Реферат по предмету "Исторические личности"


Петр I - великий полководоц, pефоматоp

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
РЕФЕРАТ
на тему: Пётр I – великий реформатор, полководец.
Выполнил: Тимонин К. С. группа РА-05.
Проверил: Кондратьева Л. Р.
Новосибирск 2000.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. ............................................................... 3
2. Приход к власти. Оппозиция. ........................….. 5
3. Создание армии и флота. .................................…. 9
4. Реформы власти, быта, культуры. ................…..14
5. Заключение. ............................................................21
6. Список литературы. ...............................................22
Введение
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
‘’ В последнее время многие писатели, публицисты , продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том , что не будь Петра и его преобразований , развитие России могло пойти по иному , менее драматическому пути. Вопрос в том , в какой мере преобразования были случайны или закономерны , означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или , напротив , были его логическим продолжением , был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно , едва ли не в саму эпоху преобразований .’’[1] Ответ на эти вопросы , по моему мнению , необходимо искать и в личности Петра , и в тех обстоятельствах , которыми он был окружен , в тех объективных тенденциях русского исторического процесса , которые оказывали влияние на ход реформ , во многом придавали им такой стремительный , порой непоследовательный характер . Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития , становления и укрепления государства , вырастание до уровня Великой Державы ; становление абсолютизма ,а также можно выделить , актуальный на сегодняшний день, аспект этой темы - роль личности в истории.
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни , восхищаясь им , отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие , наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность Петра , нельзя забывать о том , что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия , внутренние- это оппозиция . Недовольное боярство составляло оппозиционные круги , а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец , царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей , зачастую обитавших в другом политическом пространстве.
Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом , ни живым и открытым характером . Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой . Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых , было все же рациональное зерно. Как говорилось выше , невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления , лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.
Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками , которые иногда оказывались слишком сильными , чтобы сломить их с первого удара.
Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования ,т.к. рассматривая ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления ,создается система образования , периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот . Развивается промышленность , активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Благодаря внешней политике Петра , было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России.
Одним из методов политологии является исторический метод, который предусматривает рассматривание политических явлений в контексте исторического процесса. История , как и все в этом мире ,подчиняется универсальному закону - закону “отрицание отрицания“. Спираль развития истории дает возможность изучая прошлое , решать проблемы настоящего и моделировать будущее . Корни решений проблем сегодняшнего дня необходимо искать в “делах давно минувших дней “.
Если сравнивать положение внутри государства в конце XVIII в. и положение в государстве в наши дни ,то не найдем ли мы сходства, не заметим ли общности проблем и сложностей в развитии экономики , финансов системе образования , культуры ... К концу ХVII в Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами , но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов.
Взглянув на сегодняшнюю ситуацию в стране , невозможно не заметить отставания ее от лидирующих стран во многих сферах , и, вероятно, это отставание будет продолжаться до тех пор пока не появится “ новый” Петр I -”второй Петр I”. Возможно и в этом заключается одна из особенностей менталитета нашего народа. В каждом периоде жизни государства Российского, в критический момент истории появлялся свой Реформатор: Х век - Владимир ; ХVII-ХVIII в -Петр I; ХVIII - Екатерина II ; ХIХ - Александр II.
Узнавая новое о Петре I , поражает эта неисчерпаемая , кипучая жизненная энергия , самоотверженная преданность идее, мечте , которую в большей степени Петр смог воплотить в жизнь .
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание . Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Все авторы неизменно признают Петра великим .
О мощный властелин судьбы !
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной ,
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин.
ПРИХОД К ВЛАСТИ. ОППОЗИЦИЯ.
“Петр пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группировки, возглавляемые Милославскими и Нарышкиными.“1 Стрельцы ,возглавляемые Софьей , пытались устроить новый переворот с целью низвержения Петра. Таким образом очень скоро Петр ощутил ту пустоту , на которой основывалась его власть . Это положение осознавал не только Петр , но и его предшественники , и они пытались найти из него выход. Они начертали программу преобразований, преследовавшую своей целью лишь исправление существовавших устоев общества , но не их замену. Преобразования должны были коснуться реорганизации вооруженных сил, сферы финансов , экономики и торговли. Была признана необходимость более тесного соприкосновения с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планах имелись также изменения в социальной сфере : предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права .
Вернемся теперь к Петру и посмотрим , что же сделал он .Петр принял уже имевшуюся программу , немного изменив ее и расширив .Добавил реформу нравов , изменения в образе поведения , по примеру установившихся в Европе , но оставил неприкосновенной главную проблему социальной сферы - крепостное правою.
Затянувшаяся война , длившаяся 20 лет , руководила принятием многих решений ,следствием этого было ускорение хода преобразований и ,порой , непоследовательности принимаемых решений и проводимых мероприятий. “Постоянно раздражаемый войной , увлекаемый ее волною , Петр не имел возможности систематизировать своих планов ; он вихрем пронесся над своей державой и своим народом. Он изобретал , творил и наводил ужас.”2
Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращению Великого посольства из Европы. Официальной целью Посольства было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Турции, но реальной задачей для Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы , государственном устройстве , системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте -Петра интересовало абсолютно все. Что же касается дипломатических целей путешествия , то нужно заметить, что страны Европы приняли русское посольство, мягко говоря, прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции , но еще оказалось , что начали формироваться элементы антирусского блока в Европе. На дипломатическом поприще ярких успехов достичь не удалось. Но эта поездка дала очень многое Петру: он увидел и решил для себя множество интересовавших его вопросов.
“ Вернувшись из путешествия по Европе в августе 1699г. , царь явился к своим подданным в одеянии жителя Запада, в коем его еще не видывали. А через несколько дней, 29 августа 1699г. , вышел указ ,по которому велено было бороды брить и одеваться в иностранное платье, венгерского или французского покроя, образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным разрешалось носить старое платье , но с 1705 г. все должны были носить новое платье под страхом штрафа или более сурового наказания.”1 Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести , родовитости , предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения. Раскольникам и богатым купцам борода обходилась в год 100 рублей, при уплате налога выдавалась бляха с надписью ”борода - лишняя тягота” .Довольно удивительное начало преобразований, но если более глубоко задуматься над этим вопросом , обратиться к исследованиям в области психологии, то мы увидим ,что таким образом был частично сломлен психологический барьер между Россией и Западом, и даже, в какой-то степени это подготовило сознания людей к восприятию дальнейших изменений. Главным шагом Петра в первые годы царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя становились у него на пути. После того как Петр заявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский лад, он как бы дал понять, что время , когда стрельцы были самой боеспособной силой прошло. Таким образом стрельцы были осуждены на уничтожение. Cтрелецкие полки теперь отправляли на самые грязные работы, подальше от Москвы, - стрельцы пали в опалу. В марте 1698 г. они подняли бунт, в это время Петр находился в Англии. Стрельцы послали из Азова в Москву депутацию с изложением своих сетований. Депутация вернулась ни с чем , но привезла с собой будоражащие известия о том, что Петр душой и телом предался чужеземцам, а заключенная в Девичьем монастыре царевна Софья призывает своих прежних сторонников на защиту трона и алтаря от мятежного и нечестивого царя”.[2] Cтрельцы подняли бунт и двинулись на Москву. На встречу им выступил генерал Шеин, встретились они 17июня 1698г. около Воскресенского монастыря. Войско генерала Шеина превосходило и по численности, и по оснащенности , поэтому победа была на стороне правительственных войск. Несколько человек было убито, а остальные были забраны в плен. Петр, узнав об этом,торопился с возвращением и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решил, что это удачный предлог для нанесения окончательного удара по стрелецким формированиям. Приехав в Москву, Петр сразу же объявил розыск, который был наскоро проведен генералом Шеиным и Ромодановским, но этого было мало и розыски возобновлялись несколько раз. Пойманных стрельцов либо убивали , либо отправляли в застенки. Проводились пытки с целью получения явных доказательств участия царевны Софьи в заговоре против Петра. Розыски сопровождались массовыми казнями. Петр задался целью раз и навсегда избавиться от стрельцов и сделал все для достижения этой цели. Стрельцы исчезли. Не было более стрельцов , но не было и войска. ”Спустя несколько месяцев царь осознал свою поспешность, потому он был вынужден “возвращать к жизни умерших” и в 1700 г. в битве под Нарвой принимали участие стелецкие полки - это провинциальные стрельцы, которые указом от 11 сентября 1698 г. были лишены своего имени и организации, а указом от 29 января 1699г. им было возвращено и то идругое.“[3] Окончательное решение об уничтожении стрельцов было принято в 1705 г. после Архангельского бунта, в котором принимали участие остатки не дисциплинированных полчищ.
После уничтожения стрельцов перед царем возникла другая проблема: у России не было армии, которая могла бы оказать серьезное сопротивление. Под стенами Азова Петр испытал ценность своего войска и обнаружил, что вооруженная сила , которую он надеялся в них найти, не существовала.
Стрелецкое восстание было не просто выражением недовольства, тем как с ними обошлись, обиженных стрельцов- это было выявлением существовавших оппозиционных настроений в стране. Не является секретом тот факт, что многие старые бояре не понимали Петра, а , следовательно, не приветствовали его затеи. Нежелание что-либо менять, консервативность мышления и враждебный настрой ко всему иноземному, новому ополчили против царя часть боярства. И с этим приходилось считаться Петру. Возможно именно этот фактор не дал возможности Петру пойти дальше и глубже в своих преобразованиях. Оппозиция зачастую играла тормозящую роль в продвижении реформ.
Большим ударом для Петра было то , что в оппозиционные круги вошел его сын Алексей. Петр не раз пытался привлечь Алексея к своим делам и заботам, но царевич проявлял к этому полнейшее равнодушие.“ Наконец, 27 октября 1715 г. Петр поставил сына перед выбором: либо тот одумается и вместе с отцом возьмется за дело, или отречется от престолонаследования.. На требование отца определить свое место в жизни, Алексей ответил, что согласен постричься в монахи.“1 Но в действительности у Алексея не было желания вести монашескую жизнь. Алексей видел для себя выход в бегстве за границу. Царевич бежал в Австрию, где ему было тайно предоставлено убежище. Спустя короткое время он был найден и 31 января 1718 г. привезен в Москву. Получив прощение отца он подписал заранее приготовленный манифест об отречении от престола. После этого царевич раскрыл всех своих сообщников, которые были осуждены , казнены или сосланы в Сибирь. После этих событий марта 1718 г. царский двор переехал в Петербург. ”Страх за свою жизнь замутил Алексею рассудок. Во время допросов он лгал, оговаривал других, чтобы умалить свою вину. Но Петербургский этап розыска установил его бесспорную вину. 14 июня 1718 г. Алексея взяли под стражу и посадили в Петропавловскую крепость. Суд , состоявший из 127 важных чинов, единогласно объявил царевича достойным смерти. 24июня 1718 г. Алексею объявили смертный приговор за государственную измену.”2
СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА.
От своих предшественников Петр унаследовал большую военную силу. Московское государство ХVII века было в состоянии выставить армию более чем в 200 000 человек. Но эта огромная армия была очень неоднородной по составу и обучению. Ядро московской армии составляло ополчение. Таким образом, это огромное военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия доставшаяся Петру была наследственной , она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а , как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.
“Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В.В. Голицина, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг ,а не от происхождения. 12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”1
Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.
Таким образом Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.
С раннего детства Петра увлекало военное дело .В селах , в которых жил маленький царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и Преображенский- уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.
“В 1699г.Петр велел произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на генеральства.“1 Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия содержалась за государственный счет.
После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.
Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную державу.
Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения. |Чины военные | |штатские чины | Классы | |Морские |Сухопутные | | | |Генерал-адмирал |Генералиссимус |Канцлер | | | |Фельдмаршал | |I | |адмирал |Генерал по |Ответственный | II | | |артиллерии; |тайный советник.| | | |генерал от | | | | |кавалерии; | | | | |генерал от | | | | |инфантерии. | | | | вице-адмирал. |Генерал-лейтенан|Тайный советник.| | |Контр-адмирал |т; |Действительный |III- IV | | |генерал-майор. |статский | | | | |советник. | | |капитан-командор|Бригадир |Статский | | | | |советник. |V | |Капитан I ранга.|Полковник. |Коллежский | | | | |советник. |VI | |Капитан II |Подполковник. |Надворный | | |ранга. | |советник. |VII | |Флота |Майор. |Коллежский | | |капитан-лейтенан| |асессор. | | |т. | | |VIII | |Артиллерийский | | | | |капитан. | | | | |III рапга. | | | | |Флота лейтенант.|Капитан или |Титулярный | | |Артиллерийский |ротмистр. |советник. |IХ | |капитан. | | | | |Артиллерийский |Штабс-капитан |Коллежский | | |лейтенант. |или |секретарь. |Х | | |штабс-ротмистр. | | | | | |Сенатский | | | | |секретарь. |ХI | |Флота мичман. |Поручик |Губернский | | | | |секретарь. |ХII | |Артиллерийский |Поручик |Сенатский | | |констебль. | |регистратер. |ХIII | | |Прапорщик или |Коллежский | ХIV | | |корнет. |регистратор. | |
Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких- либо нарушений в порядке прохождения службы.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.
Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.
Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними. Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.
“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека.“1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.
Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании.
Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.
РЕФОРМЫ ВЛАСТИ ,БЫТА, КУЛЬТУРЫ
Старые обветшалые органы управления были уже непригодны для дальнейшего употребления и необходимость в преобразовании системы управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.
Административные преобразования Петр I начал проводить в конце ХVII в., но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми органами администрации существовали старые сильно устаревшие их формы - такое сочетание столь различных и несоответствующих друг другу органов привело к тому, что они не только мешали , но и вредили друг другу. Новые сподвижники Петра одетые и снаряженные на европейский лад стояли рядом с окольничими, кравчими, постельничими; старые приказы красовались рядом с учреждениями Нового образования. Главной же проблемой являлось то, что новые учреждения заимствовали у западных только форму, а остался прежним. Другими словами, старое содержание перелили в новую форму, но от этого же оно не изменилось. Это противоречие привело к тому, что принцип действия новых органов остался старым. ”В 1708г. была проведена административно- территориальная реформа, следствием которой было создание 8 крупных губернаторств. Это решение было вызвано войной, т.к. сколько новых единиц , столько ядер новых военных организаций. Результатом этой реформы уже в 1709г. проявился в ходе битвы под Полтавой.“1 Созданные губернаторства представляли собой военные и финансовые округа. Решение о создании губернаторств было тесно связано с делами казначейства: ранее существовавшая система поступления доходов предполагала то , что это поступление должно быть централизованным а в роли центра выступала Ратуша. Но у Петра были свои планы, сосредоточение доходов в Ратуше привело бы к тому, что средства были бы неминуемо распределены между различными учреждениями, имевшими своих представителей в городской управе; а царь намеривался большую часть доходов использовать на военные цели. Разъединенные, без непосредственной связи с государством, кроме как воли царя, губернаторства должны были ему в этом помогать. Это и являлось основной причиной их создания. У новоучрежденных администраций не было четко определенных функций и полномочий, но главной возлагаемой на них задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь думал об увеличении поступлений в казну от созданных администраций , а те считали себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному приему: указом от 6 июня 1712 г. деньги были просто отобраны и переданы Адмиралтейству. Это средство оказалось настолько удачным, что его стали применять довольно часто, следствием этого было быстрое истощение финансовых ресурсов. ”Никто не согласовывался с росписью доходов и расходов. Царил полнейший беспорядок.“ 1
Система управления являлась очень сложным и запутанным механизмом. Созданная система подчинения губернаторств клонилась к тому , чтобы сделать из губернаторств повсеместных арендаторов, снабженных почти безграничными полномочиями для добывания средств, из которых они могли бы уплачивать военные налоги.
Плохо просчитанная система управления начала принимать все более стройный вид лишь к концу царствования Петра I.
Реформа 1708-1710гг.ничего не предприняла для того, чтобы согласовать новый вид провинциальной организации со старой администрацией, сосредоточенной в Москве. Не было четкого механизма взаимодействия провинции с центром.
В начале царствования Петра старая система администрации. Но начали возникать. наряду со старыми , новые органы. Новые приказы распространяли свою деятельность на всю территорию России. В этом они были схожи с будущими коллегиями. Одновременно с этими событиями личная канцелярия царя постепенно оттесняла Боярскую Думу на второй план. Происходит постепенная ломка старых государственных учреждений.
Учреждение Сената в 1711г. является важным шагом на пути уничтожения устаревших административных органов. Сенат, учрежденный указом царя 2 марта 1711г.,стал высшим правительственным органом .Он заменил Боярскую Думу, просуществовавшую более 200лнт. Главной задачей деятельности нового органа было слежение за распоряжением финансами, другие же функции Сената вначале существования были неясны. Они выяснялись постепенно: они росли и пополнялись из года в год, из месяца в месяц. До момента введения коллегий Сенат охватывал все сферы правительственной деятельности: правосудие, администрирование, полицию, финансы, армию, торговлю и внешнюю политику. Сенат взял на себя ответственность о воинах, находящихся в походе, о продаже товаров за счет государства, о проведении каналов и т.д. .Члены Сената назначались самим царем. Петр определил в Сенат 9 человек. Сенат создавался в спешке без четкого представления о его правах и обязанностях. Поэтому многие историки спорят каким же органом являлся Сенат: постоянным или временным, созданным лишь из-за необходимости контроля и увеличения доходов. Одновременно с учреждением Сената был введен институт фискалов. С самого начала Петр видел необходимость дополнить Сенат органом контроля. Вначале , на заседаниях нового собрания , сменяясь ежемесячно, должен был присутствовать штабс-офицер от гвардии.” Офицер должен был присутствовать, дабы Сенат должность свою исправлял по данной им инструкции. “[4] А позже были учреждены фискалы. Понятие это не являлось новым для европейских государств(оно было заимствовано от шведских контролеров), но довольно своеобразное отношение к Сенату сделало их шпионами. В регламенте, составленном для фискалов отмечалось следующее: ”Выбрать обер-фискала - человека умного и доброго, из какого чина он бы не был . Дела же его суть сии : должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать неправый суд, также в надсматривать и в сбор казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискала позвать его перед Сенат и там его уличить, а буде уличать кого, то половина штрафа в казну, другая ему, фискалу, буде же кого не уличать , то отнюдь в вину фискалу того не ставить, ниже досадовать под жестким наказанием и разорением всего имения. Также подлежит иметь несколько под собой провинциал-фискалов, и у каждого дела по одному, которые имеют во всем такую же силу как и обер-фискал, кроме того, что высшего судью или генерального штаба под суд без обер- фискала позвать не могут.“[5] Таким образом главный контролер был приставлен к Сенату, а в 1722г. эта должность была заменена должностью прокурора госконтроля. Введение этой должности содействовало согласованию отдельных проявлений власти, долго действующих без всякой связи между собой внутри механизма. Прокурор госконтроля взаимодействовал с различными исполнительными органами через прокуроров, стоявших под его начальством, а сам прокурор госконтроля являлся посредником между царем и Сенатом. В итоге этих преобразований в 1722 г. был образован институт прокуратуры. На должность генерал-прокурора был назначен П.И. Ягужинский, В его подчинении находилась канцелярия Сената и прокуратуры центральных учреждений. В его задачу входило раскрытие преступлений, их предупреждение; он имел право принимать участие в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, требовать пересмотра вопроса и даже приостановить решение Сената.
Перестройка органов власти на местах была начата еще в 1708-1709 гг.,когда Россия была разделена на губернаторства, а в 1719г. они в свою очередь делились на уезды. Сложная система органов власти и управления на местах давала: во-первых то, что местное дворянство могло более активно влиять на управленческий аппарат; во вторых то, что дворянство высказывало неудовольствие увеличением объема своей службы.
В 1720 г. был создан главный магистрат, который имел своей целью направить деятельность городовых магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городовые Магистраты избирались населением города в соответствии с определенным имущественным цензом. для ведения городских дел. В 1721 г. был введен Устав Магистрата, который содержал в себе следующие положения: “ Во всех городах порядочных магистрат учредить , оный добрыми уставами снабдить, того смотреть , чтобы было правосудие, добрую полицию учинить, купечество и мануфактуры размножать.“[6] По этому Уставу городское население делилось на три гильдии: регулярные люди первой гильдии - они представлялись знатным купечеством, мастерами по золоту, серебряниками, иконописцами, живописцами и т.д.; регулярные люди второй гильдии- это в основном мелкие торговцы, мастера -ремесленники; в третью гильдию входила та масса населения , которая была лишена права участвовать в городском самоуправлении- это люди, работающие на черновых работах и т.д. .
Также были образованы и конторы, и департаменты, ведавшие вопросами по управлению и хозяйству города. Таким образом , мы можем видеть, как общая модель управления государством была перенесена на местный уровень; с тем главным отличием, что органы городского управления были выборными. Возможно если бы этот момент получил развитие -то смог бы дорасти до уровня общегосударственного; тем самым Петр передал в руки городских элит экономическую инициативу, т.к. эта реформа проводилась ,на ряду с другими, для наполнения городской казны и развития промышленности.
