Название документа: Международные валютные отношения 23 Содержание Введение 1. Международные валютные отношения и их проблемы 1.1 Взаимосвязь валютных отношений и валютной системы 1.2 Валюта и ее обратимость 1.3 Современные мировые (международные) деньги 1.4 Валютный рынок и его виды 2. Валютный курс 2.1 Основные виды валютных курсов 2.2
Факторы, определяющие валютный курс 3. Противоречивая роль МВФ в международных валютных отношениях 3.1 МВФ и мировая валютная система 3.2 МВФ: помощник или надсмотрщик? 3.3 Современная ситуация Заключение Список использованной литературы Введение Международные валютные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства.
В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютные и финансовые отношения оказывают ведущие развитые страны (особенно «восьмерка»), которые выступают как партнеры-соперники.
Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере. Под влиянием многих факторов функционирование международных валютных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для России. В данной работе мы рассмотрим основы международных валютных отношений, а также основные их проблемы. 1. Международные валютные отношения и их проблемы 1.1
Взаимосвязь валютных отношений и валютной системы Каждая страна имеет свою денежную единицу (валюту). При международных расчетах по мирохозяйственному товарообороту и кредиту, ПЗИ и другим международным связям возникает необходимость обмена денег одной страны на деньги другой. На этой основе возникают валютные отношения как совокупность денежных отношений, опосредствующих платежно-расчетные операции между агентами (субъектами) мирового хозяйства.
Участниками этих отношений являются банки, дивизионные отделы крупных предприятий и маклеры. Валютные отношения - это неотъемлемый элемент современных рыночных связей, поэтому они регулируются такими факторами как максимизация прибыли и конкуренция (спрос и предложение). Поэтому для анализа валютных рынков применима теория рыночного спроса и предложения, основанная на законах конкуренции. Сущность предпринимательской деятельности в валютной сфере заключается в торговле
иностранной валютой, которая представляет собой сделку купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по заранее установленной цене (валютному курсу). Торговля валютой вызвана необходимостью производить различного рода платежи, т.е. переводы денег из одной страны в другую, связанные с мирохозяйственной деятельностью. Целью торговли валютами (в рамках собственно предпринимательской деятельности, в первую очередь банков)
является получение прибыли Промышленные и торговые предприятия торгую своими, на какой-то отрезок времени свободными, ликвидными средствами преимущественно во избежание возможных потерь из-за колебаний курсов. Государственные девизные (валютные) банки покупают и продают валюты, как правило, с целью сохранения курса собственной национальной валюты в рамках обозначенного предельного отклонения. Конкретной формой организации валютных отношений является мировая валютная система (МВС).
Она представляет собой совокупность способов, инструментов и органов (Институтов), с помощью которых осуществляются денежные расчеты в рамках мирового хозяйства. МВС включает в себя: мировые деньги (коллективные валютные единицы), систему приспособления отдельных валют друг другу (валютные курсы), валютные рынки, межгосударственные региональные и надгосударственные органы, занимающиеся регулированием валютно-финансовых связей и отношений.
1.2 Валюта и ее обратимость Понятие «валюта» означает: 1. Денежную национальную единицу, лежащую в основе денежной системы страны (доллар, марка, рубль и т.д.). 2. Тип денежной системы в данной стране (золотая, биметаллическая, бумажная и т.д.). 3. Иностранная валюта - денежные знаки иностранных государств и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.
В мирохозяйственной сфере валюты существуют в виде депозита до востребования в банках (подавляющая часть) и наличных денег (незначительная часть) и функционируют как кредитные деньги. Валюты подразделяются на: а) обратимые (конвертируемые), б) частично обратимые и в) необратимые. Обратимыми являются валюты стран, полностью отменивших валютные ограничения, и обмениваемые на все другие валюты. К ним относятся доллар США, Канадский доллар,
Швейцарский франк и ряд других. Частично обратимые - это валюты стран, сохраняющих валютные ограничения в отношении определенного круга валютных операций (регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрещение свободной продажи и купли Иностранной валюты; обязательную сдачу иностранной валюты в обмен на национальную по официальному курсу; контроль за валютными операциями для нерезидентов и по текущим операциям).
