Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois)

Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois)

М. Л. Гаспаров

Тавридой
древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя,
которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции
давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная,
как их Артемида-охотница. У них был миф, при завязке и при развязке которого
стояла Артемида, и оба раза — с человеческим жертвоприношением, — правда,
мнимым, несовершившимся. Завязка этого мифа была на греческом берегу, в Авлиде,
а развязка — на скифском берегу, в Тавриде. А между завязкой и развязкой
протянулась одна из самых кровавых и жестоких историй греческой мифологии.

У
великого аргосского царя Агамемнона, главного вождя греческой рати в Троянской
войне, была жена Клитемнестра и было от нее трое детей: старшая дочь Ифигения,
средняя дочь Электра и младший сын Орест. Когда греческая рать отплывала в
поход на Трою, богиня Артемида потребовала, чтобы Агамемнон принес ей в жертву
свою дочь Ифигению. Агамемнон сделал это; как это произошло, Еврипид показал в
трагедии «Ифигения в Авлиде». В последнее мгновение Артемида сжалилась над
жертвой, подменила девушку на алтаре ланью, а Ифигению умчала на облаке в
далекую Тавриду. Там стоял храм Артемиды, а в храме хранилось деревянное
изваяние богини, будто бы упавшее с небес. При этом храме Ифигения стала
жрицей.

Из
людей никто не видел и не знал, что Ифигения спаслась: все думали, что она
погибла на алтаре. Мать ее Клитемнестра затаила за это смертную ненависть к
мужу-детоубийце. И когда Агамемнон воротился победителем с Троянской войны,
она, мстя за дочь, убила его своей рукой. После этого сын ее Орест с помощью
сестры своей Электры, мстя за отца, убил родную мать. После этого богини
кровной мести Эриннии, мстя за Клитемнестру, наслали на Ореста безумие и гнали
его в муках по всей Греции, пока его не спасли бог Аполлон и богиня Афина. В
Афинах был суд между Эринниями и Орестом, и Орест был оправдан. Обо всем этом
подробно рассказал Эсхил в своей трилогии «Орестея».

Не
рассказал он только об одном. Во искупление вины Орест должен был совершить
подвиг: добыть в далекой Тавриде кумир Артемиды и привезти его в афинскую
землю. Помощником ему был его неразлучный друг Пилад, женившийся на сестре его
Электре. Как совершили Орест и Пилад свое дело и как при этом Орест нашел свою
сестру Ифигению, которую считал давно погибшей, — об этом Еврипид написал
трагедию «Ифигения в Тавриде».

Действие
— в Тавриде перед храмом Артемиды. Ифигения выходит к зрителям и рассказывает
им, кто она такая, как спаслась в Авлиде и как служит теперь Артемиде в этом
скифском царстве. Служба тяжела: всех чужеземцев, каких занесет сюда море,
здесь приносят в жертву Артемиде, и она, Ифигения, должна готовить их к смерти.
Что с ее отцом, матерью, братом, она не знает. А сейчас ей приснился вещий сон:
рухнул аргосский дворец, среди развалин стоит одна лишь колонна, и она обряжает
эту колонну так, как обряжают здесь чужеземцев перед жертвой. Конечно, эта
колонна — Орест; а предсмертный обряд только и может значить, что он умер. Она
хочет его оплакать и уходит позвать для этого своих прислужниц.

Пока
сцена пуста, на нее выходят Орест с Пиладом. Орест жив, и он в Тавриде; им
назначено похитить кумир вот из этого храма, и они присматриваются, как туда
проникнуть. Они сделают это ночью, а день переждут в пещере у моря, где спрятан
их корабль. Туда они и направляются, а на сцену возвращается Ифигения с хором
прислужниц; вместе с ними она оплакивает и Ореста, и злой рок своих предков, и
свою горькую долю на чужбине.

Вестник
прерывает их плач. Только что на морском берегу пастухи схватили двух
чужеземцев; один из них бился в припадке и заклинал преследовательниц Эринний,
а другой пытался помочь ему и защитить его от пастухов. Обоих отвели к царю, и
царь приказал обычным чином принести их в жертву Артемиде: пусть Ифигения
приготовится к положенному обряду. Ифигения в смятении. Обычно эта служба при
кровавой жертве в тягость ей; но сейчас, когда сон сказал ей, что Орест погиб,
сердце ее ожесточилось и она почти радуется их будущей казни. О, зачем не
занесло сюда виновников Троянской войны — Елену и Менелая! Хор горюет о далекой
родине.

Вводят
пленников. Они молоды, ей жаль их. «Как тебя зовут?» — спрашивает она Ореста.
Он мрачно молчит. «Откуда ты?» — «Из Аргоса». — «Пала ли Троя? Уцелела ли
виновница Елена? а Менелай? а Одиссей? а Ахилл? а Агамемнон? Как! он погиб от
жены! а она от сына! а сын — жив ли Орест?» — «Жив, но в изгнанье — всюду и
нигде». — «О счастье! сон мой оказался ложным». — «Да, лживы сны и лживы даже
боги», — говорит Орест, думая о том, как они послали его за спасением, а
привели на смерть.

«Если
вы из Аргоса, то у меня к вам просьба, — говорит Ифигения. — У меня есть письмо
на родину; я пощажу и отпущу одного из вас, а он пусть передаст письмо, кому я
скажу». И она уходит за письмом. Орест и Пилад начинают благородный спор, кому
из них остаться в живых: Орест велит спастись Пиладу, Пилад — Оресту. Орест
пересиливает в споре: «Я погубил мать, неужели я должен погубить еще и друга?
Живи, помни обо мне и не верь лживым богам». «Не гневи богов, — говорит ему
Пилад, — смерть близка, но еще не наступила». Ифигения выносит писчие дощечки.
«Кто повезет их?» — «Я, — говорит Пилад. — Но кому?» — «Оресту, — отвечает
Ифигения. — Пусть он знает, что сестра его Ифигения не погибла в Авлиде, а
служит Артемиде Таврической; пусть придет и спасет меня от этой тяжкой службы».
Орест не верит своим ушам. «Я должен передать это письмо Оресту? —
переспрашивает Пилад. — Хорошо: передаю!» — и он вручает писчие дощечки
товарищу. Ифигения не верит своим глазам. «Да, я твой брат Орест! — кричит
Орест. — Я помню тканное тобой покрывало, где ты изобразила затмение солнца, и
прядь волос, которую ты оставила матери, и прадедовское копье, которое стояло в
твоем тереме!» Ифигения бросается ему в объятия — подумать только, она чуть не
стала убийцей брата! Ликующими песнями празднуют они узнание.

Сбылось
нечаянное, но осталось главное: как же Оресту добыть и увезти кумир Артемиды из
таврического храма? Храм под охраной, и со стражей не сладить. «Я придумала! —
говорит Ифигения, — я обману царя хитростью, а для этого скажу ему правду. Я
скажу, что ты, Орест, убил свою мать, а ты, Пилад, помогал ему; поэтому оба вы
нечисты, и прикосновение ваше осквернило богиню. И над вами и над статуей нужно
совершить очищение — омовение в морской воде. Гак и вы, и я, и статуя выйдем к
морю — к вашему кораблю». Решение принято; хор поет песню в честь Артемиды,
радуясь Ифигении и завидуя ей: она вернется на родину, а им, прислужницам, еще
долго тосковать на чужбине.

Ифигения
выходит из храма с деревянной статуей богини в руках, навстречу ей — царь.
Служение Артемиде — женское дело, царь не знает его тонкостей и послушно верит
Ифигении. Очищение кумира — это таинство, пусть же стража удалится, а жители не
выходят из домов, а сам царь займется окуриванием храма, чтобы у богини была
чистая обитель. (Это тоже правда: богиню нужно очистить от крови человеческих
жертвоприношений, а чистая обитель ей будет в афинской земле.) Царь входит в
храм, Ифигения с молитвою Артемиде следует к морю, за ней ведут Ореста и
Пилада. Хор поет песню в честь вещего Аполлона, наставителя Ореста: да, бывают
лживы сны, но не бывают лживы боги!

Наступает
развязка. Вбегает вестник, вызывает царя: пленники бежали, и с ними — жрица, и
с нею — кумир богини! Они, стражники, долго стояли отворотясь, чтобы не видеть
таинств, но потом обернулись и увидели у берега корабль, а на корабле беглецов;
стражники бросились к ним, но было поздно; скорее на суда, чтобы перехватить
преступников! Однако тут, как часто бывает в развязках у Еврипида, возникает
«бог из машины»: над сценою появляется богиня Афина. «Остановись, царь: дело
беглецов угодно богам; оставь их в покое и отпусти вслед им вот этих женщин из
хора. А ты смелей, Орест: правь к афинской земле и там на берегу воздвигни
святилище Артемиде; человеческих жертв ей больше не будет, но в память о
Тавриде в главный праздник на ее кумир будут брызгать кровью. А ты, Ифигения,
станешь первой жрицей в этом храме, и потомки там будут чтить твою могилу. А я
спешу вам вслед в мои Афины. Вей, попутный ветер!» Афина исчезает, таврический
царь остается коленопреклоненным, трагедии конец.
Список литературы

Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997. – 848 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://infolio.asf.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.