Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Платон. Федон.

Платон. Федон.

Душа
и тело с точки зрения познания истины

Симмий:
философы на самом деле желают умереть, а стало быть, совершенно ясно, что они
заслуживают такой участи. Сократ: смерть есть не что иное, как отделение души от
тела, верно? А быть мертвым - это значит, что тело, отделенное от души,
существует само по себе и что душа, отделенная от тела, - тоже сама по себе?

Или,
быть может, смерть - это что-нибудь иное? Заботы философа обращены не на тело,
но почти целиком - насколько возможно отвлечься от собственного тела - на душу?
Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что
освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой
другой из людей? - А теперь взглянем, как приобретается способность мышления.
Препятствует ли этому тело или нет, если взять его в соучастники философских
разысканий?

Я
имею в виду вот что. Могут ли люди сколько-нибудь доверять своему слуху и
зрению? Ведь даже поэты без конца твердят, что мы ничего не слышим и не видим
точно. Но если эти два телесных чувства ни точностью, ни ясностью не
отличаются, тем менее надежны остальные, ибо все они, по-моему, слабее и ниже
этих двух. Душа лучше всего мыслит, конечно, когда ее не тревожит ничто из
того, о чем мы только что говорили, - ни слух, ни зрение, ни боль, ни
удовольствие, когда, распростившись с телом, она останется одна или почти одна
и устремится к подлинному бытию, прекратив и пресекши, насколько это возможно,
общение с телом. Прекрасное и доброе постигается с помощью какого-то иного
телесного чувства? Я говорю сейчас о вещах того же рода - о величине, здоровье,
силе и так далее - одним словом, о том, что каждая из этих вещей представляет
собою по своей сущности. Так как же, самое истинное в них мы обнаруживаем с
помощью тела? Или же, напротив, кто из нас всего тщательнее и настойчивее
приучит себя размышлять о каждой вещи, которую он исследует, тот всего ближе
подойдет к ее истинному познанию?

Четыре
доказательства бессмертия души.

Аргумент
первый: взаимопереход противоположностей  

Сократ:
представь себе, например, что существует только засыпание и что пробуждение от
сна его не уравновешивает, - ты легко поймешь, что в конце концов сказание об
Эндимионе оказалось бы вздором и потеряло всякий смысл, потому что и все
остальное также погрузилось бы в сон. И если бы все только соединялось,
прекратив разъединяться, очень быстро стало бы по слову Анаксагора: Все вещи
были вместе. И точно так же, друг Кебет, если бы все причастное к жизни
умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, - разве не
совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла? И
если бы даже живое возникало из чего-нибудь иного, а затем все-таки умирало,
каким образом можно было бы избегнуть всеобщей смерти и уничтожения? Поистине
существуют и оживание, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души
умерших, и добрым между ними выпадает лучшая доля, а дурным - худшая.

Аргумент
второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека

Сократ:
Мы признаем, что существует нечто, называемое равным, - я говорю не о том, что
бревно бывает равно бревну, камень камню и тому подобное, но о чем-то ином,
отличном от всего этого, - о равенстве самом по себе. Но откуда мы берем это
знание? Видя равные между собою бревна, или камни, или еще что-нибудь, мы через
них постигаем иное, отличное от них. Всякий раз, когда вид одной вещи вызывает
у тебя мысль о другой, либо сходной с первою, либо несходной, - это
припоминание. Прежде чем начать видеть, слышать и вообще чувствовать, мы должны
были каким-то образом узнать о равном самом по себе. В сравнении с телом душа
ближе к безвидному, а тело в сравнении с душой - к зримому? Когда душа ведет
исследование сама по себе, она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно
и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому, то всегда оказывается
вместе с ним, как только остается наедине с собой и не встречает препятствий.
Здесь наступает конец ее блужданиям, и, в непрерывном соприкосновении с
постоянным и неизменным, она и сама обнаруживает те же свойства.

Аргумент
третий: самотождество идеи (эйдоса) души

Душа
- это гармония, а гармония, вполне оставаясь самой собою, то есть гармонией,
никогда не будет причастна дисгармонии. И душа не будет причастна порочности,
поскольку она остается доподлинно душою. Душа, если это гармония, всегда поет в
лад с тем, как натянуты, или отпущены, или звучат, или как-то еще размещены и
расположены составные части? Разве мы не согласились, что душа следует за ними
и никогда не властвует?

Аргумент
четвертый: теория души как эйдоса жизни

Если
бессмертное неуничтожимо, душа не может погибнуть, когда к ней приблизится
смерть: ведь из всего сказанного следует, что она не примет смерти и не будет
мертвой! Точно так же, как не будет четным ни три, ни само нечетное, как не
будет холодным ни огонь, ни теплота в огне! Что, - однако же, препятствует
нечетному, - скажет кто-нибудь, - не становясь четным, когда четное
приблизится, - так мы договорились - погибнуть и уступить свое место четному? И
мы не были бы вправе решительно настаивать, что нечетное не погибнет, - ведь
нечетное не обладает неуничтожимостью. Зато если бы было признано, что оно
неуничтожимо, мы без труда отстаивали бы свой взгляд, что под натиском четного
нечетное и три спасаются бегством. Поскольку бессмертное неуничтожимо, душа,
если она бессмертна, должна быть в то же время и неуничтожимой. И когда к
человеку подступает смерть, то смертная его часть, по-видимому, умирает, а
бессмертная отходит целой и невредимой, сторонясь смерти.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Science Fair Project Melting Ice Essay Research
Реферат The Difference Between Men
Реферат Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов
Реферат On Dorothy Chin Essay Research Paper On
Реферат Early Settlements Essay Research Paper The New
Реферат Разработка вычислительного устройства, состоящего из двух взаимозаменяемых частей: операционного автомата и управляющего автомата
Реферат Отцы и дети. Тургенев И.С.;
Реферат Учет и анализ продукции растениеводства в СПК имени Деньщикова Гродненского района
Реферат Застосування програмного продукту "In Team" у процесі автоматизації роботи менеджера
Реферат Історія розвитку корпорації Microsoft
Реферат Сущность приговора и его значение
Реферат Черно-белая оптимизация сайтов
Реферат The Two Versions Of Creation Essay Research
Реферат Структура особистості і поведінкові типи
Реферат Запозичення в польській релігійній лексиці