Большинство западноевропейских валют частично обратимы. К необратимым валютам относятся валюты стран полностью сохраняющих валютные ограничения по всем операциям, как для нерезидентов, так и резидентов. В международных расчетах различают валюту платежа и валюту сделки. Валюта платежа это - валюта, в которой обусловлена оплата товара по внешнеторговой сделке или погашение кредита. Валюта сделки - валюта, в которой выражена цена товара или сумма предоставленного
кредита. Валюта сделки может не совпадать с валютой платежа. В этих случаях в договоре указывается, по какому курсу валюта сделки должна быть пересчитана в валюту платежа. В настоящее время все расчеты между промышленно развитыми странами происходят, в основном, в свободно конвертируемой валюте (СКВ), в отличие от системы клиринговых расчетов, когда платежи между клиентами или внешнеторговыми банками производятся в одной стране, а окончательный расчет происходит
между банками этих стран. 1.3 Современные мировые (международные) деньги Процесс валютной интеграции находит свое выражение в появлении т.н. коллективных валют и развитии некоторых из них в направлении превращения в мировые деньги. После окончательного утверждения бумажного типа денежной системы происходит замена золота в качестве мировых денег различными суррогатами. В 70-е годы вводятся коллективные валютные единицы (КВЕ) как счетные
деньги, служащие своего рода общим знаменателем для сопоставления курсов национальных валют стран-участниц региональных валютных соглашений. С конца 70-х годов КВЕ стали наделяться функциями мировых, вернее международных денег, как регионального (коллективные валюты стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки), так и более глобального характера (специальные права заимствования - СДР, введенные МВФ 1 января 1970 г.).
СДР были созданы МВФ как международные резервные активы, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ стран-членов МВФ, а также как универсальный эталон стоимости национальных валют. При определенных условиях СДР могли выполнять преобладающую функцию мировых денег - средства платежа. Однако, фактическая жестка привязка СДР к доллару, слабая связь с частным сектором привели к тому,
что вне самого МВФ его единица нашла весьма ограниченное применение. Дело в том, что держателями СДР не могут быть частные агенты. СДР лишены возможности непосредственного участия даже в межправительственных операциях. Владение активом, выраженном в СДР, означает наличие у страны-члена МВФ права на получение кредита в конвертируемой валюте в пределах лимита у других участников соглашения
о специальных правах заимствования путем обмена выделенных ей Фондом сумм в СДР на эквивалент в свободно обратимой валюте. Весь объем эмиссии СДР предоставляется только странам-членам МВФ пропорционально величине внесенных ими паев (квот) в капитал Фонда. Поскольку эти единицы не имеют материальной формы (банкноты, монеты), их распределение осуществляется
через счет специальных прав заимствования Фонда, по которому проводятся операции с СДР. 1.4 Валютный рынок и его виды Обмен (торговля) валютами происходит на валютном рынке (ВР). Валютный рынок - это рынок, на котором сталкиваются спрос и предложение иностранных валют, оцениваемых в национальной валюте. Этот рынок: 1) нематериален; 2) не имеет конкретного местонахождения; 3) является межбанковским рынком (банковские депозиты);
4) благодаря процессу телекоммуникации и информатики является глобальным, т.е. развернутым в масштабе всего мира. Современный валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой. Еврорынки - это рынки, на которых осуществляются операции по кредитам и займам, выраженные в валютах, отличных от валют стран нахождения банков, осуществляющих эти операции. Последние ускользают от валютного регулирования и от налогового законодательства данной
страны. Уход от рег ламентации и побуждает, в значительной степени, крупные международные банки всемерно содействовать развитию еврорынков. Особое место занимает рынок евродолларов. Его образование вызвано тем, что в ходе развития мировой системы сложились особые обстоятельства формирования предложения и спроса на доллары вне США. Возникнув из потребностей внешней торговли, валютные рынки сегодня развиваются в значительной степени, независимо от международной торговли.
Объем операций на их не сопоставим с объемом мирового обмена товарами и услугами. По мере интеграции западной экономики отменялись ограничения зарубежных инвестиций, вследствие чего возрастал объем валютных операций, связанных с международным движением капиталов, переводом их из одной валюты в другую. 2. Валютный курс Цена валюты одной страны в денежных единицах другой страны называется валютным курсом. Каждая валюта выступает на валютном рынке со своей ценой, отражающей ее интернациональную
стоимость. Определение курса иностранной валюты называется котировкой. Котировка валют в условиях свободы валютных операций происходит на бирже: при наличии валютных ограничений курсы валют устанавливаются соответствующими правительственными органами. Наряду с официальной котировкой нередко имеет место и неофициальная котировка на «черных рынках». Существует два основных метода котировки иностранной валюты - прямой и косвенный.
При наиболее распространенной прямой котировке единица иностранной валюты выражается в национальной валюте. При косвенной котировке, применяемой преимущественно в Англии, единица национальной валюты выражается в иностранной валюте. Курсы СДР и других коллективных единиц образуются специфическим образом. Если у свободно обратимых валют курс складывается посредством котировок - установления их цены в других
национальных денежных единицах в соответствии со спросом и предложением на валютных рынках, то у всех КВЕ курс определяется только косвенно: на основе курсов установленного круга валют, взятых в определенных пропорциях, и известного под названием стандартной корзины. Стоимость СДР определяется по отношению к корзине пяти валют: доллар США - 42%, марка Германии - 19%, японская иена - 19%, французский франк -
12%, фунт стерлингов - 12%. Существует две цены на валюту: цена покупки и цена продажи; Разница между курсами продавца и покупателя называется «маржа». Валютный курс, как средство «приспособления» валют при международных расчетах, играет важную роль в мировом хозяйстве. Он необходим для: « взаимного обмена валютами при торговле товарами в услугами; * при движении капиталов и кредитов; * сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных
показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; * периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков. 2.1 Основные виды валютных курсов Финансовая политика страны в целом и валютная в частности, зависит от применяемой системы валютных курсов. Рассмотрим общие принципы функционирования двух основных видов валютных курсов, которые являются конструктивной основой различных смешанных вариантов: гибкие (ГВК) или плавающие (ПВК) валютные курсы и фиксированные
валютные курсы (ФВК). Гибкие валютные курсы - это система, при которой курсы обмена национальных валют определяются беспрепятственной игрой спроса и предложения. Рынок уравновешивается (например, английского фунта стерлингов к доллару) через ценовой, т.е. курсовой механизм. При увеличении предложения фунта стерлингов, цена фунта или его курс начинает падать. Фунт обесценивается. Это означает, что для покупки одного фунта требуется уже меньше долларов.
Британские товары становятся для американцев дешевле, что стимулирует их покупать больше этих товаров. Для покупок нужны фунты и спрос на них возрастает. Вместе с этим падает спрос на доллары со стороны англичан, т.к. американские товары становятся для них дороже. Предложение фунта уменьшатся. Курс фунта начинает повышаться, приближаясь к равновесной точке. Таким образом, взаимодействие импортного спроса экспортного предложения (спрос ведет к повышению,
предложение - к снижению свободного валютного курса) определяет уровень равновесия валютных курсов (равновесный валютный курс). Свободное колебание валютных курсов под воздействием изменений в спросе и предложении иностранной валюты и автоматическая корректировка, на этой основе, дефицитов и активов платежных балансов рассматривается как главное достоинство системы гибких или плавающих валютных курсов. К недостаткам относят риск и неопределенность условий торговой и инвестиционной деятельности, связанных
со свободными колебаниями валютных курсов. Фиксированные валютные курсы - это система, при которой валютный курс фиксируется, а его изменения под воздействием колебаний спроса и предложения, устраняются проведением государством стабилизационных ме роприятий. В принципе ФВК является элементом системы «золотого стандарта», когда каждая страна устанавливает золотое содержание своей денежной единицы. Валютные курсы при этом представляют фиксированное соотношение золотого содержания
валют. Например: 1 доллар - 1,6 гр. золота, фунт стерлингов - 3,2 гр. Следовательно, 2 доллара - 1 фунт стерлингов или 1 фунт стерлингов - 2 доллара. Система ФВК уменьшает риск и неопределенность международной торговой, кредитной и инвестиционной деятельности, способствует ее расширению 2.2 Факторы, определяющие валютный курс Долгосрочными фундаментальными факторами, определяющими движение валютных курсов, являются процессы,
происходящие в сфере национального производства и обращения. Это, прежде всего, сравнительная (по отношению к мировому уровню) производительность труда и, соответственно издержки производства, долгосрочные темпы роста ВНП, место и роль страны в мировой торговле и вывозе капитала. Относительно более быстрый рост производительности труда в отдельной стране (относительное повышение производительности труда) в долговременном плане ведет к повышению покупательной способности
национальных денег по отношению к товарам и соответственно к увеличению валютного курса этой страны. Это обстоятельство дает возможность прогнозировать долговременное развитие валютных курсов. Чем выше издержки производства и цены в стране (ниже производительность труда) по сравнению с мировыми, тем больше возрастает импорт по сравнению с экспортом, что ведет к обесцениванию национальной валюты, и наоборот. Этот фактор получил название «паритет покупательной способности» (ППС) валют.
На мировых рынках валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. В ходе международных и мирохозяйственных отношений устанавливается такое соотношение двух валют, при котором определенная сумма денег может быть обменена на одинаковую по составу и объему «рыночную корзину» товаров и услуг в обеих странах. Это и будет паритет покупательной способности валют, т.е. такой уровень
обменного курса двух валют, который уравнивает покупательную способность каждой из них при прочих равных условиях. Рост национального дохода страны, ведущий к увеличению спроса на импортные товары, порождает спрос на валюту страны импортера и тенденцию к обесцениванию национальной валюты. Рост экспорта связанный с ростом национального дохода в другой стране, рождает тенденцию к повышению курса национальной валюты страны-экспортера. В сфере обращения к факторам, определяющим долговременные
тенденции движения валютного курса, относится инфляция, ее темпы по сравнению с темпами обесценивания ведущих валют. Более высокие темпы национальной инфляции, при прочих равных условиях, ведут к снижению валютного курса данной страны по отношению к странам, имеющим относительно невысокие темпы обесценивания денег. В случае инфляции, изменения валютного курса чисто номинальное, в отличие от реального изменения курса в случае относительного изменения производительности труда.
Если в первом случае воздействовать на валютный курс в сторону его повышения можно средствами монетарной политики (сокращение эмиссии денег, повышение ставки ссудного процента и т.п.), то во втором - средствами, направленными на повышение производительности труда до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность на мировом рынке. Одним из факторов, определяющих движение валютных курсов, является относительный уровень реальных процентных ставок. Относительный уровень реальных процентных ставок регулирует потоки капиталов
между странами. Увеличение процентных ставок делает страну привлекательной для вложения финансовых средств, в результате увеличивается предложение иностранной валюты и спрос на национальную валюту. Низкие процентные ставки ограничивают или вызывают отток капитала, в результате увеличивается спрос на иностранную валюту. Соответственно ведет себя и валютный курс, в первом случае он имеет тенденцию к повышению, во втором - к снижению. Таким образом, более сильная инфляция и более низкие реальные процентные
ставки приводят к обесцениванию валюты. Краткосрочное колебание валютных курсов зависит от психологического фактора рыночного «ожидания» участников валютного рынка (мнения банкиров, дилеров и др. о перспективах динамики курса той или иной валюты, валютные интервенции и т.п.), порождающего разного рода спекуляции на валютных рынках, в. т.ч. спекулятивное движение капиталов. Ожидание дальнейшего снижения (повышения) валютного курса рождает стремление освободиться (скупить)
от данной валюты, что приводит к еще большему понижению (повышению) валютного курса. Валютная интервенция, т.е. вмешательство центральных банков и казначейств в валютные операции, проводится как с целью повышения, так и с целью понижения курса валюты своей страны или иностранной валюты. Если ставится цель повышения курса национальной валюты, банки и казначейство прибегают к массовой продаже иностранной и покупки национальной валюты Если же страна заинтересована в понижении курса своей валюты,
то происходит обратное - массовая покупка иностранной и продажа национальной валюты. Валютная интервенция может оказать лишь временное воздействие на движение валютных курсов, степень ее эффективности зависит от объема средств, специально созданных валютных фондов. 3. Противоречивая роль МВФ в международных валютных отношениях Международный Валютный Фонд был создан как часть послевоенной
Бреттон-Вудской системы, которая была призвана предотвратить возврат экономической и валютной нестабильности, сотрясавшей мировую экономику накануне Второй Мировой Войны. Цель создания Фонда состояла в том, чтобы обеспечить общий надзор за системой валютных курсов и международных расчетов, который бы стимулировал страны и их граждан приобретать товары и услуги друг у друга. Официально деятельность МВФ началась в декабре 1945 г когда первые 29 стран подписали соответствующее
соглашение. Первые операции МВФ начал проводить в марте 1947 года. 3.1 МВФ и мировая валютная система Страны, которые вступили в МВФ в 1945-1971 гг договорились, что курсы их валют, номинированные в долларах США (а в случае американского доллара курс имел выражение в золоте), могли быть изменены только для корректировки «фундаментального неравновесия» в балансе платежей и только с согласия с
Фонда. Эта система, а именно она известна как Бреттон-Вудская, действовала до 1971 года, когда американское правительство отменило золотую конвертируемость доллара, а также долларовых резервов в руках других правительств. Причиной отмены конвертируемости было реальное обесценение доллара относительно золота. Особенно здесь сказалось наращивание военных расходов в период вьетнамской войны.
Поэтому в августе 1971 года конвертируемость была «временно приостановлена», а с марта 1973 г. основные валюты стали плавать относительно друг друга. С этого момента члены МВФ получили свободу выбора относительно установления валютного курса, за исключением привязки к доллару: свободное плавание валюты, привязка к другой валюте или корзине валют, принятие валюты другой страны, участие в валютном блоке или в денежном союзе. После распада
СССР МВФ стал практически всемирной организацией. МВФ играл центральную роль в переводе стран бывшего советского блока на рыночные рельсы. Не всегда этот процесс шел успешно. Однако в течение 10 лет большинство переходных экономик было признано рыночными, а некоторые даже получили «медаль» в виде членства в Европейском Союзе. В настоящее время в МВФ насчитывается 185 членов. Перед Фондом стоят 3 основные задачи: · предоставление рекомендаций странам-
членам и мониторинг политики относительно баланса платежей и обменных курсов; · предоставление кредитов для смягчения острых валютных и финансовых ситуаций (обычно сроком на 2-4 года, хотя кредиты могут предоставляться и на 7 лет); · оказание технической помощи странам-членам в виде экспертной поддержки и подготовки. 3.2 МВФ: помощник или надсмотрщик? Фонд выступает на сцену, если страна-член организации испытывает проблему либо с балансом платежей, либо с валютным курсом.