В начале ХVII в. Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно- морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил:”... Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу , и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословлению управлять.“1 Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: ”Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает.“2 Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.
Абсолютизм ,как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия прежде всего представляет интересы дворянства. Но учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения , укрепляющие позиции купечества и промышленников.
Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те мероприятия , которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.
На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество.” Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях : поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу- он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить- разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“[7] Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был содан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем , в 1711г. , после создания Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал , что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“[8] В 1722г. названия были изменены . Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г. ,когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.
“По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января , заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.”[9]
Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции ,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.
Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом Церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом:” От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...“1
Таким образом Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры на ,которой стояла абсолютная монархия.
Заключение
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.
Список литературы
1. Князьков С. Из прошлого земли русской .М.:Планета 1991г.--712с. 2. Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России,конец ХVII-ХIХв.:Учебник для 10 кл. / под ред. А.Н.Сахарова- М.:Просвещение 1995-304с. 3. Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР-М.:Наука 1989-187с. 4. Мавродин В.И. ПетрI -Л.:Госполитиздат 1945г.--176с. 5. Павленко Н.И. Петр Великий- М.Мысль 1990- 592с. 6. Валишевский Казимир Петр Великий : Исторический очерк в 3-х частях ч-1 Воспитание; 2-Личность; ч-3 Дело- М.:СП КВАДРАТ 1993-448с. 7. . Баггер х. Реформы ПетраI обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.Возгрина, Вступ. ст. и общ. введение В.И.Буганова- М.:ПРОГРЕСС, 1985- 199с 8. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с. 9. Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб. документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 с.-306. стр. - 51. 10. Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.:УЧпедгиз -1995.-176с. 11. Политическая история : Россия - СССР -Российская Федерация : В 2- х т.Т-1--М.: Терра 1996 - 656с. ----------------------- [1] Политическая история : Россия - СССР -Российская Федерация : В 2- х т.Т-1--М.: Терра 1996 - 656с.-стр.87-88. 1 Павленко Н.И. Петр Великий - М.:1990-592 с. ст. -41.
2 Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.:УЧпедгиз -1995.-176с. стр. -67
1 Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М.:Планета. 1991г.- 712с.-- стр.-70.
[2] Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб. документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 с.-306. стр. - 51. 2.-стр.-59. [3] Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с. стр.-491. 1 Павленко Н.И. Петр Великий.- М.:1990.-592с. стр.-571. 2 Павленко Н.И.Петр Великий. -М.: 1990.- 592с. стр.-573. 1 Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993--448с. стр.-240.
1 Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII-ХIХв. Учебник для 10кл. под ред. А.Н.Сахорова-М.: Просвещение. 1995-- 304с. стр.- 41. 1 Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990-592с. стр.-320 1 Баггер х. Реформы ПетраI обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.Возгрина, Вступ. ст. и общ. введение В.И.Буганова- М.:ПРОГРЕСС, 1985- 199с. стр.--81 1 1. Баггер Х. Реформы Петра Великого. обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е. Возгрина.Вступ. ст. и общ. ред. [4] Валишевский Казимир Петр Великий : Исторический очерк в 3-х частях ч-1 Воспитание; 2-Личность; ч-3 Дело- М.:СП КВАДРАТ 1993-448с. стр.-286.
[5] Валишевский к. Петр Великий:Исторический очерк В 3-х частях 1- Воспитание; 2- Личность; 3- дело;СП КВАДРАТ- 448с. стр.-283. [6] Павленко Н.И. Петр Великий- М.Мысль 1990- 592стр. стр.-- 471. 1 Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР- М.:Наука 1989-187с. стр.--73. 2 Мавродин В.И. ПетрI -Л.:Госполитиздат 1945г.--176с. стр.-- 73. [7] Князьков С. Из прошлого земли русской : Время Петра Великого: Книга для чтения по русской истории. М.: Планета 1991-712с. стр.--180.
[8] Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России,конец ХVII-ХIХв.:Учебник для 10 кл. / под ред. А.Н.Сахарова- М.:Просвещение 1995-304с. стр.- 43. [9] Князьков С. Из прошлого земли русской .М.:Планета 1991г.--712с. стр.- -182.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.