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ.

В
чем отличие ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ от ВТОРИЧНОЙ? Как уже видно по своему названию -
ПЕРВИЧНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет теоретическую (если можно так сказать) часть,
предварительное осмысление, принятие решения, постановку задачи,
предопределение возможных побочных воздействий и само определение требуемых
границ движения. ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ, осуществляет уже больше практическую часть
по определению требуемых границ, и осуществляет корректировку, в определенных
пределах, и контроль по соблюдению уже установленных границ. По большому счету,
ПЕРВИЧНАЯ ВЛАСТЬ отвечает на вопрос: "Что делать?", а ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ
- на вопрос: "Как делать?". Можно сказать и иначе — ПЕРВИЧНАЯ ВЛАСТЬ
осуществляет стратегическо-тактическое определение, а ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ —
тактико-оперативное. Можно также отметить их отличие в степени свободы при
определении границ движений. О чем пойдет речь несколько ниже. На наличие
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ указывают также такие термины и понятия как квалификация,
уровень мастерства, профразряды и т.д. От личного желания представителя
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, от наличия возможности проявления этой власти, зависит
конечный результат какого-либо действия. Потому, что именно от существования
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, зависит желание ее представителя выполнить ту или иную работу
на высоком уровне, или ”спустя рукава”. Иначе говоря, именно от существования
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, зависит желание ее представителя соблюдать и содействовать в
достижении границ установленных ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ или нет.

Наличие
двойственности власти наблюдается в ряде примеров:

Наиболее
яркий – музыкальный конкурс Рахманинова. Сам Рахманинов (или другие композиторы
его уровня), являясь представителем и обладателем ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ, написал
музыкальные произведения, т.е., иначе говоря, определил физико-механические
границы вибрации музыкальных инструментов. Каждый участник, являясь
представителем и обладателем ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, и обладая желанием повторить
установленные границы, стремится произвести физико-механические действия
согласно этим границам. И тот, кто наиболее точно повторит их, будет объявлен
победителем.

Политическая
власть, являясь ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, определяет границы взаимоотношений в
обществе. Государственная власть, являясь ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, различными
проявлениями стремится удержать общественную жизнь в установленных границах.
Когда в Германии к государственной власти пришла фашистская партия, то государственный
аппарат стал придерживаться границ взаимоотношений, определенных фашисткой
политической властью. Когда в России к государственной власти пришла
коммунистическая партия, то государственный аппарат стал придерживаться границ
взаимоотношений, определенных коммунистической политической властью.
Государственная власть, в виду наличия возможности воздействия на практический
результат, может обеспечить полное осуществление планов политической власти,
если будет соблюдать определенные уже границы взаимоотношений. А может эти
планы и провалить, если не будет соблюдать этих границ.

Законодательная,
исполнительная и судебная власти, являются звеньями единой государственной
власти. При этом, законодательная власть, являясь ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, определяет
юридические границы действия государственной власти. Исполнительная власть и
судебная власть, являясь представителями ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, осуществляют и
контролируют эти действия. Но, обладая практической властью, они могут
осуществлять свои действия согласно установленных границ, или игнорировать их в
той или иной мере.

Государственная
власть, являясь ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, определяет границы взаимоотношений в
обществе. При согласии с этими границами, члены этого общества, являясь
представителями ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, стремятся всячески соблюдать их. При
несогласии с этими границами и обладании ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, они путем
всевозможных форм протеста стремятся скорректировать их.

Руководитель
структурного подразделения на предприятии, являясь представителем ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ,
дает производственное задание рабочему. Это задание имеет определенные границы
действий. Рабочий, являясь представителем ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, может качественно
выполнить данное задание, если будет соблюдать установленные границы, а может
выполнить с браком, если не будет соблюдать их. И наоборот, если
производственное задание имеет в себе какие-либо конструктивные ошибки, то
рабочий при соблюдении установленных границ выполнит бракованный товар и/или
услугу. Ввиду наличия ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, иначе говоря - наличии достаточно
высокой квалификации и уровня мастерства, и при наличии желания, рабочий может
отойти от установленных границ в сторону повышения качества результата. Тогда
конечный товар и/или услуга будет желаемого качества.

Данные
примеры показывают, что один индивид (или группа индивидов) представляет
ПЕРВИЧНУЮ ВЛАСТЬ, а другой (другая группа) — ВТОРИЧНУЮ. В данных случаях эти
примеры вписываются в уже ранее широко известные определения понятия “ВЛАСТЬ”.

Но
предлагаемое определение охватывает случаи, не вписывающиеся в широко известные
определения данного понятия, когда один и тот же индивид является
представителем и ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ.

Например:

Индивид,
имеющий какое-либо хобби, сам является представителем и ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ
ВЛАСТИ. Он сам, обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, определяет границы своих действий и
сам, обладая ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, выполняет и контролирует все действия,
необходимые для соблюдения первоначально установленных границ. При возникшей
потребности, обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, индивид проводит требуемую
корректировку первоначально установленных границ своей деятельности.

Индивид,
являясь представителем и ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, принимает решение
изменить свои физические и/или психологические возможности. Обладая ПЕРВИЧНОЙ
ВЛАСТЬЮ, он определяет границы своих действий. Обладая ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ,
осуществляет необходимые действия, путем каких-либо физических упражнений,
спорта, упражнений йогов, аутотренинга и т.д. При возникшей потребности,
обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, индивид проводит требуемую корректировку
первоначально установленных границ своей деятельности.

Индивид,
являясь собственником земельного участка, обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, определяет
границы своих действий по использованию его. Индивид сам определяет, что и как
выращивать на нем. Обладая ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, осуществляет необходимые
действия, путем покупки посадочного материала определенного количества и
качества, и необходимого для его обработки инвентаря. При возникшей
потребности, обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, индивид проводит требуемую
корректировку первоначально установленных границ своей деятельности.

Кроме
этого, предлагаемое определение охватывает и условно-относительные автономные
случаи, когда индивид является представителем только или ПЕРВИЧНОЙ, или
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ. Условно-относительная автономность выражается в частичном
представительстве какой-либо другой власти.

Например:

Индивид,
занимаясь научной деятельностью, является представителем ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ. Он
изучает, определяет и оптимизирует уже известные и/или вновь предлагаемые
границы каких-либо действий, знаний и т.д. Это его законченная и
целенаправленная деятельность. Она проводится относительно независимо от того,
будут ли эти границы затребованы ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ или нет. Условно-относительная
автономность и независимость заключается в том, что этот индивид сам частично
пользуется этими границами, не являясь при этом полноценным представителем
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, т.к. эта власть не является самоцелью. История знает не мало
фактов, когда научные разработки не находили своего применения.

Индивид,
занимаясь творческой деятельностью, является представителем ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ.
Он определяет и устанавливает эмоциональные, моральные или иные какие-либо
границы жизнедеятельности. Это его законченная и целенаправленная деятельность.
Она проводится относительно независимо от того, будут ли эти границы
затребованы ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ или нет. Условно-относительная автономность и
независимость заключается в том, что этот индивид сам частично пользуется этими
границами, не являясь при этом полноценным представителем ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ,
т.к. эта власть не является самоцелью. История знает не мало фактов, когда
художественные, литературные или иные какие-либо произведения, изобретения и
т.п. разработки не находили своего признания и применения.

Являясь
представителем ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ и оказывая активное противодействие ПЕРВИЧНОЙ
ВЛАСТИ, индивид занимается саботажем. Вся его деятельность направлена против
первоначально установленных границ каких-либо действий. Он активно
противодействует этим первично определенным границам, не являясь при этом
полноценным представителем ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ. Это его законченная и
целенаправленная деятельность. Условно-относительная автономность и
независимость ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ, заключается в том, что она направлена
исключительно против границ установленных ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, и не ставит своей
самоцелью стать ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ. Если вторичная власть направлена не против
границ установленных первичной властью или преследует какие-либо другие цели,
то это уже не саботаж, а ПЕРВИЧНАЯ ВЛАСТЬ и это противодействие уже является
конкуренцией.

Из
приведенных примеров видно, что расхождения в определении границ, между
ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, не случайны, они неизбежны, и достичь полного соответствия
границ невозможно. И это нормальное явление. Какие причины влияют на эти
расхождения?

