Реферат по предмету "Биографии"


Голосов И.А.

Голосов И.А.



Голосов
Илья Александрович

Годы
жизни: 1883 г. - 1945 г.

Архитектор


Братьев
Голосовых (особенно Илью Александровича) некоторые авторы - историки советской
архитектуры перечисляют в ряду виднейших представителей и даже лидеров
конструктивизма. Это одновременно и справедливо, и нет, так как отношения И. и
П. Голосовых с конструктивизмом были весьма своеобразны. Они не стояли у
истоков этого течения, но в середине и второй половине 20-х годов были,
пожалуй, наиболее удачливыми интерпретаторами художественно-стилистических
приемов конструктивизма.

Созданные
в 1924 г. Весниными блестящие по художественному решению конкурсные проекты
"Аркоса" и "Ленинградской правды" произвели на И. Голосова
большое впечатление и заставили его многое пересмотреть в своем отношении к
внешнестилевой системе архитектурно-художественных средств. Он примыкает к
лидерам формировавшегося тогда ОСА. Фамилии И. Голосова нет среди учредителей
ОСА, но он участвует в первом общем собрании ОСА в декабре 1925г. и входит в
первый состав редколлегии "СА"; многие его проекты публикуются в этом
журнале.

И.
Голосов искренне увлекается разработанными к середине 20-х годов
конструктивистами приемами создания художественного образа и активно включается
в их дальнейшую разработку.

Четко
выявленный каркас и обильное остекление начиная с 1925 г. становятся
характерными для проектов И. Голосова. Перейдя на позиции конструктивизма, И.
Голосов один за другим создает первоклассные в художественном отношении
проекты, оказав значительное влияние на распространение этого творческого
течения во второй половине 20-х годов.

И.
Голосов как архитектор-новатор сложился не в процессе становления
конструктивизма. Он создавал существовавшее параллельно с конструктивизмом и
сформировавшееся раньше него самостоятельное новаторское течение. Все это
бесспорно, так как подтверждается фактами. Но не менее бесспорно и то, что в
середине 20-х годов И. Голосов, пожалуй, наиболее успешно интерпретировал
художественные приемы ортодоксального конструктивизма.

После
триумфальных успехов проектов Весниных 1923-1924гг. (Дворец труда,
"Ленинградская правда", "Аркос") и до расцвета (творчества
И. Леонидова (в конце 20-х годов) именно И. Голосов был наиболее популярным
архитектором, работавшим в духе конструктивизма. Его популярность быстро росла,
а художественный талант сверкал многими гранями. К И. Голосову пришел тогда
большой и, можно сказать, шумный успех. Он иного, почти лихорадочно проектирует
и за короткий период создает большое количество конкурсных и заказных проектов.


В
1925-1928 гг. И. Голосов становится на небосклоне конструктивизма звездой
первой величины, затмив на какое-то время блеском своего таланта лидеров этого
течения - А. Веснина и М. Гинзбурга. Конструктивистский взлет И. Голосова
начался с присуждения его проекту первой премии на конкурсе Дома текстилей в
Москве в 1925 г. Он участвует затем чуть ли не во всех многочисленных
конкурсах, добиваясь рекордного количества премий. И. Голосов, казалось, был
неистощим в поисках разнообразных художественных решений. Легко и свободно
комбинирует он ультрасовременные формы конструктивизма, смело вводит
контрастные сочетания объема (цилиндр и параллелепипед) и плоскостей (стекло и
глухая стена), уверенно лепит пластику фасада.

Годы
1925-1928 - это время триумфального шествия конструктивизма по советской
архитектуре. И. Голосов внес именно в этот период значительный вклад в
утверждение и распространение творческих принципов конструктивизма, хотя его
проекты этих лет и не были этапными произведениями в процессе формирования
конструктивизма, вехами в его развитии (как некоторые проекты Весниных и
Леонидова) или художественными открытиями.

