Можно ли воспитать лидера и как это сделать?
Прежде
чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы,
предложенные психологом Верой Брофман:
1.
Почему я хочу это сделать?
2.
А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
3.
Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
Если
вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими
советами.
•
Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
•
Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления
преодолевать преграды.
•
Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: «Я знаю, ты
сможешь это сделать!». И после: «Ты это сделал. Потрясающе!» Уверенность в себе
воспитывается с первых шагов малыша.
•
Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке
решительность.
•
Настраивайтесь на успех. Некоторые дети беспокоятся прежде всего о том, чтобы
не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успех не гарантируют даже высокие
способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и
увлекает за собой других.
•
Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные
проекты, какими бы далекими от жизни они не казались. При этом важно, чтобы
ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
•
Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и
делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?» Умение
предложить варианты и возможности для действия – вот отличительная черта для
лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения,
неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом «А
что, если я это сделаю?».
•
Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как
спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается
в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную
команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта
общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность.
•
Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в
игре, а кто-то в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную
актерскую труппу, другой – возглавит смелую научную разработку или организует
новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома,
ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.
•
Подскажите ребенку один из секретов лидера – каждый день здороваться с каждым
из своих подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает
хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в
нем скоро увидят потенциального лидера.
•
Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение
говорить с аудиторией без стеснения – одно из главных качеств лидера. Пусть
ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить – громче или
тише. Может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т.д.
Лидером
становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость
и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим).
В случае неудачи он не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость).
Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Постарайтесь,
чтобы ребенок понял: быть лидером – не значит быть сверхчеловеком.
Главное
– ставить перед собой реальные задачи и использовать для их достижения свои
способности и талант.
Из
книги Акимовой Г.Е. “Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных
родителей”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/