В этом случае МВФ выделяет т.н. «чрезвычайный кредит». Однако не за просто так: в обмен на предоставление кредита от заемщика обычно требуется изменение экономической и валютной политики в форме так называемых Программ Структурных Изменений (ПСИ). Цель ПСИ - улучшение денежно-финансовой политики страны, испытывающей трудности. При этом МВФ рассматривает жесткие условия ПСИ как способ заставить страну-заемщицу не считать помощь
легким делом, иначе она, мол, продолжит проводить рискованную политику в расчете на то, что при экономическом провале ей гарантирована внешняя поддержка. Как объяснял в 1998 г. Роберт Рубин, секретарь Казначейства США при Билле Клинтоне, если раньше МВФ считал нужным «убеждать, но не заставлять суверенные страны принимать меры, которые в их интересах», то теперь он требует, «чтобы эти страны предпринимали конкретные шаги, необходимые
для реформирования их экономик». То есть «если страны не принимают этих мер, никакая финансовая помощь для них не будет доступна». Стандартный набор мер МВФ, который еще называют Вашингтонским Консенсусом, включает: · политику затягивания поясов, т.е. сокращение госрасходов; · фокус на прямом экспорте и извлечении ресурсов; · девальвацию переоцененных валют; · торговую либерализацию, устранение импортноэкспортных ограничений; · устранение контроля за рынком взамен ценового контроля
и госсубсидий; · приватизацию государственных предприятий; · улучшение качества управления и борьбу с коррупцией. Требование проведения ПСИ в обмен на кредиты МВФ фактически ставит под сомнение суверенитет страны-заемщицы, несмотря на то, что суверенитет является фундаментальным принципом международных отношений, а страны имеют право вырабатывать свою собственную политику без внешнего вмешательства. Кроме того, несомненно, что никакое правительство не будет добровольно
проводить очевидно порочную денежную политику. Поэтому возникающие проблемы, в первую очередь, являются результатом добросовестных ошибок или факторов вне контроля этих стран. Кризис сам по себе является достаточным наказанием. Страны нуждаются в помощи, чтобы выбраться из него, но получая помощь, они еще дополнительно наказываются лишением самостоятельности и навязыванием чуждой им политики, которую они проводят, что называется,
с тяжелым сердцем. МВФ настаивает, что временное ущемление суверенитета позволяет избежать рискованных действий стран-заемщиц и остановить развитие кризиса. Однако ПСИ наносят ущерб экономике соответствующей страны. Но Фонд и не отрицает, что его задача - стабильность, а не экономическое развитие. При этом за деревьями оказывается не виден лес; во многих случаях денежная стабильность лучше всего
достигается через развитие экономики. Еще важнее то, что ПСИ часто не выполняют своих задач, а, наоборот, наносят ущерб денежной стабильности. Свобода движения капитала означает, в первую очередь, приток спекулятивного капитала, а не долгосрочных инвестиций, что создает большие колебания в доступности денег. Одновременно, требуя в ПСИ сокращения бюджетных расходов,
МВФ не дает странам действовать по кейнсианскому методу (допущение краткосрочного дефицита для предотвращения экономической рецессии в долгосрочной перспективе). Это и произошло во время азиатского кризиса в 1997 году: при классической панике инвесторов международные банки ушли из азиатских экономик после малозначтительных проблем, начавшихся с Таиланда, несмотря на здоровые основы экономики и правильный бюджет.
В такой ситуации правительство обычно пытается ограничить отток капитала, закачивает деньги на рынки во избежание дефолта банков, скупает собственную валюту для предотвращения ее девальвации, а также разворачивает пиар-кампанию для успокоения инвесторов. Так пытались действовать Таиланд, Индонезия и Корея, пока не вмешался МВФ, потребовавший сокращения бюджетных расходов и немедленного закрытия банков. В результате локальная паника, которую можно было остановить, переросла в глобальный
кризис. А азиатские страны до сих пор до конца не оправились от банкротств, низкого экономического роста и высокого уровня безработицы. Можно ли считать на основании сказанного, что МВФ пытается проводить неоколониальную политику или это просто ошибки Фонда, связанные, с тем, что, во-первых, он меряет все страны по одной мерке, и, во-вторых, экономические условия постоянно меняются и усложняются? В пользу последнего вывода говорит то, что в последнее десятилетие
резко выросли международные потоки частного капитала, и это имеет долгосрочные последствия для работы МВФ. В период 1980-95 гг. глобальные потоки капитала колебались в пределах между 2 и 6% мирового ВВП, а в последующее десятилетие их доля выросла до 15% ВВП. В 2006 году они составили 7,2 трлн долл. США, увеличившись более чем в 3 раза после 1995 года. Наиболее быстрый рост шел в передовых экономиках, но и формирующиеся рынки, и развивающиеся страны
стали более интегрированными финансово. Создатели Бреттон-Вудской системы исходили из того, что частные потоки капитала более не будут играть той заметной роли, что они играли в 19 веке и начале 20-го. МВФ традиционно кредитовал тех членов, что сталкивались с трудностями текущих счетов. Однако финансовые кризисы в 90-е годы происходили в результате резких изменений в направлениях потоков капитала. Впервые такой кризис произошел в
Мексике в 1994 году. Затем последовали кризисы в Восточной Азии в 1997-98 гг в России в 1998 г. и в ряде других стран. Стало ясно, что эти кризисы фундаментально отличаются от кризисов прежних. Все они были кризисами капитальных счетов, большими по масштабу и, как большинство финансовых кризисов, они принесли огромные потрясения для соответствующих стран.