Первая
причина наблюдается невооруженным глазом – субъективная. Желания, нежелания,
умения, амбиции, ошибки — эти и т.п. субъективные причины, которые оказывают
влияния на расхождения в определении границ движения (действия). Другая
причина, это объективное влияние. Невозможность соблюдения границ, определенных
ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, вызывает вынужденное несоблюдение их ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ.
Следовательно, на конечный результат какой-либо деятельности, оказывают влияние
два фактора, которые имеют субъективное и объективное начало. Они из себя
образуют СУБЪЕКТИВНУЮ И ОБЪЕКТИВНУЮ ВЛАСТЬ*. При этом составными элементами
СУБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ, являются ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ. Иначе говоря,
СУБЪЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ, это зона проявления субъективных решений индивида. А
ОБЪЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ, это зона где отсутствует возможность проявления
субъективных решений индивида.

Например:

Индивид
помещает сахар-песок в емкость с заваренным чаем. Обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, он
определяет его количественные границы — 10 чайных ложек. Обладая ВТОРИЧНОЙ
ВЛАСТЬЮ, индивид приступает к осуществлению этих границ. Как только
растворенный сахар достигнет своего предела насыщения, его растворение прекратится.
Это есть проявление ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ. Пока индивид находится в зоне
субъективной власти, он может определять и влиять на ход какого-либо
движения-действия. Он может определить объем емкости для горячей воды, может
определить температуру прогрева этой воды, может определить, что именно
заваривать – чай или кофе, он может определить также, сколько сахара-песка
сыпать. Но как только зона субъективной власти заканчивается, и наступает зона
объективной власти, определяемая пределом насыщения, желания остаются
неосуществимы. Иначе говоря, от воздействия границ определяемых ОБЪЕКТИВНОЙ
ВЛАСТЬЮ, зависит, произойдет ли движение от таких отдельных и автономных
элементов, как сахар-песок и заварка, в полноценный чай.

Индивид
пытается завести двигатель своего транспортного средства. Обладая ПЕРВИЧНОЙ
ВЛАСТЬЮ, он определяет временные границы, когда завести двигатель, когда
заглушить. Обладая ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, индивид приступает к осуществлению этих
границ. Двигатель будет работать при строго обязательной пропорции смеси
горючего и окислителя. Как только соотношение горючего и окислителя будет
нарушено, двигатель прекратить функционировать. Это есть проявление ОБЪЕКТИВНОЙ
ВЛАСТИ. Пока индивид находится в зоне субъективной власти, он может определять
и влиять на ход какого-либо движения-действия. Он может определить, когда и
какое по продолжительности время будет работать двигатель его транспортного
средства, он может определить марку используемого топлива, он может определить
куда поедет и что повезет на своем транспортном средстве. Но, как только зона
субъективной власти заканчивается, и наступает зона объективной власти,
определяемая пропорциональным соотношением горючее-окислитель, желания остаются
неосуществимы. Иначе говоря, от воздействия границ определяемых ОБЪЕКТИВНОЙ
ВЛАСТЬЮ, зависит, произойдет ли движение от таких отдельных и автономных
элементов, как горючее вещество и окислитель, в полноценную горючую смесь.

Индивид
пытается развести костер. Обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, он определяет, из каких
горючих материалов сложить костер, и каким способом воспламенить его. Обладая
ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, индивид приступает к осуществлению этих границ. Горючие
материалы воспламенятся при достижении строго определенной, для каждого
материала, температуры горения. Если температура горения не достигнута, то
материал не воспламенится, и костер не будет функционировать. Это есть
проявление ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ. Пока индивид находится в зоне субъективной
власти, он может определять и влиять на ход какого-либо движения-действия. Он
может определить, где, когда, из каких горючих материалов, и для каких целей он
его разожжет. Но, как только зона субъективной власти заканчивается, и
наступает зона объективной власти, определяемая температурой горения данного
материала, желания остаются неосуществимы. Иначе говоря, от воздействия границ
определяемых ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТЬЮ, зависит, произойдет ли движение горючего
материала из одного состояния в другое, с высвобождением требуемой тепловой
энергии, или нет.