И.
Голосов он активно способствовал стремительному расширению сферы влияния
конструктивизма. Он с большим мастерством продемонстрировал в своих проектах
художественные возможности конструктивизма, виртуозно используя еще
сравнительно бедный в тот период набор средств и приемов этого течения.

На
короткий срок (1925-1927) И. Голосов стал восприниматься многими архитекторами,
переходившими на позиции конструктивизма, чуть ли не творческим лидером этого
течения. Конструктивизм становился модным течением, и в работах многих
новообращенных конструктивистов перерастал в "конструктивный стиль".
И, пожалуй, Голосов был одним из тех, кто немало способствовал популярности
этого "конструктивного стиля".

Однако,
внимательно анализируя конструктивистские проекты И. Голосова и особенно
прослеживая эволюцию его художественных поисков этих лет, нельзя не увидеть,
что внешнестилистическая оболочка зданий и в этот период его творчества имела
для него второстепенное значение. Практически ни в одном из своих проектов этих
лет он не отводит "конструктивному стилю" главную роль в формировании
внешнего облика здания.

Действительно,
все проекты И. Голосова второй половины 20-х годов - внешне типичные
произведения в духе конструктивизма. Однако основу объемно-пространственной
композиции здания у него и в этих проектах всегда образует крупная, сложно
решенная форма, в самой объемной организации которой использованы приемы,
разработанные И. Голосовым в его теории построения архитектурных организмов.
Это хорошо видно и в проекте Дома текстилей, и в клубе им. Зуева, и во многих
других его произведениях.

В
1925-1926 гг. И. Голосов создает ряд изысканных по пропорциям, рафинированных
по рисунку каркаса и переплетов проектов конторских зданий, которые стали
образцом для подражания и способствовали формированию специфического именно для
второй половины 20-х годов облика представительного конторского сооружения.
Наиболее показательны в этом отношении конкурсные проекты Дома текстилей (1925,
совместно с Б. Улиничем), Русгерторга (1926) и Электробанка (1926).

В
этих проектах И. Голосов с особой тщательностью прорабатывает
"графику" фасадов - рисунок каркаса и переплетов. Можно сказать, что
это одни из немногих проектов И. Голосова 20-х годов, в которых, трудно
безоговорочно отдать предпочтение в создании художественного облика здания
объемной композиции, ибо утонченный по начертанию рисунок вынесенного на фасад
каркаса играет не меньшую (а может быть и большую) роль в придании внешнему
облику здания некой холодновато-торжественной элегантности.

И
все же и в этих проектах И. Голосов остается самим собой, он не может
"работать" только фасадом, его не удовлетворяет "тема
стены", даже если это ультрасовременный по облику остекленный каркас. И он
вводит в каждый из этих проектов пластику объемов - сочетание прямоугольных
призм в Доме текстиля, угловой стеклянный цилиндр в Электробанке, полуцилиндр в
Русгерторге.

В
годы своего конструктивистского периода И. Голосов создает большое количество
заказных и конкурсных проектов зданий самого различного назначения. Кроме уже
названных, это и московский телеграф (1925, совместно с Б. Улиничем), и Дворец
труда в Ростове-на-Дону (1925), и Смоленский рынок (1926), и дом общества
"Динамо" (1928), и Дом трестов военной промышленности (1929), и
кинофабрика в Москве (1927), и гостиница в Свердловске (1930), и перекачивающая
станция Азнефть (1928), и ткацкая фабрика в Вязниках (1926, совместно с Б.
Миттельманом и инж. С. Прохоровым), и здание Облпотребсоюза в
Иванове-Вознесенске (1929-1930) и многие другие.

Все
эти проекты, отличавшиеся наряду с высокопрофессиональным уровнем решения функционально-конструктивных
задач разнообразием и оригинальностью объемно-пространственной композиции,
способствовали укреплению творческих позиций конструктивизма и дальнейшему
развитию его концепции формообразования.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.