Лао-Цзы
Лао-Цзы (Ли
Эр), легендарный автор древнекитайского трактата 'Лао-цзы' (древнее название -
'Дао дэ цзин', 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное
понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и
неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй):
уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен,
отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и
неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали. Легендарный
древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления
даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое,
скорее всего, является прозвищем и означает буквально 'старый мудрец' (и даже
'старый младенец'), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.
1. Ли Эр (Лао
Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку
царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе
'Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы' в 'Исторических записках' (Ши цзи)
великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.), Лао-цзы служил архивистом в
чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе
его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое
впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему
действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В
пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был
остановлен неким 'стражем заставы' Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого
написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма -
книга 'Дао дэ цзин' ('Книга о дао и дэ'). Затем он продолжил путь в Индию, где
его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не
отцом самого основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы).
2. Лао-цзы был
известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение
дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э.
от божественной 'Нефритовой девы' (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен
официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на
его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой 'народной религии' Лао-цзы
(Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с
'Нефритовым Императором' (Юйхуань шанди) и 'Великим Первоначальным' (Тай ши),
популярную фигуру так называемых 'Трех Чистых' (Сань цин), которым часто
поклонялись как одному божеству.
3. Наконец,
именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских
афоризмов, собранных в книгу 'Дао дэ цзин'.
Пафос
философствования в стиле Лао-цзы - в обличении извращений человеческой природы,
вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой
подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к
неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы
материалы с сайта http://istina.rin.ru/