Борис
Михайлович Моисеев
Борис
Михайлович Моисеев родился 4 марта в тюрьме , так как его мать, недовольная
властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком
еврейском гетто провинциального Могилева. Он рос без отца и, к тому же, был
очень болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье, мама отдала
Бориса в танцевальный кружок. С тех пор он понял, что танцы - его жизнь. Он
устраивал уличные концерты для жителей своего дома, а, окончив школу, собрал
чемодан со скромным гардеробом и самостоятельно уехал в Минск. Там Борис
поступил в хореографическое училище, которое закончил как классический
танцовщик. Он учился у великой балерины Младинской, которая в свое время танцевала
с Анной Павловой. Она была последней из могикан настоящей петербургской
императорской школы. В классике Борис преуспел. Но его тянуло к характерному и
эстрадному танцу. По окончании училища за свободолюбие, за острый и откровенный
язык, унаследованный от матери, его выгнали из Минска.
Дух протеста
всегда жил в нем. "Свобода - это знак, символ моего характера, моей жизни,
того постоянного стремления к независимости, которое с самого детства
подстегивало меня и определило очень многое в моей судьбе".
Борис попал на
Украину в Харьковский театр оперы и балета, где от простого артиста дошел до
хореографа-постановщика. Но из-за свободного характера его исключили из
комсомола, и он покинул Харьков. В 1975 году Борис уехал в Каунас, один из
самых независимых городов тогдашнего СССР, где танцевал в музыкальном театре, а
позже стал главным балетмейстером литовского оркестра "Тринитас ". В
Каунасе в 1978 году он создал танцевальное трио "Экспрессия", в
котором вместе с Борисом работали 2 очаровательные девушки - белая и черная.
Трио быстро стало популярным и, покорив Литву, перешло работать в "Театр
песни" известной российской певицы Аллы Пугачевой, вместе с которой они
участвовали в популярных всемирных конкурсах и фестивалях, например, на
фестивале в Сан Ремо. Но вскоре Борису стало тесно и в этих рамках и в 1987
году трио вышло из труппы Пугачевой и начало сольную карьеру. Посыпались
приглашения из разных стран и с 1988 по 1989 год "Экспрессия"
выступала в клубах Италии, Франции и Америки. Помимо концертных площадок трио
долгое время проработало на итальянском телевидении "RAI-2" в теле
шоу "Рафаэлла Кара представляет". Через несколько лет Борис уже
работал в качестве хореографа в театрах и танцевальных шоу Америки, где
удостоился чести быть главным режиссером-постановщиком муниципального театра
города Новый Орлеан.
В 1991 году по
возвращении коллектива в Россию на телевидении вышел документальный фильм
"Экспрессия", рассказывающий о творческом пути Бориса Моисеева и его
трио. Это и стало началом его сольной карьеры в стране. В 1992 году вышел его
первый спектакль, который превратил маленькое трио "Экспрессия" в
большой шоу-проект "Борис Моисеев и его леди".
"Что такое
сцена? Это святое действие. Не может актер быть на сцене и на улице среди
народа в одном и том же облике, в таком же костюме. Есть строгое распределение
- это сцена, это жизнь, это пафос. Но всегда приходится быть собой, бороться за
себя. Жизнь - это фронт. И каждый номер, каждый спектакль - моя маленькая
победа ". И он побеждал.
В 1993 году
вышел новый спектакль "Боря М + Бони М" с участием популярной группы
"Бони М", который стал взрывом на российской сцене. Но это не
успокоило Бориса. " Я много работаю, потому что мне это интересно.
Интересен мой коллектив, интересно учиться профессионализму, интересна
дисциплина на сцене ". И в том же 1993 году он выпускает еще один
спектакль "Шоу продолжается - памяти Фредди Меркьюри", за который
Борис Моисеев получил Российскую национальную музыкальную премию
"Овация" как за лучшее шоу года. А в 1994 году на свет появляется
новая шоу программа "Каприз Бориса Моисеева".
В 1995 году
Борис шокирует Россию спектаклем "Дитя порока", после которого его
творчество называют "религией шока и эпатажа". Именно этот спектакль
дал жизнь новому детищу Моисеева - созданию собственного шоу-театра. Теперь это
профессиональный и интернациональный коллектив, который Борису удалось собрать
во время поездок по стране и за рубежом. В нем есть поляки, немцы, литовцы,
украинцы и грузины. " У меня работают профессионалы, которые все очень быстро
учат и понимают мои идеи. У нас очень красивая труппа, модная и стильная."
Имея
собственную труппу единомышленников, в 1996 году Моисеев выпускает второй
спектакль после "Дитя порока" - "Падший ангел",
спектакль-исповедь, Где четко прослеживается его собственная судьба. " Я
пою о трагедии и о любви. Сумасшедшей. Я хочу показывать не эротику как
таковую. Я всегда показываю глубину человеческих чувств, кто бы ни был ими
связан - мужчина и женщина, мужчина и мужчина. Это любовь со всеми ее взлетами
и падениями. Я играю на сцене историю чувств". Моисеев ищет непорочное в
порочном, сексуальное в целомудренном. Кто-то считает, что эпатирующие названия
его спектаклей "Дитя порока", "Падший ангел" - всего лишь
трюк для привлечения публики. Сам Моисеев относится к этому несколько иначе:
" Я играю в свою историю. Мне абсолютно наплевать, как к ней относится
общественность, политическая элита, верхушка шоу-бизнеса. Мне интересна моя
жизнь и моя карьера как художника. Публике это нравится, она кайфует от этого.
Я для них хрупкий, обиженный, незащищенный крошка. Голый король, шут!".
Подтверждение
этому - ошеломляющий успех спектакля в России, Германии, Израиле, Испании, и,
наконец, долгожданный триумф в "Beacon Theatre " на Бродвее в 1998
году. Это ли не признание? Такой успех спектакля связан с тем, что все это
глубоко выстрадано самим артистом. Уж кто-кто, а он имеет право говорить о
пороке как источнике чистоты. " Что такое моя тема? Это тема актера, тема
его чувств, вернее, лабиринта чувств, через который по тем или иным причинам
далеко не каждый может пройти ". Как завершение этой темы в 1998 году
Борис выпустил третий спектакль "Королевство любви", некоторые
номера, из которого уже стали хитами российской эстрады. " Моя семья - это
публика, это мои друзья. И мне этого достаточно ",- говорит Моисеев. И
публика отвечает ему взаимностью.
Но это далеко
не все, чем знаменит в России Борис Моисеев. Он работал в качестве модели у
известных российских кутюрье. Снялся в художественных фильмах "Пришла и
говорю", "Сезон чудес", "Поле непосеянной ржи". Сыграл
главную роль - роль Риголетто в фильме "Месть шута". А сейчас
известный российский журналист, автор сценария и режиссер-постановщик
нашумевшего на весь мир фильма "Чистилище" Александр Невзоров
пригласил Бориса на главную роль в своем новом фильме "Третье
пришествие". Моисеев пишет о себе книгу и сразу киносценарий по ней.
Обращаясь к публике накануне своих спектаклей, Борис говорит:
"Слабонервным людям, играющим в пуританство, приходить на них не стоит. А вот
людей с открытым умом и сердцем я приглашаю увидеть лучшие шоу российской
эстрады. Я хочу, чтобы мы вместе сыграли их ". И публика с благодарностью
принимает его приглашение.
У Моисеева есть
свой зритель. Он собирался много лет. И критерии этого отбора были достаточно строгими.
" Если человек не может взлететь со мной на воздушном шаре и пронестись
через облака, значит, мне с ним не по пути".
А свою роль в
этом мире Борис определяет так : " Я чувствую себя пылинкой среди
огромного вакуума. Я таким способом борюсь за планету. Я призываю всех вылезти
из своих футляров и сказать окружающим : "С добрым утром!".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.peoples.ru/