Реферат по предмету "Биографии"


Лесли А. Уайт

Лесли А.
Уайт

Лесли А. Уайт
(1990—1975) – выдающаяся фигура американской антропологии XX в., участник
теоретических дискуссий 40-50-х годов, последовательный защитник теории
культурной эволюции. Еще в университете увлекшись антропологией, Лесли А. Уайт
много занимался полевыми исследованиями (особенно известны его исследования
индейцев пуэбло), но с самых первых лет научной карьеры его интересовали и
вопросы сугубо теоретические.

Начало научной
деятельности Л. А. Уайта пришлось на 20-е годы, когда в американской культурной
антропологии безоговорочно господствовали идеи Франца Бонса. Лесли Уайт учился
в университете штата Луизиана, в Колумбийском университете и в университете г.
Чикаго; он получил широкое образование в области истории, политологии,
психологии, социологии и атропологии. Весьма обширны были его познания и в
области естественных наук. В антропологии он видел дисциплину, объединяющую
многое из того, что изучают перечисленные выше науки. Еще студентом Уайт начал
полевую работу среди индейцев племени пуэбло; интерес к пуэбло не покидал его
на протяжении всей жизни, за тридцать лет он написал пять этнографических
монографий и серию статей о пуэбло Акома, Сан Филипе, Санто Доминго, Санта Ана
и Сиа. В 1927 г., получив докторскую степень, Уайт был принят на работу в
университет штата Мичиган, где и преподавал вплоть до выхода на пенсию в 1970
г. Его заслугой стало создание одной из наиболее сильных кафедр культурной
антропологии. С 1962 г. он был председателем Американской антропологической
ассоциации.

В начале своей
научной деятельности Уайт отошел от боасовской концепции и начал углубленно
изучать наследие Льюиса Г. Моргана, открывая для себя эволюционную теорию.
Открыто защищая непопулярную в середине XX в. Эволюционную теорию в
антропологии и в культорологии, он подставил свои статьи и книги под острую
критику коллег и обрек себя на медленное карьерное продвижение и научную
изоляцию. Лишь в 60-е годы эволюционистские идеи ученого получили признание.

В статьях,
посвященных проблеме эволюции, Уайт противопоставлял эволюционный метод
интерпретации культуры историческому и функциональному; эволюционный процесс –
историческому. Он утверждал реалистичность и научность концепции «стадий
эволюции», правомерность применения понятия «прогресс» к понятиям культуры,
указывал на возможность сопоставления и оценки культур. Заслугой Уайта
считается то, что он ввел так называемый энергетический критерий сопоставления
культур («закон Уайта»): по Уайту, культура развивается по мере того, как
увеличивается количество энергии, расходуемой в год на душу населения.

Л. А. Уайт
представлял культуру в виде трех подсистем: технологической, социологической и
идеологической, или философской, и утверждал примат технологической, что дало
повод некоторым его оппонентам для обвинения ученого в марксизме. Уайт
действительно интересовался марксизмом. Однако его теоретические построения,
хотя и материалистичны по сути, опровергают основные социологические концепции
К. Маркса и марксистов. Свою схему развития мировой цивилизации ученый представил в книге «Эволюция культуры» (White L. A. The evolution of culture:
The development of civilisation to the fall of Rome. – N. Y. etc., 1959. – X,
378 p.). Современные ученые
невысоко ценят вклад ученого в развитие теория происхождения и развития
государства и цивилизации в этой работе, выделяя лишь предложенный им
«энергетический критерий» развития культуры как отвечающий новейшим тенденциям
современной ему науки.

Наиболее
признаны заслуги ученого в обосновании существования культурологии как науки и
в развитии им понятия «культура». Уайт выделил культурологию как
самостоятельную науку в комплексе общественных наук; ее целью ученый считал
объяснение культуры в присущих ей терминах, без обращения к психологии. Тем
самым он отмежевался от бехевеористского направления в культурной антропологии
и продолжил линию, начатую Э. Дюркгеймом (концепция «социальных фактов») и А.
Крёбером («суперорганическое»). Уайт немало сделал и для утверждения в
общественной науке самого термина «культурология». Определяя понятие
«культура», Уайт рассматривает последнюю как предмет изучения науки
культурологии, т. е. как материально существующий класс предметов и явлений,
имеющих символическое значение, и рассматриваемый в экстрасоматическом
контексте. В связи с определением культуры ученый значительно углубил учение о
символическом, продолжив линию, начатую Кассирером. Способность
символизировать, придавать предметам и явлениям символическое значение, Уайт
считает уникальным свойством человека, свойством, которое делает процесс
развития вида кумулятивным и тем самым способствует появлению культуры как
таковой.

В последних
работах ученый развивал намечавшиеся и в более ранний период идеи культурного
детерминизма. В книге «Концепция культурных систем» (White L. A. The concept of
cultural systems: A key to understanding tribes a. nations. – N. Y., 1975. –
XIII, 192 p.) он рассматривает культуру как саморазвивающуюсю систему,
обуславливающую поведение человека и развитие социальных связей. Для Уайта
характерно «культурологическое» объяснение целого ряда установлений
человеческого общества (таких, как табу инцеста, экзогамия, эндогамия и пр.),
т. е. рассмотрение их как функции культурной системы, стремящейся к стабильному
существованию. Системная организация культуры, по Уайту, обуславливает не
только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации,
государства как целого. Неосуществленным замыслом ученого осталось написать
продолжение книги «Эволюция культуры», в которой он собирался всесторонне
рассмотреть развитие культуры капитализма и ее воздействие на разные стороны
жизни общества. Книга «Концепция культурных систем» должна была стать первой
частью задуманной ученым работы.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Trench Warfare Essay Research Paper World War
Реферат Вдосконалення міжнародних розрахунків ВАТ "Коломийське АТП"
Реферат Калининградская область на карте Европы
Реферат Планирование понятие, структура и задачи
Реферат Арнольд, Бенедикт
Реферат Причины речевых ошибок. Использование научных терминов
Реферат Американский и японский подход к управлению персоналом. Различия и общие черты
Реферат Договор возмездного оказания медицинских услуг и его правовая характеристика
Реферат Трансформація суспільства та політична модернізація
Реферат Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции
Реферат Literary Analysis Of The Scarlet Letter Essay
Реферат Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО Тамбовское объединение по газификации
Реферат Mrs Dalloway Essay Research Paper Principles of
Реферат Гігієнічна оцінка впливу шуму та вібрації на організм людини
Реферат Языки Центральной и Северной Америки