Эти кризисы разворачивались очень быстро, что требовало немедленной финансовой поддержки МВФ в то время, как фонд привык готовить свои программы не один месяц. Кроме того, масштаб помощи значительно превосходил тот, что обычно предоставлялся при кризисах, связанных с текущими счетами. И, как уже было сказано, сама антикризисная рецептура вырабатывалась для других условий. Значит, ошибки? Однако нельзя отвернуться от фактов, свидетельствующих о прямом вмешательстве
Фонда и его американских соучредителей во внутренние дела стран-членов. Так, в Малайзии Фонд пытался действовать через окружение премьер-министра, сделав ставку на вице-премьера и министра финансов Анвара Ибрагима, который одно время рассматривался как возможный преемник Махатхира. В октябре 1998 года Анвар как министр финансов предложил бюджет, по мнению многих экспертов, скроенный по эмвээфовским рецептам, хотя и без МВФ.
То есть Фонд, несмотря на то, что Малайзия не стала обращаться за кредитами, пытался продолжать навязывать стране шаги экономической политики. Более того, тогдашний вице-президент США Аль Гор, выступая на форуме АТЭС в Куала-Лумпуре в ноябре 1998 г открыто поддержал демонстрантов на улицах, организовавших акцию поддержки к тому времени отставленного Анвара Ибрагима. Еще более очевидна политическая ангажированность
Фонда во взаимоотношениях с Индонезией. Кризис 1997 г. затронул все стороны жизни Индонезии - не только экономику, но и политическую систему. Города потрясла волна насилия, какой страна не знала после 1965 года, когда Сухарто пришел к власти. В середине мая 1998 года только в одной Джакарте за день погибло 500 человек. Всплеск массового недовольства произошел сразу вслед за отказом
от субсидий на топливо, что являлось частью плана МВФ. МВФ контролировал международный пакет помощи Индонезии в 43 млрд долл. США. Договоренность о нем была достигнута в ноябре 1997 года, когда индонезийская рупия всего за 4 месяца подешевела на 70% против доллара США. В обмен на кредиты Джакарта не только согласилась на сокращение субсидий, но и на реформы банковско-финансового сектора
и монополий, существовавших при прямой поддержке режима Сухарто. Во время кризиса Индонезия намеревалась стабилизировать свою валюту привязкой рупии к американскому доллару. По плану, принятому индонезийским правительством, Центральный банк должен был быть заменен валютным комитетом, гарантирующим обеспечение рупии долларами или иной твердой валютой по фиксированному курсу. Примерами для подражания были, прежде всего,
Аргентина и Гонконг. Однако этот план был опрокинут Фондом, пригрозившим в случае введения фиксированного курса заморозить кредит. МВФ выделял кредит под проведение экономических реформ и при условии сохранения системы гибкого валютного курса. Противодействие МВФ планам фиксированного валютного курса нанесло дополнительный удар по рупии. В то же время навязанная МВФ сверхжесткаяденежная политика резко увеличила ставку процента, сократив
ликвидность. Было рекомендовано закрытие 16 банков, что привело к дополнительному оттоку капитала в 5 млрд долл. Все это вылилось в волну банкротств, а индонезийская экономика в 1998 г. сократилась на 13% (наихудший показатель в истории страны). Решение МВФ было продиктовано, прежде всего, политическими мотивами. После 30 с лишним лет поддержки американская администрация решила, что коррумпированному и недемократичному Сухарто пришла пора оставить свой пост.
