Люк Клапье Вовенарг. Введение в познание человеческого
разума
Паскаль
говорит: «Все правила достойного поведения давно известны, остановка за малым —
за умением ими пользоваться».
Любой
принцип противоречив, любой термин толкуется по-разному. Но, постигнув
человека, можно постичь все.
Книга
первая. О РАЗУМЕ ВООБЩЕ
Некоторые
смешивают свойства разума со свойствами характера, например, способность
говорить ясно, а мыслить путано, и думают, что разум противоречив. Но разум
лишь очень многообразен.
Разум
опирается на три основные начала: воображение, размышление, память.
Воображение
— это способность представлять себе что-либо с помощью образов и с их же
помощью выражать свои представления.
Размышление
— дар, позволяющий сосредоточиваться на идеях, обдумывать и сочетать их. Это
исходная точка суждения и оценки. Память — хранительница плодов воображения и
размышления. Память по мощи должна соответствовать уму, иначе это ведет либо к
скудости мысли, либо к чрезмерной её широте.
Плодовитость.
Бесплодные умы не могут понять предмет в целом; умы плодовитые, но
нерассудительные не могут понять себя: пылкость чувств заставляет усиленно
работать их мысль, но в ложном направлении.
Сообразительность
проявляется в быстроте работы разума. Она не всегда сопряжена с плодовитостью.
Бывают умы сообразительные, но бесплодные — ум, живой в беседе, но угасающий за
письменным столом.
Проницательность
есть способность постигать явления, восходить к их причинам и предугадывать их
следствия. Знания и привычки совершенствуют её.
Ясность
— украшение рассудительности, но не каждый, обладающий ясным умом,
рассудителен. Рассудительность и отчетливость воображения отличается от
рассудительности и отчетливости памяти, чувства, красноречия. Иногда у людей
бывают несовместимые идеи, которые, однако, увязаны в памяти воспитанием или
обычаями. Особенности нрава и обычаи создают различия меж людьми, но и
ограничивают их свойства определенными рамками.
Здравый
смысл сводится к умению видеть любой предмет в его соразмерности с нашей
природой или положением в обществе; это способность воспринимать вещи с их
полезной стороны и здраво оценивать. Для этого надо на все смотреть просто.
Рассудок должен преобладать над чувством, опыт — над размышлением.
Глубина
— вот цель всякого размышления. Глубокий ум должен удерживать мысль перед
глазами, чтобы исследовать её до конца. Сообразительность всегда приобретается
ценой глубины.
Деликатность
— это чувствительность, которая зависит от свободы обычаев. Тонкость — своеобразная
мудрость в вопросах чувства; бывает и без деликатности.
Широта
ума — способность усваивать множество идей одновременно, не путая их друг с
другом. Без нее нельзя стать гением.
Наитие
— мгновенный переход от одной идеи к другой, могущей сопрягаться с первой. Это
неожиданные повороты ума Шутки — поверхностные порождения наития.
Хороший
вкус — это способность судить о предметах, связанных с чувством. Это умение
чувствовать прекрасную природу. Вкус толпы не бывает верен. Доводы ума могут
изменить наше суждение, но не вкус. О слоге и красноречии. Не всегда тот, кто
хорошо мыслит, может выразить свою мысль в словах; но великолепие слога при
слабости идеи — форменная чушь. Благородство изложению придают простота,
точность и естественность. Одни красноречивы в беседе, другие — наедине с
рукописью. Красноречие оживляет все: науки, дела, поэзию. Все ему повинуется.
Об
изобретательности. Изобретать — значит не создавать материал для изобретений,
но придавать ему форму, как зодчий — мрамору. Образец наших поисков — сама
природа.
О
таланте и разуме. Талант немыслим без деятельности, он зависит также от
страстей. Талант — редкость, так как для него нужны сочетания различных
достоинств ума и сердца. Талант самобытен, хотя все великие люди следовали
образцам: например, Корнель — Лукану и Сенеке. Разум должен обозначать
совокупность рассудительности, глубины и других качеств, но обычно разумом
называют лишь одну из этих способностей — и ведут споры, какую именно.
О
характере. Характер содержит в себе все, что отличает наш ум и сердце; он
соткан из противоречий.
Серьезность
— частная особенность характера; у нее много причин и разновидностей. Есть
серьезность спокойного ума, серьезность пылкого или благородного ума,
серьезность робкого человека и множество других её разновидностей. Серьезность
рассеянности сказывается в чудачествах.
Находчивость
— способность пользоваться случаем в разговорах и делах. Она требует
сообразительности и опыта.
О
рассеянности. Бывает рассеянность, происходящая от того, что работа ума
замедлена вообще, а бывает — от того, что душа сосредоточена на одном предмете.
