Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Луи Арагон. Страстная неделя

Луи Арагон. Страстная неделя

Действие
происходит с 19 по 26 марта 1815 г. во Франции, в течение последней перед
Пасхой недели, в католическом календаре именуемой страстной. В основе романа
лежат исторические события, связанные с возвращением Наполеона Бонапарта в
Париж, бежавшего с острова Эльбы, где он находился в изгнании. Главным
персонажем этого многопланового романа-эпопеи является молодой художник Теодор
Жерико. В 1811 г. его отец, Жорж Жерико, с согласия сына, ненавидящего войну,
нанял вместо него на службу в армии Наполеона рекрута. И несколько лет Теодор
спокойно занимался живописью. Однако в 1815 г. он вдруг определяется в серые
мушкетеры короля Людовика XVIII и таким образом включается в драматические
события, охватившие Францию.

В
казарме королевских войск на окраине Парижа рано утром получен приказ прибыть в
столицу на Марсово поле, где днем король хочет провести смотр. Какое решение
примет король — защищать Лувр и Париж по разработанному плану или уходить из
столицы, поскольку Бонапарт очень быстро и практически беспрепятственно под
ходит к городу? Все обсуждают известие об измене «верного» маршала Нея,
посланного королем преградить Бонапарту дорогу на Париж и перешедшего на
сторону императора. Теодор Жерико задает себе и еще один вопрос — а что
произойдет лично с ним, если и дальше генералы будут изменять королю, а
королевские войска с обозами и оружием будут присоединяться к армии Наполеона?
Может, бросить все, отсидеться в огромном доме отца, опять заняться
живописью?.. Однако после кратковременного отдыха в своем парижском доме,
несмотря на усталость, сомнения, дождь и слякоть, Теодор все-таки вовремя
приезжает на своем любимом коне Трико к месту сбора.

Между
тем время идет, а король не появляется. Слухи о предательствах, о бегстве
аристократов, о Бонапарте, находящемся на подступах к Парижу, о нерешительности
короля будоражат умы французов. Военным ничего не сообщают, но они вдруг видят
карету короля. На большой скорости она удаляется от Лувра. Значит, монарх
удирает, но куда, в каком направлении? Потом вдруг карета останавливается,
король приказывает войскам вернуться в казармы, а сам возвращается в Лувр. В
городе оживление, в некоторых кварталах Завсегдатаи кафе уже пьют за здоровье
Наполеона. Ходить по городу в форме королевского мушкетера опасно, но ведь не
спать же в такую ночь?! Теодор заходит в кафе и своей формой чуть не
провоцирует драку, К счастью, его старый знакомый Дьедонне, оказавшийся там,
узнает Теодора и все улаживает. Дьедонне возвращается к императору, но он не
забыл и Теодора, которого знает с детства и которому служил моделью для одной
из картин. Бродя по Парижу, Жерико встречает и других знакомых. В голове его
царит такая же неразбериха, как и во всем городе. Мысли сменяют друг друга. Думы
о прошлом, настоящем и будущем родины чередуются с мыслями 6 живописи. Что
лучше для Франции — король, Бонапарт или Республика? Почему он, художник Теодор
Жерико, не бежит сейчас же в свою мастерскую? Ведь все, что он видел днем и
видит сейчас, — это яркий свет в Лувре, где принимают посла Испании, и чернота,
ночи — все так и просится на полотно. Сейчас он мог бы работать не хуже своего
любимого Караваджо.

Однако
ноги несут его не домой, а к друзьям-мушкетерам, которые вместе с другими
войсками покидают Париж и, вслед за уже выехавшим посреди ночи королем и его
эскортом, отступают на север страны. Но куда именно, по какому маршруту — никто
не знает, даже племянник короля, герцог Беррийский, задержавшийся ненадолго у
своей возлюбленной Виржини, родившей ему на днях сына. Король назначил маршала
Мезона главнокомандующим, но и тот не может ничего организовать — генералы
поступают, как сами считают нужным. Неизвестно, где находится штаб, но
известно, что 19 марта вечером весь его состав появился в канцелярии, потребовал
себе жалованье и исчез. Не успели королевские войска отойти от Парижа, как
часть их уже повернула назад: в Сен-Дени генерал Эксельманс, перешедший на
сторону Бонапарта, переманил их. Преданные королю части 20 марта в непогоду и
непролазную грязь добрались до города Бовэ, откуда только что уехал король и
его свита. Но куда? В Кале, а потом в Англию? Можно только догадываться. А что
суждено им — будет ли здесь дан бой, или отступление продолжится? Жители Бовэ
побаиваются возвращения Бонапарта. Ведь тогда опять начнутся рекрутские сборы,
кровавая дань войне, а их город и так уже почти полностью разрушен. Да и
производство пострадает, кому тогда будет нужен их текстиль?

В
Бовэ Жерико остановился на ночлег в доме вдовы-бакалейщицы Дюран. Ее дочь,
шестнадцатилетняя Дениза, рассказала Теодору, что год назад у них квартировал
молодой офицер Альфонс де Пра, который читал ей свои стихи и замечательно
описывал Италию. Позднее Теодор узнал, что это был Ламартин. А в эту же ночь,
на рассвете, супрефекту города привезли известие о том, что император Бонапарт
торжественно водворился в парижском Лувре. В Бовэ военачальники и прибывшие
туда утром принцы не могут скрыть своей растерянности: войска к городу еще
полностью не подтянулись, а генерал Эксельманс, отправившийся их догонять,
может вот-вот навязать бой. Значит, нужно, не жалея казенных денег, купить
лошадей, как можно скорее дойти до порта Дьепп и отплыть в Англию, даже не имея
на то прямых указаний короля, который по-прежнему не дает о себе знать.

В
числе посланных за лошадьми находится и Жерико. Разговор с хозяином табуна
непрост, но мушкетерам все же удается, благодаря своей напористости, купить
лучших лошадей. Среди коней выделяется один, черной масти с белым пятном на
задней ноге. С такими «белоножками» надо быть осторожным, уж очень они
норовисты. Этого коня-красавца Жерико отдает Другу Марку-Антуану, который на
пути к Бовэ лишился своего любимого коня. Но подарок оказывается роковым: через
два дня конь, испугавшись неожиданного выстрела, понес нового хозяина, не
сумевшего высвободить ногу из стремени. Всадника в тяжелом состоянии оставляют
на попечение бедной крестьянской семьи, и дальнейшая его судьба остается
неясной.

При
въезде в город Пуа Теодору пришлось заехать в кузницу, чтобы подковать своего
Трико. Ночевать он остается у кузнеца Мюллера, к которому приехали двое мужчин —
старик Жубер и молодой возница Бернар. Мюллер женат на Софи, к которой питают
нежные чувства Бернар и помощник кузнеца Фирмен. За ужином острый взгляд
Теодора уловил признаки разыгрывающейся в этом доме драмы. Фирмен ненавидит
Бернара, чувствуя, что Софи тайно увлечена этим регулярно появляющимся у
кузнеца гостем. Фирмен терпеливо ждет подходящего момента, чтобы разделаться с
соперником. В полночь Фирмен входит в комнату к Теодору и зовет его пойти с ним
вслед за Бернаром и Жубером на тайную сходку заговорщиков. Фирмен надеется, что
королевский мушкетер Жерико, услышав антикоролевские речи заговорщиков, донесет
на Бернара, и таким образом он освободится от ненавистного соперника. На поляне
возле кладбища собралось человек двадцать. Они взволнованно обсуждают причины
бедственного положения народа, винят в этом прежде всего аристократов и короля,
ругают Бонапарта за бесконечные войны и разорения. Сколько людей, столько и
мнений. Теодору, спрятавшемуся за деревом, кажется, что он в театре и смотрит
какую-то незнакомую драму. Оказывается, цена на хлеб может кого-то волновать и
даже беспокоить, какие-то расчетные книжки вызывают проклятья у рабочих, и эти
же рабочие с надеждой говорят о каких-то «рабочих союзах». Одни из них
утверждают, что народ никому больше не должен верить, другие доказывают, что
Бонапарт может быть таким, каким его сделает народ, если народ даст ему
правильное направление, а сам объединится. Жерико чувствует, что в нем самом
что-то меняется. Эта волна человеческих страстей увлекает его и приносит ему
чисто физическую боль. Он попал сюда нечаянно, но теперь он будет всегда на
стороне этих людей, о которых раньше практически ничего не знал. И когда Фирмен
назойливо просит Теодора, чтобы тот вернулся в город и все рассказал
королевским властям, которые арестуют бунтовщиков, Теодор в бешенстве
отшвыривает Фирмена и бьет его по лицу.

Вести
о кавалерии Эксельманса гонят принцев и графов за Ла-Манш, но Теодор Жерико и
не мыслит об эмиграции. В Пуа слово «родина» обогатилось для него новым
смыслом, теперь он не мог бы расстаться с Францией, покинуть нуждающихся и
страдающих людей. Но король спешит покинуть Францию: во-первых, нельзя
попадаться в руки Бонапарту, а во-вторых, сейчас опасны даже родственники,
мечтающие завладеть его короной. Людовик XVIII хочет их всех перехитрить —
через какое-то время вернуться с союзниками и обезопасить себя от всех
претендентов. Тем временем среди солдат короля распространяются слухи, что в
Лилле гвардия может соединиться с иностранными армиями, стоящими на границе.
Значит, герцог Орлеанский, два дня назад заверивший войско, что король никогда
не обратится за помощью к иностранцам и не позовет их на французскую землю,
лгал.

В
армии зреет бунт. Перед некоторыми генералами эта проблема встает с такой же
остротой. Например, маршал Макдональд открыто заявляет королю, что границу не
перейдет. Настал момент выбора: верность королю или верность родине. А сам
король, так и не доехав до порта на Ла-Манше, решил поскорее перейти
франко-бельгийскую границу в Менено. На площадях французских городов уже вместо
«Да здравствует король!» повсюду кричат «Да здравствует император!», и в
страстную пятницу идут в собор на литургию. Но Теодору не до религиозных
обрядов: он еще не нашел для себя ответа, на чью сторону встать. Уже понятно,
что не на сторону короля, запятнавшего себя позором измены. Но чем лучше
Бонапарт? Ведь это он как-то сказал, что не хочет быть императором черни. Ему
все равно, что народ умирает с голоду, а армия и бесчисленная полиция держат
его в страхе. А может быть, прав тот молодой оратор, который призывал роялистов
и республиканцев сплотиться против тирана-императора? Во всем этом еще
предстоит разобраться. А сейчас Теодору Жерико, уже побывавшему у пределов
возможного, в этот час пасхальной заутрени хочется просто жить, писать картины,
всматриваться в лица людей, любить их. Он хочет стать настоящим живописцем
мира, который его окружает.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поэзия некрасовской поры
Реферат Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении
Реферат Основные средства: бухучет и налогообложение (по состоянию на февраль 2002г.)
Реферат Проблема покаяния в пьесе Островского "Гроза"
Реферат Поэзия Томаса Стернса Элиота
Реферат Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Природа в творчестве Есенина
Реферат Осесиметричні коливання дискретно підкріплених оболонкових елементів конструкцій на пружній основі при імпульсних навантаженнях
Реферат Проблема перевода поэмы Э. По “Ворон” К. Бальмонтом
Реферат Поэзия французского символизма
Реферат Проблема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Реферат Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Реферат Перевірка і оцінювання результатів навчання інформатики
Реферат Проблематика и структура пьесы Б. Шоу "Пигмалион"
Реферат Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина