Лесли А.
Уайт
Лесли А. Уайт
(1990—1975) – выдающаяся фигура американской антропологии XX в., участник
теоретических дискуссий 40-50-х годов, последовательный защитник теории
культурной эволюции. Еще в университете увлекшись антропологией, Лесли А. Уайт
много занимался полевыми исследованиями (особенно известны его исследования
индейцев пуэбло), но с самых первых лет научной карьеры его интересовали и
вопросы сугубо теоретические.
Начало научной
деятельности Л. А. Уайта пришлось на 20-е годы, когда в американской культурной
антропологии безоговорочно господствовали идеи Франца Бонса. Лесли Уайт учился
в университете штата Луизиана, в Колумбийском университете и в университете г.
Чикаго; он получил широкое образование в области истории, политологии,
психологии, социологии и атропологии. Весьма обширны были его познания и в
области естественных наук. В антропологии он видел дисциплину, объединяющую
многое из того, что изучают перечисленные выше науки. Еще студентом Уайт начал
полевую работу среди индейцев племени пуэбло; интерес к пуэбло не покидал его
на протяжении всей жизни, за тридцать лет он написал пять этнографических
монографий и серию статей о пуэбло Акома, Сан Филипе, Санто Доминго, Санта Ана
и Сиа. В 1927 г., получив докторскую степень, Уайт был принят на работу в
университет штата Мичиган, где и преподавал вплоть до выхода на пенсию в 1970
г. Его заслугой стало создание одной из наиболее сильных кафедр культурной
антропологии. С 1962 г. он был председателем Американской антропологической
ассоциации.
В начале своей
научной деятельности Уайт отошел от боасовской концепции и начал углубленно
изучать наследие Льюиса Г. Моргана, открывая для себя эволюционную теорию.
Открыто защищая непопулярную в середине XX в. Эволюционную теорию в
антропологии и в культорологии, он подставил свои статьи и книги под острую
критику коллег и обрек себя на медленное карьерное продвижение и научную
изоляцию. Лишь в 60-е годы эволюционистские идеи ученого получили признание.
В статьях,
посвященных проблеме эволюции, Уайт противопоставлял эволюционный метод
интерпретации культуры историческому и функциональному; эволюционный процесс –
историческому. Он утверждал реалистичность и научность концепции «стадий
эволюции», правомерность применения понятия «прогресс» к понятиям культуры,
указывал на возможность сопоставления и оценки культур. Заслугой Уайта
считается то, что он ввел так называемый энергетический критерий сопоставления
культур («закон Уайта»): по Уайту, культура развивается по мере того, как
увеличивается количество энергии, расходуемой в год на душу населения.
Л. А. Уайт
представлял культуру в виде трех подсистем: технологической, социологической и
идеологической, или философской, и утверждал примат технологической, что дало
повод некоторым его оппонентам для обвинения ученого в марксизме. Уайт
действительно интересовался марксизмом. Однако его теоретические построения,
хотя и материалистичны по сути, опровергают основные социологические концепции
К. Маркса и марксистов. Свою схему развития мировой цивилизации ученый представил в книге «Эволюция культуры» (White L. A. The evolution of culture:
The development of civilisation to the fall of Rome. – N. Y. etc., 1959. – X,
378 p.). Современные ученые
невысоко ценят вклад ученого в развитие теория происхождения и развития
государства и цивилизации в этой работе, выделяя лишь предложенный им
«энергетический критерий» развития культуры как отвечающий новейшим тенденциям
современной ему науки.
Наиболее
признаны заслуги ученого в обосновании существования культурологии как науки и
в развитии им понятия «культура». Уайт выделил культурологию как
самостоятельную науку в комплексе общественных наук; ее целью ученый считал
объяснение культуры в присущих ей терминах, без обращения к психологии. Тем
самым он отмежевался от бехевеористского направления в культурной антропологии
и продолжил линию, начатую Э. Дюркгеймом (концепция «социальных фактов») и А.
Крёбером («суперорганическое»). Уайт немало сделал и для утверждения в
общественной науке самого термина «культурология». Определяя понятие
«культура», Уайт рассматривает последнюю как предмет изучения науки
культурологии, т. е. как материально существующий класс предметов и явлений,
имеющих символическое значение, и рассматриваемый в экстрасоматическом
контексте. В связи с определением культуры ученый значительно углубил учение о
символическом, продолжив линию, начатую Кассирером. Способность
символизировать, придавать предметам и явлениям символическое значение, Уайт
считает уникальным свойством человека, свойством, которое делает процесс
развития вида кумулятивным и тем самым способствует появлению культуры как
таковой.
В последних
работах ученый развивал намечавшиеся и в более ранний период идеи культурного
детерминизма. В книге «Концепция культурных систем» (White L. A. The concept of
cultural systems: A key to understanding tribes a. nations. – N. Y., 1975. –
XIII, 192 p.) он рассматривает культуру как саморазвивающуюсю систему,
обуславливающую поведение человека и развитие социальных связей. Для Уайта
характерно «культурологическое» объяснение целого ряда установлений
человеческого общества (таких, как табу инцеста, экзогамия, эндогамия и пр.),
т. е. рассмотрение их как функции культурной системы, стремящейся к стабильному
существованию. Системная организация культуры, по Уайту, обуславливает не
только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации,
государства как целого. Неосуществленным замыслом ученого осталось написать
продолжение книги «Эволюция культуры», в которой он собирался всесторонне
рассмотреть развитие культуры капитализма и ее воздействие на разные стороны
жизни общества. Книга «Концепция культурных систем» должна была стать первой
частью задуманной ученым работы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/