Рождение Кумары (Kumara-sambhava)
Калидаса (Kalidasa) IV–V вв. ?
Поэма, оставшаяся, как полагают, неоконченной и
дополненная позднее. Индийская (санскритская) литература.
Автор пересказов П. А. Гринцер
Могучий
демон Тарака, которому за совершенные им аскетические подвиги Брахма в свое
время даровал необоримую силу, устрашает и унижает небесных богов, так что даже
их царь Индра вынужден платить ему дань. Боги молят Брахму о помощи, но тот
ничем не может облегчить их участь и только предрекает, что вскоре у Шивы
родится сын, который единственный способен сокрушить Тараку. Однако у Шивы еще
нет жены, и боги предназначают ему в супруги дочь царя гор Хималая Парвати, при
рождении которой землю осыпал цветочный дождь, предвещающий благо всему миру,
озаряющую своим ликом все стороны света, совмещающую в себе все что ни есть
прекрасного на земле и на небе.
Чтобы
снискать любовь Шивы, Парвати отправляется в его обитель на горе Кайласе, где
Шива предается суровому подвижничеству. Добиваясь его расположения, Парвати
преданно заботится о нем, но, погруженный в глубокое самосозерцание, Шива даже
не замечает ее усилий, бесстрастен и равнодушен к ее красоте и услужливости.
Тогда на помощь ей приходит бог любви Кама, вооруженный луком с цветочными
стрелами. С его приходом в покрытых снегом горах расцветает весна, и только
обитель Шивы чужда ликованию природы, а сам бог по-прежнему остается
неподвижным, безмолвным, глухим и к весенней прелести, и к обращенным к нему словам
любви. Кама пытается пронзить своею стрелой сердце Шивы и растопить его холод.
Но Шива мгновенно сжигает его пламенем своего третьего глаза. Возлюбленная Камы
Рати горько рыдает над горсткой пепла, оставшейся от ее супруга. Она готова
покончить с собою, разведя погребальный костер, и только голос с неба,
возвещающий ей, что Кама возродится, как только Шива обретет счастье любви,
удерживает ее от исполнения своего намерения.
После
сожжения Камы удрученная безуспешностью своих стараний Парвати возвращается в
отчий дом. Сетуя на бессилие своей красоты, она надеется, что только
умерщвление плоти поможет ей достичь поставленной цели. Переодевшись в грубое
платье из лыка, питаясь только лучами луны и дождевой водой, она предается,
подобно Шиве, жестокой аскезе. Спустя какое-то время к ней приходит молодой
отшельник и пытается отговорить от изнуряющего ее подвижничества, которого
недостоин, по его словам, жестокий, отталкивающий своим равнодушием и
безобразием Шива. Парвати в негодовании отвечает страстной хвалой Шиве,
единственному, кому принадлежат ее сердце и помыслы. Незнакомец исчезает, и
вместо него появляется сам Шива, великий бог, который принял облик молодого
отшельника, чтобы испытать глубину чувств Парвати. Убедившись в ее преданности,
Шива готов теперь стать ей любящим супругом и слугою.
Он
посылает сватами к отцу Парвати Хималаю семерых божественных мудрецов — риши.
Тот назначает свадьбу на четвертый день после их прибытия, и к ней радостно
готовятся жених и невеста. В свадебной церемонии принимают участие Брахма,
Вишну, Индра, бог солнца Сурья, ее оглашают чудесным пением небесные певцы —
гандхарвы, украшают чарующим танцем небесные девы — апсары. Шива и Парвати
восходят на золотой трон, богиня счастья и красоты Лакшми осеняет их небесным
лотосом, богиня мудрости и красноречия Сарасвати произносит искусно
составленное благословение.
Медовый
месяц Парвати и Шива проводят во дворце царя Хималая, затем отправляются на
гору Кайласу и, наконец, уединяются в чудесном лесу Гандхамадане. Терпеливо и
нежно обучает Шива застенчивую Парвати искусству любовной ласки, и в любовных
утехах для них как одна-единственная ночь проходят сто пятьдесят времен года,
или двадцать пять лет. Плодом их великой любви и должно стать рождение Кумары,
бога войны, известного также под именами Сканды и Карттикеи.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.