Белов Василий Иванович
Дата рождения: 23.10.1932
Родился
в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области.
Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом,
электромонтером. После службы в армии (1952—1955) работал на заводе в Перми,
затем был сотрудником районной гаеты "Коммунар" (Вологодская область,
1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран
секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской
области; в 1959—1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького; в
1963 г. был принят в Союз писателей СССР.
Ранние
стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг.
(периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных
перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в
себе, жажда движения, героики. В этом русле развивалась массовая поэзия того
времени, с которой многообразно перекликаются стихи Белова:
Идет
человек от порога,
В
тревожные дали идет.
Вместе
с многими лириками 1950-х годов молодой Белов в "святой тревоге", в
борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно
достойное содержание жизни (стихотворение "Россия", поэма
"Комсомольское лето"). Еще в юности он покинул родные места, спеша
вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к
притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг
этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме
"О чем поет гармонь" поэт скажет об этом:
И
тогда совсем не горевал я,
Уходя
из дому налегке.
В
"Плотницких рассказах" герой Константин Зорин (наделенный
автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней:
"...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться
сюда". Но очень скоро тяга к "отцовскому краю" становится той
господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его
творчества. Тема "возврата" звучит уже в первом поэтическом сборнике
"Деревенька моя лесная" (Вологда, 1961). Путь сердца к родине, к
"почве", к дому и земле у Белова не путь воспоминаний, созерцательной
ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате
которой с 1960-х годов в книгах Белова воссоздается мир северной русской
деревни. Эпический по своему наполнению и по способам изображения, этот мир
прониэан лиризмом различных оттенков: скорбь, горечь, грусть, нежность и мягкий
юмора. В сборнике повестей и рассказов "Знойное лето" (Вологда, 1963)
картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который
подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Реальные
подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к
достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в
обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк ("Тиша да
Гриша"). Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях
"Дед", "Свекровь"; одно из первых осмыслений своих
отношений с родной землей состоялось у Белова в поэме "Белая кровь",
над которой писатель работал в 1961 г. Не случайно отрывок из последней —
"На родине" ( 1981) — лег в основу написанного впоследствии рассказа
"Холмы". Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему
неизбежен. Большая повесть "Привычное дело" (1967) — этапное
произведение в творчестве Белова. С ее появлением старая тема народа,
крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной
разработке этой темы. Судьба героя (Ивана Африкановича) раскрывается автором
вглубь, к ее вечным, как земля, основаниям, от которых все получает
устойчивость, ценность, красоту: дом, дети, труд, охота, отдых, чувство,
поступок и слово. Но когда нарушаются кровные связи с этими основаниями,
человек теряет бытийные опоры. Решив уйти из деревни, главный герой чувствует,
как "что-то надломилось, треснуло в сердце". И как трагические
следствия роковой этой надломленности воспринимаются смерть жены героя, смерть
семейной кормилицы коровы Рогули, блуждание Ивана Африкановича в лесу, едва не
кончившееся гибелью, хотя события эти как будто вызваны естественными причинами
или просто случайны. Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев
присутствовала уже в повестях "Деревня Бердяйка" (1961), "За
тремя волоками" (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в
"Плотницких рассказах" (1968). Для повествователя Константина Зорина
деревенское прошлое отделено от него годами, психологической и культурной
дистанцией. Взгляд героя на деревню иногда чуть отстранен, рационалистичен, но
его вопреки всему с неодолимой силой влечет к родному дому, к старой
деревенской бане, отремонтировать которую он и приехал в отпуск. Зорин
погружается в медлительное существование полузаброшенного села, сходится с
односельчанами. Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в
уютном мире "малой родины", где "тихо спят теплые ельники",
где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние
— редкость и почти не-доступно современному человеку. Оно удерживается в
немногих вещах Белова — таких, как рассказ "Бобришный утор", и лишь
эпизодически возникает в произведениях 1970—80-х гг. Обращаясь к городским
сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных -
недостаток сердечности, любви, простоты в людях ("Воспитание по доктору
Споку", 1974, "Чок-Получок". Мотив "надломленности"
самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в "Плотницких
рассказах". Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре
внимания Белова с начала 1970-х гг. Писатель выходит к новому для него жанру —
роману-хронике, создавая "Кануны" (1972—1984) и продолжение их —
"Год великого перелома" (1989—1991). Книга "Год великого
перелома" не воспринимается как завершение хроники. Трагический эпос о
земле и крестьянстве, достигший кульминации в 30-е гг., остается не только без
развязки, но и без высшего смысла. Ясно понимая это, Белов осмысление трагедии
связывает с христианским взглядом на происшедшее в России.
Самая
оптимистичная, даже праздничная книга Белова —"Лад" (1979). Мир
крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и
художеств, обычаев и языка предстает в идеально "ладном" состоянии, в
каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается
правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Автор с большим тактом
умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь
— где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна,
отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово. Новую и
непростую задачу поставил себе писатель в романе "Все впереди" (1986)
— исследовать современную русскую жизнь, "человеческую породу" в условиях
городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных
нравственно-психологических типов. Затронутые в романе мотивы переходят в
публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества — темами
крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и
национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях писателя в
качестве народного депутата СССР (1989—1992) и члена Верховного Совета
(1990—1991), а также в ряде статей и книг: "Начать с личного
самоограничения", "Из пепла..." (1991), "Внемли себе"
(1993). В своей "почвенной" позиции Белов тяготеет к философским и
историческим воззрениям И. А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и
издал с собственным предисловием (1993). Перу Белова принадлежат рассказы для
детей, юмористические миниатюры ("Бухтины вологодские завиральные в шести
частях"), пьесы ("Князь Александр Невский", "Над светлой
водой" и другие), киноповесть "Целуются зори...". Белов —
лауреат Государственной премии СССР, Литературной премии им. Л. Толстого.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/