Обращает
на себя внимание расхождение между ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ. Это
расхождение выражает легитимность этих властей, и на нее влияют два фактора —
невозможность соблюдения границ, и различная несогласованность в процессе
соблюдения. Чем расхождение меньше, тем легитимность выше. Кроме этого, это
расхождение указывает на еще одно отличие ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТИ от ВТОРИЧНОЙ. (На
рассмотрение этого отличие была ссылка ранее в тексте.) Оно заключается в
степени свободы при определении границ движений. ПЕРВИЧНАЯ ВЛАСТЬ обладает
безграничными возможностями. ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ может осуществляться только в
рамках субъективной власти, как только проявляется зона ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ,
функционирование ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТИ прекращается.

Например:

Писатель,
обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, может в своем произведении выбрать любых героев,
будь то живые люди, животные, различные монстры, различные неживые предметы, и
наделить их различными способностями и свойствами, будь то летать, мыслить,
перевоплощаться и т.д. Наделяя героев этими способностями и свойствами, он тем
самым определяет границы их возможных движений. В реальной жизни, например при
экранизации какого-либо произведения, ВТОРИЧНАЯ ВЛАСТЬ просто не в состоянии
соблюсти эти границы. Причина этого — наличие ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ.

Программист,
обладая ПЕРВИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ, создавая виртуальный мир, может выбрать любых его
обитателей, будь то живые люди, животные, различные монстры, различные неживые
предметы, и наделить их различными способностями и свойствами, будь то летать,
мыслить, перевоплощаться и т.д. Наделяя этих обитателей различными
способностями и свойствами, он тем самым определяет границы их возможных
движений. В реальной же жизни, существование этих обитателей невозможно, ввиду
наличия и влияния на их существование ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ.

Также
следует обратить внимание на направленность проявления власти. В зависимости от
направления ее проявления, власть разделяется на ВНУТРЕННЮЮ и ВНЕШНЮЮ.

Например:

Когда
индивид принимает решение о расширении субъективных личных физических или
психологических границ, то эта власть является ВНУТРЕННЕЙ.

Когда
индивид определяет границы движения вне своего тела и/или сознания, то такая
власть является ВНЕШНЕЙ.

В
заключение отметим, какие возможны виды власти, по функциональному признаку.

Творческая
власть. Она проявляется при определении совершенно новых, ранее неизвестных
границ движения.

Научная
власть. Она проявляется при оптимизации ранее известных границ движения.

Пользовательская
(эксплуатационная) власть. Она проявляется при использовании уже известных
границ движения.

Каждый
индивид в повседневной жизни проявляет эти виды власти. Вопрос только в их
значимости. В одних случаях значимость результатов их проявления остается в
рамках личной жизни, в других значимость распространяется на окружающих.

Какие
можно сделать выводы из выше изложенного?

Все
познается в сравнении. Все имеет свои границы. Нельзя из ничего создать что-то,
всегда что-то является чем-либо с измененными границами. Любые изменения в
пространстве и/или во времени являются движением.

Метр
является сравнительной моделью пространства, секунда – сравнительной моделью
времени, килограмм – сравнительной моделью массы, деньги – сравнительной
моделью богатства. Наличие сравнительных моделей позволяет индивиду вовремя
соориентироваться в конкретной жизненной ситуации, и принять наиболее верное
решение.

Власть
является сравнительной моделью деятельности индивида. Очевидна актуальность
построения множества альтернативных моделей поведения индивида, которые могли
бы помочь наиболее широко охватить как возможные различные проявления поведения
самого индивида, так и его взаимоотношения с окружающим бытием

Конечный
результат любого властвования, это произвести изменение каких-либо границ.
Точнее сказать, конечный результат любого властвования, это осуществить движение
границ чего-либо из одного положения (состояния) в другое. И в принципе не
имеет значение, какие границы, кто и каким образом будет их изменять.



Зона
охвата уже известных определений понятия “ВЛАСТЬ”, крайне узка и одностороння.
Она не охватывает всей возможной деятельности индивида. Предлагаемое
определение: ВЛАСТЬ — ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ДВИЖЕНИЯ, расширяет зону
понимания деятельности индивида. Такое определение указывает на
многоуровневость понятия власти (см. схему). Которая включает в себя ПЕРВИЧНУЮ
и ВТОРИЧНУЮ ВЛАСТЬ. Они, в свою очередь, являются составными элементами
СУБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ. На конечный результат деятельности индивида, кроме
СУБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ, оказывает большое влияние ОБЪЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ. Для полноты
понимания понятия власть, важно учитывать направленность ее проявления, которая
выражается во ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ВЛАСТИ.

От
СУБЪЕКТИВНОЙ и ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТЕЙ, зависит такое понятие как ЛЕГИТИМНОСТЬ
власти, которая выражается в расхождении при определении границ между ПЕРВИЧНОЙ
и ВТОРИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ. На это расхождение влияют два фактора – невозможность
соблюдения границ (проявление ОБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ), и различная
несогласованность в процессе их соблюдения (проявление СУБЪЕКТИВНОЙ ВЛАСТИ).

Расширение
зоны охвата такого понятия как “ВЛАСТЬ”, позволяет по новому рассмотреть уже
другие понятия, такие как: “труд”, “богатство”, “собственность” и т.д. Что в
целом дает возможность построить модель “властного общества”, в которой
ставится целью решение проблемы оптимизации использования людских ресурсов.
Более наглядно это можно изобразить в виде формулы:

модель
властного общества = п. “власть” + п. “труд” + п. “богатство” + п.
“собственность” + …
Список литературы

Канке
В.А. 1999. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных
заведений. М.: Логос; Высшая школа.

Современная
западная философия: Учеб. пособие. Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов, В.Л.
Абушенко, М.А. Можейко и др.; Под общ. Ред. Т.Г. Румянцевой. Мн.: Выш.шк.,
2000.

Философия:
Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. Моск. ин-т национ. и регион.
отношений; Научн. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Философский
энциклопедический словарь. редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и
др. - 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

Чуешов
В.И. 1997. Введение в современную философию: Учебн. Пособие. - В.И.Чуешов,
З.И.Дунченко, О.И.Чеснокова. Мн.: НТООО "ТетраСистемс"

Белов
Г.А. 1999. Политология. Учебное пособие. М.: ЧеРо,

В.А.
Бобков, И.Н. Браин и др. Политология: Курс лекций - Под ред. В.А. Бобкова и
И.Н. Браина. - Мн.: НКФ “Экоперспектива”, 1996.

Данилов
А.Н. 1998. Власть и общество: поиск новой гармонии. Мн.: Унiверсiтэцкае.

Ежи
Вятр 1979. Социология политических отношений М.: Прогресс.ёё

Мельник
В.А. 1996. Политология: Учеб. Мн.: Выш. шк.

Мухаев
Р.Т. 1996. Основы политологии: Учебник для средней школы. М.: Новая школа.

Райгородский
Д.Я. 1999. Психология и психоанализ власти. т.1. Хрестоматия. Самара: Изд. дом
"Бахрах".

Райгородский
Д.Я. 1999. Психология и психоанализ власти. т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. дом
"Бахрах".

Ильин
М.В., Мельвиль А.Ю. 1997. Власть. - Полис, №6

Коваль
Б.И., Ильин М.В. 1991. Власть versus политика. - Полис, №5.

Ледяев
В.Г. 2000. Власть: концептуальный анализ. - Полис, №1.

Ледяев
В.Г. 2000. Формы власти: типологический анализ. - Полис, №2.

Пантин
И.К., Шмачкова Т.В. 1998. Основы политологии. Программа курса. - Полис, №1.

Т.Болл.
1993. Власть. - Полис, №5.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Семантическая категория интенсивности и ее лексические средства
Реферат Аракчеев Алексей Андреевич - всесильный временщик
Реферат Изучение материала по теме Гидростатика
Реферат А. С. Пушкина Государственный Литературный музей Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева международная научная конференция: «И. С. Тургенев и франция» (Москва, 24-27 ноября 2010г.) Программа
Реферат Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность
Реферат Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях
Реферат 14 сочинений по литературе
Реферат Social Essay Research Paper The three most
Реферат Обеспечение безопасности при работе с компьютером
Реферат Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы
Реферат Белинский - сотрудник "Молвы" и "Телескопа"
Реферат Великая Отечественная Война.
Реферат Работа таможенных органов с обращениями граждан
Реферат История возникновение и развитие науки