Св. Амвросий
Амвросий, Св.
(ок. 333–397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей
церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия,
префекта претория Галлии.
После смерти отца
получил в Риме солидное образование, изучал право, некоторое время практиковал
и ок. 370 начал административную карьеру.
В 373 стал
наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (современный Милан).
После избрания его епископом по желанию народа, чей выбор был одобрен
епископатом и императором, принял крещение и спустя восемь дней, 7 декабря 374,
– епископское рукоположение.
Он ревностно
взялся за изучение богословия, особенно греческих отцов церкви, роздал свое
имение бедным и посвятил себя служению людям. Его красноречивые и
содержательные проповеди способствовали обращению, в числе прочих, и Августина.
Амвросий играл
важную роль в политической жизни своего времени. Благодаря его советам
укреплялся характер юного императора Грациана (375–383), прибывшего из Трира в
Милан; влияние Амвросия заметно и в законодательных актах, способствовавших
распространению христианства.
Попытки ариан,
которым покровительствовала вдовствующая императрица Юстина, захватить церкви в
Милане (385–386) окончились неудачей из-за популярности Амвросия. Он осуществил
два успешных посольства к узурпатору Максиму в 383 и 387 с целью восстановления
в правах сына Юстины, императора Валентиниана II, который, возвратив себе
престол (388), обрел в Амвросии мудрого советчика.
Император
Феодосий (379–395) принимал провозглашенные Амвросием принципы: признание
независимости церкви от государства в ее собственной сфере, признание роли
церкви как блюстительницы нравственности и ее права на защиту со стороны
государства. Умер Амвросий в Милане 4 апреля 397. День памяти святого 7 декабря
(в Русской православной церкви – 7 декабря по старому стилю).
К догматическим
сочинениям Амвросия, скорее традиционным, чем оригинальным, принадлежат три
трактата против ариан (378–382), один, предназначенный оглашенным (De
mysteriis, 387), и один против новатиан (De paenitentia, ок. 384). Однако его
подлинное величие как учителя веры обнаруживается в моральных и аскетических
сочинениях, включающих трактат De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей,
ок. 391; написан на основе De officiis Цицерона) и пять трактатов о
воздержании, в частности – De virginibus (Восхваление девственности, 377).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/