Книга
вторая. О СТРАСТЯХ
Локк
учит: любая страсть берет начало в наслаждении или страдании. Так как
наслаждение или страдание вызываются у разных людей разными причинами, то
каждый понимает под добром и злом разные вещи. Однако источников добра и зла
для нас два: чувства и размышления. Впечатления от чувств мгновенны и
непознаваемы. Страсти, порожденные мыслью, основаны либо на любви к бытию, либо
питаются чувством собственного несовершенства. В первом случае происходят
веселость, кротость, умеренность в желаниях. Во втором появляются беспокойство
и меланхолия. Страсти великих людей — сочетание того и другого.
Ларошфуко
говорит, что в любви мы ищем лишь собственного наслаждения. Но нужно различать
самолюбие и себялюбие. Себялюбие позволяет любить себя вне личности (в женщине,
в славе и в других вещах), а самолюбие ставит нас в центр вселенной. Гордыня —
следствие самолюбия.
Честолюбие
— результат стремления раздвигать пределы своей личности, оно может быть и
добродетелью, и пороком.
Слава
заглушает наши горести лучше всего остального, но это не добродетель и не
заслуга, а лишь награда за них. Поэтому не надо торопиться осуждать стремление
к славе. Страсть к славе жаждет внешнего величия, а страсть к наукам — величия
изнутри. Искусства живописуют природу, науки — истину. Знания разумного
человека не слишком обширны, зато доскональны. Их нужно прилагать к практике:
знание правил танца не принесет пользы человеку, никогда не танцевавшему. Но
любой талант надо воспитывать.
Скупость
— детище нелепого недоверия к обстоятельствам жизни; страсть к игре, наоборот,
рождена нелепой верой в случай.
Отцовская
любовь ничем не отличается от любви к самому себе, ибо ребенок во всем зависит
от родителей и связан с ними. Но у детей есть самолюбие, поэтому дети любят
отцов меньше, чем отцы — детей.
Домашние
животные ублажают наше самолюбие: мы воображаем, что попугай любит нас, ценит
нашу ласку — и любим его за этот перевес над ним.
Дружескую
приязнь рождает несовершенство нашей сущности, а несовершенство самой этой
приязни ведет к её охлаждению. Мы страдаем от одиночества, но и дружба не
заполняет пустоты. В юности дружат нежней, в старости — крепче. Низок душою
тот, кто стыдится дружбой с запятнавшими себя людьми.
О
любви. Вполне возможна и любовь, свободная от грубой чувственности, но ока
нечаста. Человек влюбляется в созданный им образ, а не в реальную женщину.
Вообще же в любви главное для нас — качества внутренние, душа. Не надо путать
любовь с дружбой, ибо дружбой правит разум, а любовью — чувства. Нельзя о
человеке судить по его лицу, куда интересней смотреть, какие лица ему нравятся
более других.
Сострадание
— чувство, в котором печаль смешана с приязнью. Оно бескорыстно, разум над ним
не властен.
О
ненависти. Ненависть — глубокое уныние, которое отвращает нас от того, чем оно
вызвано — в это чувство входят и ревность, и зависть.
Человек
уважает все, что любит, в том числе и себя.
Главнейшие
чувства человека: желание, недовольство, надежда, сожаление, робость, насмешка,
замешательство, удивление. Но все они слабее любви, честолюбия и скупости.
Человек
не может в общем управлять страстями. успокоить их нельзя, да и не нужно,
потому что они — основа и суть нашей души. Но бороться с дурными привычками
необходимо, а победим ли мы их — на все Господня воля.
Книга
третья. О ДОБРЕ И ЗЛЕ КАК НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЯХ
Добром
следует считать лишь то, что благотворно для всего общества, а злом — то, что
для него гибельно. Интересами отдельного человека приходится жертвовать. Цель
законов — охранять права каждого.
Добродетель
— это предпочтение общего интереса интересу личному; а корыстный интерес —
источник любых пороков. Добродетель не приносит людям счастья потому, что они
порочны, а пороки не приносят пользы.
Величие
души — влечение совершать великие деяния, добрые или злые. Поэтому иные пороки
не исключают великих достоинств, и наоборот.
О
мужестве. Есть много разновидностей мужества: мужество в борьбе с судьбой,
терпение, храбрость, твердость и другие. Но они редко встречаются все сразу.
Чистосердечие
— это верность, не ведающая подозрений и уловок. Умеренность говорит о душевном
равновесии. Благоразумие есть здравая предусмотрительность. Деятельность —
проявление беспокойной силы, лень — спокойного бессилия. Суровость — ненависть
к наслаждениям, строгость — ненависть к порокам. Мудрость — понимание сути
добра и любовь к нему.
Добродетель
— это добро и красота вместе; к примеру, лекарства хороши, но не красивы, и
многое есть, что красиво, но не полезно.
Господин
Круза говорит, что красота — это то, что наш разум воспринимает как сложное, но
неразделимое целое, это многообразие в единстве.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/