Иоанн Скот Эриугена
Перевезенцев С. В.
Иоанн
Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском континенте
оказался примерно в 840-м г., когда был приглашен участвовать в теологическом
споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал
написанный им трактат "О предопределении". Молодой ирландец, судя по
всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание
христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять
место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.
В
конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того
времени в Западной Европе "Ареопагитик" с греческого на латинский язык.
Дело в том, что в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских
философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно владел
и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами Дионисия
Ареопагита, в 862—866 гг. он написал собственное сочинение под названием
"О разделении природы", имеющее форму диалога между
"Учителем" и "Учеником".
В
своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ
неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия и наука
неразделимы. "Истинная философия есть истинная религия, и обратно,
истинная религия есть истинная философия" — писал он. Более того, он
утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что
бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: "Авторитет
рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из
авторитета". Поэтому с его точки зрения "никто не восходит на небо
иначе, чем через философию".
В
неоплатоническом духе Иоанн Скот Эриугена трактует и строение мироздания,
"природы", состоящей из четырех уровней. Сама структура мироздания
определяется неоплатонически-христианским принципом, проповедуемым Дионисием
Ареопагитом: Бог есть Начало и Конец всего сущего. Следовательно, мир,
сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего развития и в конце концов
вновь возвращается к Богу.
Первый
уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог Отец, пребывающий в
абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей множественностью и
порождающий все сущее. В духе Дионисия Ареопагита, Иоанн Скот Эриугена
утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями — положительным и
отрицательным. Однако полное постижение Божественной сущности невозможно, ибо
человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога Отца. Бог
Отец незримо присутствует во всем, и доступен человеку только в виде
богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие
Бога в бытии всех вещей.
Второй
уровень — природа сотворенная и творящая. В соответствии с христианизированным
неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое
порождение Бога Отца — Логос, Божественный ум или всеведение Бога. Логос уже
множественен — в нем содержатся бестелесные первообразы всех вещей (идеи),
которые обладают бессмертием. "Все, что в Нем, остается всегда — это
вечная жизнь", — утверждает философ.
Третий
уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в
пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне
природа достигает апогея своей множественности, ибо возникает бесчисленное
число единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются
первообразы, однако сама материальность призрачна. По сути самостоятельной материи
не существует вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек,
живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать
богоявления и таким образом приблизиться к постижению Бога. Знание же
заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности, и
конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. "Тело — наше, —
пишет Эриугена, — но мы — не тело".
Четвертый
уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень — конечная цель всякой
жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития
возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне
теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность, и
воссоединяются в своем первоначале — Боге.
И
человек должен уподобиться Сыну Божиему, который, вочеловечившись, указал людям
истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному единству и
вечной жизни.
Влияние
идей Дионисия Ареопагита прослеживается и в учении о предопределении,
разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения, Бог, предопределяя
все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным добром,
само по себе не существует и на него Божественное предопределение не распространяется.
Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек
выбирает свой жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке,
дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром
и присущим человеку злом.
Само
стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в едином учении
оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его
конкретные идеи, особенно учение о предопределении и свободе воли, не были
приняты официальной Церковью. Еще при жизни он неоднократно обвинялся в ереси,
а после его смерти трактат "О разделении природы" был осужден (в 1050
г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/