Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины в соответствии с положениями этого Закона. Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчётными (клиринговыми).
Банковская система Украины появилась после принятия Верховной Радой Украины в марте 1991 года Закона Украины "О банках и банковской деятельности". Она есть двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и банков различных видов и форм собственности.
Национальный банк Украины является центральным банком, проводящий единую государственную денежно-кредитную политику с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы. Банки создаются на акционерных либо паевых началах юридическими или физическими лицами. Свои функции банки реализуют через исполнение таких операций, как привлечение средств предприятий, учреждений, организаций, населения, на депозитные, вкладные счета, а также недепозитное вложение средств; кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан, вложения в ценные бумаги, формирование кассовых остатков и резервов, формирование иных активов; кассовое и расчётное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций.
Банки в своей деятельности действуют в соответствии с Конституцией Украины, Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", законодательством Украины об акционерных обществах, а также иных видов хозяйственных товариществ, другими законодательными актами, нормативными актами Национального банка Украины и своими уставами. С января 1998 года банковская система Украины перешла на международные стандарты бухгалтерского учёта и статистики. Правовой статус, принципы организации и деятельности Национального банка Украины определены Конституцией Украины и Законом Украины "О Национальном банке Украины".
Национальный банк Украины является юридическим лицом, имеет отдельное имущество, являющееся объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении, а также уставный капитал в размере 10 млн. грн., являющийся государственной собственностью и необходим для обеспечения обязательств Национального банка Украины. В соответствии со статьей 99 Конституцией Украины, принятой в 1996 году, основной функцией центрального банка государства - Национального банка Украины - есть обеспечение стабильности денежной единицы - гривны. На выполнение своей основной функции Национальный банк способствует поддержанию стабильности банковской системы, а также, в меру своих полномочий, - ценовой стабильности. Национальный банк Украины в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины" является Центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, ее эмиссионным центром, проводит единую государственную политику в отрасли денежного обращения, кредита, укрепления денежной единицы, организует межбанковские расчёты, координирует деятельность банковской системы в целом, определяет курс денежной единицы относительно валют иных стран. Национальный банк Украины определяет вид денежных знаков, их номинал, отличительные черты и систему защиты. Национальный банк Украины сохраняет резервные фонды денежных знаков, драгоценные металлы и золотовалютные запасы, накапливает золотовалютные резервы и совершает операции с ними и банковскими металлами. Национальный банк Украины устанавливает порядок определения учётной ставки и других процентных ставок по своим операциям, даёт разрешение на создание коммерческих банков путём их регистрации и выдаёт лицензии на совершение банковских операций, устанавливает банкам и другим финансово-кредитным учреждениям нормативы обязательного резервирования средств.
Функции Национального банка Украины:
Основная функция
В соответствии с Конституцией Украины основной функцией Национального банка Украины является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. На выполнение своей основной функции Национальный банк способствует поддержанию стабильности банковской системы, а также в мерах своих полномочий, - ценовой стабильности.
Другие функции
Национальный банк выполняет следующие функции:
в соответствие с разработанными Советом Национального банка Украины Основных положений денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организовует её оборот;
3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования;
4) устанавливает для банков правила проведение банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, защиты информации, средств и имущества;
5) организует создание и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платёжного баланса;
6) определяет систему, порядок и форму платежей, в том числе между банками;
7) определяет направления развития современных электронных банковских технологий, создаёт, координирует и контролирует создание электронных платёжных средств, платёжных систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации;
8) совершает банковское регулирование и надсмотр;
9) ведёт государственный реестр банков, совершает лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;
10) ведёт официальный реестр идентификационных номеров эмитентов платёжных карт внутригосударственных платёжных систем;
11) осуществляет сертификацию аудиторов, которые будут проводить аудиторскую проверку банков, временных администраторов и ликвидаторов банка;
12) составляет платёжный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование;
13) представляет интересы Украины в центральных банках других государств, международных банках и других кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;
14) совершает в соответствии с определёнными специальным законом полномочий валютное регулирование, определяет порядок совершения операций в иностранной валюте, организует и совершает валютный контроль за банками и другими финансовыми учреждениями, получившими лицензию Национального банка на совершение валютных операций;
15) обеспечивает накопление и сохранение золотовалютных резервов и совершение операций с ними и банковскими металлами;
16) анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений;
17) организует инкассацию и перевозку банкнот и монет, а также других ценностей, выдаёт лицензии на право инкассации и перевозки банкнот и монет, а также других ценностей;
18) реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка;
19) участвует в подготовке кадров для банковской системы Украины;
20) определяет особенности функционирования банковской системы Украины в случае введение военного положения или особенного периода, совершает мобилизационную подготовку системы Национального банка;
21) выполняет иные функции в финансово-кредитной сфере в мере своей компетенции, определённой законом.
Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. НБУ осуществляет регулирование деятельности специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых ним банковских операций. Банк приобретает статус специализированного банка в случае, если более 50% его активов есть активами одного типа. Банк приобретает статус специализированного сберегательного банка, если более 50% его пассивов являются вкладами физических лиц. Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надсмотр в соответствии с положениями Конституции Украины, этого Закона, Закона Украины "О Национальном банке Украины", других законодательных актов и нормативно-правовых актов НБУ. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" был принят 07.12.2000 № 2121-III с изменениями, внесенными в соответствие с Законами:
- N 2740-III ( 2740-14 ) от 20.09.2001, ВВР, 2002, N 5, ст.30;
- N 249-IV ( 249-15 ) от 28.11.2002, ВВР, 2003, N 1, ст. 2 вступает в действие 11.06.2003 года;
- N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003, ВВР, 2003, N 14, ст.104 вступает в действие 11.06.2003 года;
- N 835-IV ( 835-15 ) от 22.05.2003, ВВР, 2003, N 35, ст.270;
- N 914-IV ( 914-15 ) от 05.06.2003, ВВР, 2003, N 38, ст.322;
- N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181.
Банковскую систему не следует понимать как физическую совокупность всех банков существующих в данной стране. Банковская система - это законодательно определённая, чётко структурированная и субординированная совокупность финансовых посредников, осуществляющих банковскую деятельность на постоянной профессиональной основе и функционально взаимоувязанные в самостоятельную экономическую структуру. Отметим, что в современных условиях прослеживается тенденция к универсализации банков. Крупные банки выполняют всё большее количество функций и операций, расширяют перечень предоставляемых услуг. Во всё большей мере происходит смыкание банков с другими видами финансово-кредитных учреждений: страховыми, инвестиционными, финансовыми компаниями. Главной целью деятельности отдельных банков есть получение прибыли. Касательно банковской системы эта цель не просто возрастает пропорционально количеству банков, а вообще передвигается на другой план, оставаясь лишь целью отдельных банков. На первое место в этой системе выходят:
1) обеспечение общественного надсмотра и регулирования банковской деятельности с целью упорядочивания интересов отдельных банков с общественными интересами. Эта цель вступает в определённое противоречие с обеспечением прибыльности как ключевой целью коммерческих банков;
2) обеспечение надёжности и стабильности функционирования отдельных банков и банковской системы в целом с целью стабилизации денег и бесперебойного функционирования экономики. Ни одна из этих целей непосильна отдельному банку, каким бы экономически могущественным он ни был. Только скоординированное объединение в систему, ориентированную на определённые цели, делает их достижение реальным.
Трансформационная функция банковской системы базируется на аналогичной функции отдельных банков, но не является их механической суммой, что объясняется двумя причинами:
1) во-первых, в трансформационный процесс активно включается центральный банк. Как банк банков он активно осуществляет все виды трансформационных процессов на межбанковском уровне.
2) во-вторых, система существенно повышает трансформационный потенциал узкоспециализированных банков.
Вмонтированные в систему, они получают возможность выполнять эту функцию в кооперации с универсальными банками. Если банк, как например, Сбербанк Украины, специализируется на депозитных операциях, то в составе системы он может предложить мобилизированные средства банкам, выполняющие кредитные операции. Совместно, как составные части, эти банки могут обеспечивать весь комплекс трансформации денежного капитала на рынке. Функция образования платёжных средств и регулирования денежного обращения (эмиссионная) состоит в том, что банковская система оперативно изменяет массу денег в обороте, увеличивая или уменьшая её в соответствии с изменением спроса на деньги. Это ключевая функция банковской системы. В её выполнении берут участие все части системы - центральный банк, все банки второго уровня. Она касается всех направлений банковской деятельности, и, прежде всего кредитной.
Эта функция банковской системы качественно отличается от аналогичной функции отдельного банка. Каждый отдельный банк потенциально может участвовать в формировании предложения денег, и заинтересован в расширении своей деятельности, поскольку она приносит ему дополнительные доходы. И только система может определять границы этой деятельности, адекватные спросу на деньги, и ввести в эти границы эмиссионную функцию каждого банка. Это достигается методами и инструментами денежно-кредитной политики центрального банка, реализацию которой осуществляет система в целом.
Функция обеспечения стабильности банковской деятельности и денежного рынка (стабилизационная) связана с чрезвычайной рискованностью банковской деятельности. Банки, в отличие от иных экономических субъектов, кроют в себе повышенную угрозу дестабилизации собственной деятельности, разлада всего денежного рынка, провоцирование общеэкономического кризиса. Поэтому каждый отдельный банк не может выполнять стабилизационную функцию.