В это время как раз и начал развертываться азиатский финансовый кризис. Убийственные рецепты МВФ привели к экономическому и социальному хаосу в Индонезии. Бывший директор МВФ Мишель Камдессю и не скрывал той роли, которую сыграл Фонд в отстранении Сухарто. Он открыто заявил об этом на церемонии по поводу своей отставки. 3.3 Современная ситуация Возвращаясь в день сегодняшний, посмотрим на некоторые новостные сообщения.
Например, официальный Брюссель рекомендовал Румынии, находящейся в состоянии кризиса, воздержаться от заимствований у МВФ, дабы не ставить страну под мониторинг Фонда. Латвии удалось получить кредит МВФ при сохранении привязки лата к евро, хотя Фонд и настаивал на девальвации латвийской валюты. Литва заявила, что воздержится от обращения за помощью
МВФ, так как условия Фонда жесткие и возможны негативные последствия с точки зрения инвестиций. Итак, очевидно, что страны, зная сегодня, к чему ведет поддержка МВФ, стараются этой поддержки избежать. В некоторых случаях удается получить льготные условия кредитования, так как страны находятся под крышей Европейского Союза. Кстати, в начале декабря 2008 года китайская China
Daily опубликовала статью, в которой указывалось, что страны Азии недовольны решением Группы 20, принятым в Вашингтоне в ноябре, о расширении ресурсов и повышении роли МВФ. В статье указывалось, что страны Азии испытывают глубокое недоверие к Фонду и не видят никаких доказательств, что за последние 10 лет Фонд повысил качество своей деятельности. Вместо этого азиатские страны наращивают финансовое сотрудничество,
в частности, 13 стран создали региональный фонд. Это так называемая ЧиангМайская инициатива, представляющая собой линию валютного обмена в 80 млрд долл в которой участвуют Китай, Япония, Южная Корея и страны АСЕАН. Страны Азии, и особенно Восточной, в случае нарастания финансовых трудностей будут стараться не обращаться в МВФ. Для любого восточно-азиатского правительства обращение в
МВФ равносильно политического самоубийству. Заключение Подведем итоги исследования. Международный валютный фонд занимает центральное место в регулировании мировых валютных и финансовых рынков. Его целью является наблюдение за состоянием национальных экономик и валютными системами отдельных стран и корректировка валютного рынка с использованием кредитных механизмов, включая механизмы резервных и кредитных долей, соглашения о резервных кредитах, а так же механизмы
расширенного и дополнительного финансирования. Российский валютный рынок возник в начале 90-х годов 20 века и прошел период галопирующей инфляции и девальвации (1992-1995 гг.) и относительной стабилизации (1995-1998гг.), а так же кризис 1998 года. Валютный рынок в начале 21 века характеризуется относительной стабильностью валютного курса и превышением темпа роста инфляции над девальвацией. Это ведет к укреплению рубля, приближению валютного курса к паритету покупательной способности и создает
риск ухудшения внешнеторгового баланса. Современный валютный рынок конкурирует за деньги своих участников с кредитным, фондовым и другими финансовыми рынками. Решающее влияние на поведение российского валютного рынка сейчас оказывает центральный банк, использующий валютные интервенции для поддержания стабильности курса. В настоящее время правительство и Центральный банк имеют достаточный набор экономических инструментов
для того, чтобы обеспечить стабильность валютного рынка при основных сценариях развития мировой конъюнктуры, включая рост и падение мировых цен на нефть и другие российские экспортные товары, а так же нарастание кризисных явлений в мировой экономике. Список использованной литературы 1. Ананьев А. Противоречивость роли МВФ в современной мировой экономике // Международная экономика 2008 № 5. 2. Вахрин П.И Нешитой
А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002 656 с. 3. Литовских А.М Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 135 с. 4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения:
Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной 2-е изд перераб. и доп М.: Финансы и статистика, 2008 608 с. 5. Международные валютные отношения [Электронный ресурс]: http://www.arti-ex.ru/science/em/0813592 0.html 6. Хмыз О.В. Проблемы введения валютной конвертируемости // Управленческий учет 2006 №4. 7. Цыганов Ю. Международный
Валютный Фонд: кнут или пряник? // Чужие деньги 2009 №2.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |