Алексей
Иванович Введенский
Алексей
Иванович Введенский (1861-1913) принадлежит к московской школе академической
философии, у истоков которой стоял Ф.А. Голубинский, и идеи которого получили
затем творческое развитие в философской системе его преемника В.Д.
Кудрявцева-Платонова. Введенский разделяет теоретическое кредо этой школы, что
философия в решении вопросов живого христианского мировоззрения должна
разъяснять их по законам разума, на основе его добровольного и свободного
подчинения вере, между которой и современным научно-философским мышлением для
него нет никаких принципиальных противоречий.
Он сочувственно
относится к философии В.Д. Кудрявцева-Платонова, которую, по его оценке, всякий
признает соответствующей как началам Откровения, так и требованиям
человеческого разума. Соответственно возможность создания самобытной русской
философии А.И. Введенский видит на путях мелиоризма, трансцендентального
монизма и соборности сознания.
В то же время,
обращая внимание с позиций историзма на то, что человеческая мысль в своем
движении к истине никогда не останавливается, всегда ищет и будет искать новых
дорог, Введенский стремится в своей системе теистического миропонимания к
синтезу Св. Писания и Предания с новейшими в то время направлениями
западноевропейской философии, а именно с философией жизни. Более того, выступая
за создание и в православии догматики нового типа, догматики философской, он
считает, что именно "философии воли" православное богословие
"вполне спокойно могло бы подать дружескую руку или, точнее, : могло бы
принять дружескую руку помощи".
Считая разум
способным лишь привести к истине, но не дать ее человеку, А.И. Введенский
главным предметом своего внимания делает проблемы философии религии. В ней
Введенский обосновывает веру как познание и свободно-сознательное признание
Бога со стороны человека, имеющих своим основанием естественное Божественное
самооткровение, в понятие которого он включает как онтологическое отношение Бога
к миру, так и акт предваряющей благодати. В понимании сущности язычества и
построении философской истории естественных религий взгляды А.И. Введенского
имеют прамонотеистический характер.
Введенский, по
оценке современников "философ-христианин", оставил после себя очень
большое и значительное литературное наследие. Среди важнейших его трудов можно
назвать следующие сочинения: "Вера в Бога, ее происхождение и основание.
Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в
текущем столетии" (1891), "Очерк современной французской
философии" (1894), "Закон причинности и реальность внешнего
мира" (1901), "Религиозное сознание язычества. Опыт философской
истории естественных религий." (1902)
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/