НЭП и ее противоречивая сущность.
В марте 1921 года Х съезд РКП(б) принял резолюцию “о замене продовольственной разверстки продовольственным налогом” и допущении свободного товарообмена с объективными потребностями развития крестьянского сельского хозяйства. Разверстка как способ государственных заготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим правильного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами. После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них излишки на нужные им товары. Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах местного хозяйственного оборота. В общегосударственном масштабе товарообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующей замены торговли натуральным продуктообменом.
Именно коммунисты больше всего упорствовали с отменой продовольственной диктатуры, ибо видели в ней верный способ осуществления своей программы революционного перехода к социалистическим формам производства и распределения. Для рабочей власти это не допустимо, и в борьбе против этого мы не остановимся ни перед какими жертвами”, говорил Ленин в марте 1922 г. по поводу предложений о введении натурального налога и легализации свободной торговли. Х съезд РКП(б) словами того же Ленина признал это упорство “ошибочным” и противопоставил ему идею постепенного превращения сельского хозяйства в социалистическое по мере того, как будет создана “материальная база, техника, применение тракторов и машин в массовом масштабе”.
Заявляя о готовности употребить власть для удовлетворения экономических интересов многомиллионного крестьянства, РКП(б) продолжала “консервировать” в ее механизме свои преобразовательные замыслы, не скрывая того, что рассматривает “нэп”, выражаясь словами известного большевика Ю. Ларина, “как наше поражение, как нашу уступку, но отнюдь не как какое-то новое радостное завоевание, как необходимый и неизбежный шаг, но не как повод к пляске и танцам”.
Но если для РКП(б) реформизм был допустим лишь настолько, насколько он укреплял ее монополию на власть, то для партий революционной демократии он являлся и целью, и средством политического руководства массами. для социал-демократов и социал-революционеров социально-экономическая действительность страны периода окончания гражданской войны уже являлась преддверием социализма, в который лишь оставалось войти при помощи правильных экономических отношений между городом и деревней, предоставления рабочим и крестьянам права свободно распоряжаться плодами своего труда и, разумеется, путем создания Советского демократического государства, правовая основа которого зиждилась бы на единстве социально-политических устремлений рабочего класса, крестьянства и демократической интеллигенции. Своим поворотом 1922-го года к реформаторской экономической политике большевики в очередной раз разрывали органическое единство экономической и политической демократии. Впервые они сделали это, как известно, в 1917 году, взяв на вооружение эсеровскую аграрную программу социализации земли, с помощью которой смогли удержаться у власти и преградить Учредительному собранию. Блокируя своим новым экономическим курсом политическую демократию, большевики, независимо от их воли, закладывали глубокие противоречия в проводимые ими экономические мероприятия, которые, как и в предыдущий период, были чреваты гражданской войной между народом и Коммунистической партией и государством.
Руководству РКП(б) стоило немалого труда убедить рядовых коммунистов в целесообразности нового экономического курса, встретившего на местах определенное противодействие. Несколько уездных парторганизаций усмотрели в оживлении частной торговли и в переговорах с иностранными капиталистами о концессиях “капитуляцию перед буржуазией”. Практически во всех парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) “за несогласие с НЭПом”. Весьма распространенным было и мнение о тактическом смысле решений Х съезда, якобы призванных в первую очередь стабилизировать политическую обстановку в стране; в этой связи совершенно стихийно было пущено в оборот выражение “экономический Брест”, намекающее не только на вынужденный характер уступок крестьянству, но и на их скорое аннулирование. Работники Наркомпрода мало считались с разницей между разверсткой и натуральным налогом и ожидали не ранее, чем осенью, вернуться к политике продовольственной диктатуры.