Как посредники на денежном рынке, банки функционируют преимущественно за счёт чужих капиталов - акционерного капитала, привлечённых доходов вкладчиков и средств с других банков. Поэтому они пребывают под постоянным контролем и давлением сбоку большого количества клиентов и акционеров, действия которых определяются не только экономическими расчётами, но и наслышками, ожиданиями, допущениями.
Как посредники денежного обмена, банки должны брать на себя всю ответственность перед инвесторами за экономические риски своих должников. Банки должны максимально уменьшить риски для инвесторов. Но реальный успех возможен лишь усилиями всей банковской системы. Только банковской системе в целом под силу создать действенный механизм страхования банковских рисков и банковских депозитов.
Выполнение банковской системой стабилизационной функции проявляется двояко:
- в принятии серии законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность всех её составляющих - от Центробанка до узкоспециализированных коммерческих банков;
- в создании действенного механизма государственного контроля и надсмотра за придерживания этих законов и за деятельностью банков вообще.
На этой основе создаются специальные механизмы обеспечения стабильности банковской деятельности, которые включают:
а) страхование банковских рисков, прежде всего кредитных; страхование банковских депозитов, прежде всего физических лиц;
б) создание внутренних банковских резервов для покрытия убытков от кредитных рисков;
в) создание механизма обязательного резервирования банковских депозитов;
г) централизованное установление экономических нормативов по тем направлениям банковской деятельности, которые связаны с наибольшими рисками;
д) создание централизованного надсмотра и контроля над банковской деятельностью;
е) создание механизма централизованного рефинансирования коммерческих банков;
ж) узаконение различных механизмов централизации банковского капитала (создание консорциумов, картелей, трестов, концернов, холдингов).
Банковская система взаимодействует с другими системными структурами, с которыми она создаёт как подсистема более общее образование - экономическую систему в целом. Это в частности бюджетная система, налоговая система, валютная система, торговая система и т. д. Сравнивая банковскую подсистему с другими, можно найти в ней черты, которые общие для всех, что подтверждает её системный характер, а также специфические черты, подчёркивающие её банковскую специфичность.
Формирование банковской системы Украины началось с провозглашением независимости и выходом из состава СССР в 1991г. До этого времени в Украине не было необходимых предпосылок для существования самостоятельной банковской системы. Большинство банковских учреждений, которые действовали на территории в конце 80-х гг. не были самостоятельными банками, а были филиалами союзных банков. Они входили в состав банковской системы СССР и управлялись с союзного центра. Сама союзная банковская система была далеко не рыночной, и поэтому после провозглашения курса на перестройку с 1988г. началось активное её реформирование, в том числе и на территории Украины. Но заданий создания оконченных банковских систем в союзной республике не ставилось, хотя и шла речь о формировании центральных банков в каждой из республик. Уже в 1990г. начался процесс составления проекта Закона Украины "О банках и банковской деятельности". Но вероятнее всего имелось в виду реорганизовать сам союзный центральный банк (Госбанк СССР), что-то наподобие федеральной резервной системы США, а не создавать самостоятельные банковские системы в каждой республике.
Начало формированию в Украине своей банковской системы рыночного типа был положен Законом "О банках и банковской деятельности", принятым Верховным Советом 20 марта 1991г. В основу перестройки банковской системы Украины в этом законе были положены принципы, общепринятые в мировой практике:
двухуровневое построение;
чёткое функциональное размежевание между банками первого и второго уровней;
функционирование банков второго уровня на коммерческих основах и на договорных отношениях с клиентурой;
ликвидация монополии государства на банковское дело, возможность создания коммерческих банков разных форм собственности, либерализация банковской деятельности;
организация госконтроля и надсмотра за банковской деятельностью и передачи этого задания на центральный банк;
независимость центрального банка от государственных органов исполнительной власти;
формирование общесистемной инфраструктуры обеспечения банковской деятельности и т. д.
Двухуровневый характер банковской системы Украины означает, что последняя состоит из Национального банка Украины (центральный эмиссионный банк) и системы коммерческих банков разных видов и форм собственности. На схеме представлена классификация банков по видам деятельности.
Коммерческие банки:
универсальные;
специализированные;
специального назначения:
ипотечные;
биржевые;
внешнеторговые.
Общие черты банковской системы
Соединение многих однотипных элементов (банков);
Динамичность системы;
Закрытость системы;
Саморегуляция системы.
Специфические черты банковской системы
Централизованный механизм контроля и регулирования движения банковских резервов;
Углублённое централизованное регулирование деятельности каждого банка;
Двухуровневое построение;
Наличие общесистемной инфраструктуры, обеспечивающей функциональное взаимодействие отдельных банков;
Гибкое соединение высокого уровня централизованной управляемости банковской системы с сохранением полной экономической самостоятельности и ответственности по результатам своей деятельности каждого отдельного банка, входящего в систему.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |