Рейнуотер Дж. Это в ваших силах.
МЕТОД - Биография – это мелодия жизни
человека, звучавшая на фоне социальных событий. Часто люди не могут отделаться
от навязчивых размышлений о свое прошлом, пытаясь найти свершившемуся
оправдание, придать ему какой-то смысл. Нужно написать историю своей жизни,
вспомнить все главные события и свое отношение к ним. По прошествии нескольких
недель вернуться к написанной биографии – оценить – каков эмоциональный тон
повествования. Биографию можно начать писать с любого периода.
Существуют
периоды, которые человек совершенно не помнит – в них скрыт важный
эмоциональный материал. Можно воспользоваться в данном случае упражнением
“Возвратная регрессия”. Выполняя его, нужно пройти чрез все события обычного
будничного дня. Есть также упражнение “Вспоминание плана дома” - нарисовать
план дома, останавливаясь на всплывающих в памяти вещах и отслеживать связанные
с ними ассоциации. Надо вспомнить како-то объект, или ситуацию, которые
поразили, восхитили, вспомнить любимые детские игры, отдаться в фантазиях этой
игре.
Цель
– принять себя – ребенка. Цель написания биографии – научиться понимать, любить
и принимать ребенка, которым был уже взрослый человек. Например, упражнение
“приласкайте ребенка, которым вы были” - с выбором тяжелого периода детства.
После выполнения упражнения нужно обязательно записать свои мысли и чувства.
Еще одна цель – обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в
настоящем. Если определенные эпизоды из прошлого всплывают раз за разом,
поможет упражнение “Эмоционально-коррективное переживание” - записать
тревожащий эпизод от первого лица в настоящем времени, затем переписать историю
по желанию, придумать свой собственный финал и развязку. В результате тягостное
событие заново пережито, субъективно завершено и перестает постоянно
“прокручиваться” в голове. Биография используется для раскрытия
бессознательного значения феноменов, возникающих в годовщину тех или иных
событий. Используется упражнение “Годовщина” - “сейчас… 19… года, я живу… ,
чувствую…” и так далее до года, который можно вспомнить. Особенные дни жизни –
ожидание того, что то-то случится, что-то плохое – задача – выяснить – нет ли в
событиях одной и той же воспроизводящейся схемы. Как говорил Юнг “Я могу понять
себя только в свете внутренних событий. Именно они создают неповторимое
своеобразие моей жизни, и именно им посвящена автобиография”. Главная
психологическая проблема пожилых – поиск смысла прожитой жизни. Пожилые
склонные делиться воспоминаниями – это является следствием желания получить от
молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря.
Упражнение
“Похвальное слово самому себе” - записать вкратце каждый из эпизодов своей
жизни, которыми человек гордиться. Через определенное время прочитать,
проверяя, – на самом ли деле человек испытывает гордость за эти достижения.
Отвергать собственный опыт, – значит -
препятствовать своему развитию, значит – лгать самому себе, а это все равно,
что отрекаться от своей души (О. Уайльд). Для большинства людей западной
культуры характерный графический образ времени – непрерывный поток, в котором
один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее не менее реально, чем
настоящее. Но существует и другая временная линия, когда каждое мгновение мир и
вся реальность воссоздаются заново.
Различные
типы сознавания:
Поток
мыслей – словесная болтовня.
Чувственное
сознавание – фиксация любой информации, поступающей извне через зрение, слух,
обоняние и вкус.
Телесное
сознавание – внимание к внутренним ощущениям, идущим от мышц, желудка, половых
органов.
Существует
упражнение на чувственное сознавание (поглаживание руки, лица, тела),
используется с закрытыми глазами, определение пространства (возвращение).
Упражнение на сознавание тела – длится 30 мин. – мысленное путешествие по телу
с закрытыми глазами: от головы до ног и обратно, сравнение левой и правой
стороны тела, ощущение тела как единого целого. “Это Я. Я – назвать имя. Я
здесь живу.” бывает так, что отдельные части тела как бы ускользают от
сознавания – нужно вступить с ними в диалог.
Основную
часть времени человек должен проводить в настоящем, ловить себя на пустом
переживании прошлого, останавливать себя, когда сознание придается пустым
фантазиям о будущем. Счастье – то, что можно пережить только в настоящем.