В связи с нарастанием недовольства со стороны “низов” РКП(б) ее Центральный Комитет решил созвать в мае 92 г. экстренную Всероссийскую партконференцию. В своих выступлениях на конференции В.И. Ленин доказывал неизбежность новой экономической политики, подтвердив, что она вводится не для обмана, а “ всерьез и надолго”, возможно, на 5 лет. “Конечно, говорил он, приходится отступать, но надо самым серьезным образом, с точки зрения классовых сил относиться к этому. Усматривать в этом хитрость - значит подражать обывателям...”. Суть же сложившегося соотношения классовых сил, было таково, что “или крестьянство должно идти с нами на соглашение, и мы делаем ему экономические уступки, или борьба”.
Накануне Х Всероссийской партконференции В.И. Ленин еще раз уточнил предпринимаемого “отступления”, обозначив ее понятием “госкапитализм”. Эта формула вобрала в себя и концессии, и совершающийся через органы кооперации товарообмен с крестьянством, и частную торговлю на комиссионных началах, и аренду мелких государственных предприятий.
В конце 1922 г. ленинская формула “госкапитализма” обогащается понятием “перевода госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет”, то есть, по его словам, “в значительной степени на коммерческие, капиталистические основания”. Сама постановка вопроса о целесообразности новой формы хозяйствования и управления достаточно решительна: “Надоела, пишет он, лень, разгильдяйство, мелкая спекуляция, воровство, распущенность. Почему не “хозяйственность?” Но при всем радикализме этой постановки вопроса в ней даже отсутствует намек на возможность передачи собственности на средства производства непосредственно коллективам промышленных предприятий, чтобы они были заинтересованы покончить с названными Лениным пороками. Не предусматривала ленинская концепция хозрасчета и возможности заинтересовать рабочих непосредственным участием в прибылях государственных трестов. Лишь в июле 1926 года с таким вопросом обратился в Центральный Комитет партии Л.Б. Каменев, предложив “хотя бы в виде опыта применить новые формы оплаты труда, с тем, чтобы повысить коллективную заинтересованность рабочих масс в социалистическом производстве (участие в прибылях). Однако никаких последствий данная инициатива не имела.
Заявляя о том, что нэп вводится “всерьез и надолго”, лидеры большевизма не упускали возможности подчеркнуть, что все это “не навсегда”. Недаром в начале 20-х годов Политбюро ЦК обращало особое внимание на правовую сторону регулирования частнохозяйственных отношений, чтобы иметь против них наготове соответствующие юридические основания.
Характерно и то, что в своей оценке развития советской кооперации Ленин не подчеркнул момента предпочтительности одной из двух кооперативных связей вертикальной, основанной на специализации самостоятельных хозяйственных единиц по производству и сбыту какого-то одного или нескольких видов продукции (например, молочная, зерновая, табачная, льняная и т.п. кооперация), или горизонтальной, основанной на концентрации земли и средств производства ранее самостоятельных хозяйственных единиц.
Не подчеркнув этого момента, он не связал своих приемников какими-то теоретическими обязательствами, поэтому И.В. Сталину было в конце 20-х годов не так уж трудно доказать, что принудительная коллективизация есть практическое выполнение ленинского кооперативного плана.
Поворот РКП(б) в сторону нэпа вызвал во всем мире определенные надежды на либерализацию советского режима, которые усиленно подогревались эмигрировавшими из России кадетами, меньшевиками, эсерами. Руководству РКП(б) и Коминтерна казалось, что со дня на день начнутся военные действия Красной Армии на западном направлении. В этом случае нужно было позаботиться и об укреплении тыла, тем более, что экономическая и политическая ситуация в СССР начала обостряться. Из-за несогласованности действий оперативных органов хозяйственного управления произошел резкий скачок цен на промышленные товары широкого потребления по отношению к ценам на продукцию сельского хозяйства. Сорвалась программа финансового оздоровления экономики: начавший было стабилизироваться советский денежный знак снова резко упал по отношению к курсу червонца. Заколебался и сам червонец новая советская валюта с твердым золотым обеспечением, выпускаемая Госбанком для кредитования внешней и крупной оптовой торговли внутри страны. Чтобы не допустить инфляции червонца, Госбанк резко сократил кредитование государственных трестов и предприятий, оставив многих из них с зияющими дефицитами оборотных капиталов. Нечем стало платить зарплату рабочим и служащим, однако попытка гострестов решить свои финансовые затруднения дальнейшим ростом оптовых цен обернулась совершенно невероятным в условиях повсеместной нехватки промышленных товаров “кризисом сбыта”.
В осенние же месяцы 1923 г. по всей стране происходят ни до сих пор, ни после невиданные в Советском Союзе массовые выступления рабочих в защиту своих экономических интересов. В октябре месяце в стачках приняли участие 65 тыс. рабочих.
Выход из экономического кризиса и идейный разгром “демократической оппозиции” для правящей верхушки РКП(б) означал далеко не полное решение стоявших перед ней задач укрепления власти и повышения ее авторитета в глазах трудящихся масс города и деревни. Еще не успели сгладиться в памяти осенние забастовки рабочих, как в начале января 1924 г. из Сибири и Дальнего Востока стали поступать сообщения о случаях вооруженного сопротивления крестьянства чрезмерному налогообложению. В середине января 1924 г. в Амурской области вспыхнуло настоящее восстание, охватившее территорию 7ми волостей. Организацией восстания руководил генерал Сычев, штаб которого находился на советско-китайской границе. Повстанцы требовали неприкосновенности охраны личности и имущества русских граждан и граждан других национальностей. Восстание было подавлено после серьезного сопротивления. В начале лета 1924 г. осложнилась политическая обстановка в Закавказье. В нескольких уездах Грузии началось повстанческое движение против большевистской власти, также с большим трудом ликвидированное (с привлечением частей Красной Армии).
Секретные сводки ГПУ (так стало называться ВЧК после своей реорганизации в 1923 г.) за 1924 г. отмечают повсеместное нарастание политического оживления в крестьянской среде, которое находило свое выражение в требованиях создания Крестьянских союзов и союзов хлеборобов, в стремлении установить общественный контроль над деятельностью исполкомов местных Советов. Чаще всего в сводках упоминаются Гомельская, Ярославская губернии, Московская область, Сибирь и Поволжье. Естественно, что сводки ГПУ именуют эти требования кулацкими и антисоветскими. Составляя сводный доклад для Политбюро о политическом положении в стране за 1924 г., Ф.Э. Дзержинский отмечал , что, “если первые годы после введения нэпа уставшее от гражданской войны крестьянство погрузилось в политическое оцепенение, то теперь, к концу 3-го года нэпа, наметилась тенденция к быстрому пробуждению общественной жизни в деревне. Крестьянство приобрело способность к ясному пониманию и учёту своих интересов, сознательной постановке вытекающих отсюда задач и к резкой критике экономических мероприятий Сов. власти”.
До весны 1925 г. новая экономическая политика РКП(б) ориентировалась на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Аренда и покупка земли, а также применение наемного труда официально ограничивались, хотя в нелегальной форме существовали и развивались. Значительную часть продукции крестьянского хозяйства государство приобретало безвозмездно через систему прямого и косвенного налогообложения. Хотя власти не могли не понимать, что чрезмерное налогообложение подрывает производительные силы деревни, его облегчение было чревато не меньшими экономическими затруднениями.
Для того чтобы покрыть потребности государства в сельскохозяйственной продукции (для внутреннего потребления и экспортных операций), не прибегая к налогу, нужно было насытить рынок дешевыми и качественными промышленными товарами, в том числе сельхозмашинами, минеральными удобрениями и т.д. В этом случае крестьянство становилось заинтересованным в увеличении товарности своих хозяйств, в подъеме агрокультуры и т.д. Однако ничего подобного государственная промышленность пока крестьянству дать не могла, сама нуждаясь в экономической поддержке со стороны крестьянского сельского хозяйства ( по линии государственного бюджета и неэквивалентного товарного обмена). Таким образом, сплетался сложный узел взаимодействий и взаимозависимостей между промышленностью и сельским хозяйством, между партийно-государственной властью и крестьянством. На Пленуме ЦК РКП(б) 23 апреля 1925 г. правящая верхушка партии (“семерка”) решила развязать данный узел дополнительными экономическими уступками крестьянству, которыми реально могли воспользоваться все без исключения его слои. Резолюция Пленума “Очередные задачи экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни” допускала сдачу земли в долгосрочную аренду (до 20-ти лет), выделение крестьян из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств, снятие административных ограничений с применения наемного труда и создание кредитных товариществ. Общая сумма единого сельскохозяйственного налога понижалась до 28 млн. руб. Изъятие налога в натуре не предусматривалось.
Основные итоги новой экономической политики.
а) форсированная индустриализация и коллективизация;
б) улучшение благосостояния населения, снижение безработицы;
в) благоприятные условия для сельского хозяйства и промышленности;
г) развитие товарно-денежных отношений - финансовая реформа;
д) развитие новых общественных отношений, социалистической экономики.
Сущность НЭПа.
Основные положения НЭПа:
1) Замена продразверстки продналогом, стимулирование крестьянских хозяйств, возможность аренды земли и наём рабочих.
2) Создание мелких предприятий государственно-частной формы.
3) Перестройка управления национальным хозяйством.
4) Изменение оплаты труд на сдельную.
5) Создание новых рабочих мест для военнослужащих, уволенных в запас и выдача пособий по безработице должны сократить дефицит в рабочей силе.
Финансовая реформа в период НЭПа.
1) Подавление бесконтрольной эмиссии бумажных денег.
2) Создание местных бюджетов, лишь частично финансируемых министерством финансов.
3) Новая систем прямых и косвенных налогов.
4) Внедрение червонца, имеющего свободное хождение за рубежом со стабильным курсом.
Декларация и Договор об образовании СССР.
После гражданской войны имелось шесть формально суверенных советских республик ( Россия . Украина. Белоруссия . Азербаиджан . Армения . Грузия .)
Три республики в марте 1922 г. в Тифлисе объединились в Закавказскую
Федерацию (ЗСФСР) .Все республики были связаны военно – политическим и дипломатическим союзами, общеи экономикои, по плану ГОЭЛРО, единои Краснои Армиеи, партииным руководством., одинаковои структурои и целью. В апреле 1922г. И.В. Сталлин был избран Генеральным секретарем ( Генсеком) ЦК РКП(б), оставаясь наркомом по делам национальностеи. Он возглавил подготовку к объединению республик и выдвинул идею автономизации : все республики входят в РСФСР на правах автономий. В.И. Ленин , осудив “слишком поспешные “ действия Сталлина , отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому , в федерацию объединялись все республики на основе равенства и добровольности , федеративные органы власти ставились над республиканскими, что и было поддержано октябрьским (1922) Пленумом ЦК партии . Всем республикам гарантировались равные права внутри СССР , и теоретически предоставлялось право свободного выхода из СССР. Утвержденные в конце ноября “Основные пункты Конституции” , разработанные специальной комиссией, были направлены в союзные республики на обсуждение.
30 декабря 1922 г. 1 Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР , принял Декларацию и Договор об его образовании , подписанные четырьмя республиками : РСФСР, Украиной, Белоруссией, ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию .
Во главе страны поставлен ЦИК - высший законодательный орган между съездами Советов . Избраны четыре председателя ЦИК :М.И. Калинин (РСФСР), Петровский(УССР), Червяков(БССР), Нариманов(ЗСФСР). Руководителем СНК оставался Ленин , который из-за крайне тяжелого состояния здоровья на съезде не присутствовал. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течении 1922г.),которая и была утверждена 2 съездом советов СССР в январе 1924г.( после урегулирования разногласий по вопросам национально – государственного строительства на 12 съезде РКП(б)).
Декларация и Договор 1922г. составили основу содержания Конституции 1924г., закрепившей принципы советской федерации , разграничения полномочий общесоюзных и республиканских государственных органов , определив систему данных органов. Значительную часть своих полномочий республики передали союзным органам : международное представительство, оборона, организация и руководство вооруженными силами , общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства(общесоюзная юстиция).