Реферат по предмету "Новейшая история, политология"


О книге Хомелевой Р.А «Природа политической власти»

О книге Хомелевой Р.А «Природа политической власти»

П.И. Шлемин

Современная
власть представляет собой целостную и многогранную систему, в которой
взаимодействуют различные компоненты материальной, политической и духовной
культуры общества, Материальная компонента власти обусловлена не только
отношениями собственности, но и системой "особых отношений процесса
политического производства" (с. 7), Чрезвычайно важно "состояние
умов", сознания и психики участников политического процесса, ибо
"именно в конкретных особенностях психологического состояния личности и
общества заключается все многообразие,., порой совершенно непредсказуемых
реакций на власть,,." (с, 7). Марксистский подход к проблеме власти предполагает
ее "как необходимый результат непримиримости общественных противоречий...
имеющих экономические причины", либеральный -рассматривает политическую
власть "с позиций авторитета добровольно принимаемых общественных
установлений" (с. 10). Следует различать сущность власти как
"единство ее основных отношений, обусловливающих необходимость данного
явления" и природу власти - понятие более широкое, включающее помимо
сущностных отношений и некоторые биологические, культурно-исторические,
психологические и духовные особенности, "сумма которых высвечивает
конкретное бытие власти во всей ее сложности" (с. 11).

Отношения
реальной власти включают понятия господства к подчинения. При тоталитаризме
субъект власти осуществляет свое безраздельное господство и значение
подвластной стороны сводится к минимуму при абсолютном их неравенстве. При
авторитаризме более характерна ситуация относительного неравенства, "когда
стороны отношений власти воздействуют друг на друга, представляя право
определяющих решений и действий субъекту власти" (с. 16). И лишь при
демократии наблюдается относительно равное участие в реализации властных
функций с доверительным, партнерским отношением к субъекту власти. Гипертрофия
господства возникает обычно из дефицита авторитетного влияния. Легитимность
власти предполагает наличие способности к влиянию, побуждению и добровольному
принятию действий власти. Даже в самом цивилизованном обществе
"власть" принимают" не столько из соображений высших идеалов и
ценностей, отражающих некоторую весьма отдаленную перспективу жизни, сколько
из... потребностей сегодняшнего дня — материальных, психологических..." и
т.д. (с. 20). Мотивации подчинения власти могут быть: ценностными, поскольку
"любая власть лучше безвластия"; основанными на уважении к традиции и
закону; моральными; религиозными и даже классовыми. Политический процесс
состоит из различных стадий политического развития; подготовительной,
производственной и новационной. По мнению автора, это прежде всего процесс
производства и воспроизводства сложившейся системы политической власти,
детерминированный и экономически, и со стороны общественных идей, идеалов,
ценностей.

Несомненна
взаимосвязь между собственностью и властью. Собственность же — основание
подлинной свободы человека: "Личность есть свободная воля и именно в
собственности она обретает себе внешнюю сферу или средство своей действительной
свободы, свободу деятельности и той творческой инициативы, которая является
основным фактором общественного прогресса. В собственности, особенно частной,
свобода человека обладает для других и для него самого наличным бытием"
(с. 54). Именно из отношений собственности возникает потребность влиять и
управлять материальным миром, сохранять его, изменять, распоряжаться. "Вне
отношений собственности власть утрачивает свое основное содержание и
функциональные свойства" (с. 55). Власть в политическом производстве
выполняет те же функции, что и собственность в экономическом. Но при этом в
отношении "собственность - власть" доминирует организация труда.
Последняя во многом определяет модель политического господства и подчинения.
История свидетельствует, что капиталистическая организация труда, основанная на
принципах экономического индивидуализма и свободы стала фактором демократизации
всех сторон жизнедеятельности общества. Она, как никакая из предыдущих,
стимулировала предпринимательскую инициативу, свободу индивидуальных решений,
творчество, личную заинтересованность и т.п. Исключение прямого насилия над
личностью, как следствие договорных отношений, переключает внимание работодателя
"на поиск новых форм заинтересованного отношения к труду, а,
соответственно, и к самой системе власти" (с. 74).

"Рыночная
демократия" требует от власти постоянной адаптации, изменения программных
установок, средств, методов, возможностей легкой замены конкретных должностных
лиц и правительств. Основной критерий оценки власти — ее
"полезность". Власть должна быть не только социально ориентированной,
но и социально "заказанной", Ее "полезность" в конкретных
практических решениях и действиях, ориентированных на узкопрактические,
утилитарные потребности граждан.

Демократия
возникает через преодоление деспотизма и полицейщины. В своей развитой форме
"она основывается на чувствах уважения к любому мнению, доверия к тем, кто
представляет и поддерживает авторитет законно избранной власти" (с. 101).
В то же время харизматическая власть, поскольку в ней
присутствуют-иррациональные компоненты, слаба и неустойчива в отличие от
власти, опирающейся на законы и здравый смысл. Сознание собственной
исключительности власти приобретает конкретное выражение в акциях унижения,
расправы за убеждения. Демократическая же власть в силу ее большей открытости,
подконтрольности и сменяемости вырабатывает в себе способность самоконтроля,
следования правопорядку и общепринятой морали, благодаря чему она формирует
склонность к сдержанности, терпимости и компромиссам. Проблема соотношения
рациональных и иррациональных психологических оснований власти должна решаться
и в контексте духовных, культурно-исторических традиций. Более того, для человека,
к какой бы системе культурных ценностей он не склонялся, первичная рефлексия на
власть осуществляется на чувственно-эмоциональном, стихийном и
сложнопредсказуемом уровне. Для большинства "их убеждения, вера и интуиция
оказываются более важными критериями восприятия и оценки действительности,
чем... доводы холодного рассудка..." (с. 103). Вера - источник
иррационального в убеждениях. Не только религиозная, но и политическая вера
часто вступают в конфликт со здравым смыслом. Тем не менее о политической воле,
невозможной без веры в правоту своего дела, можно говорить и как о необходимой
компоненте управления. Убежденный политик всегда обладает притягательной силой,
концентрирует энергию масс.

"Общий
интерес" при демократии приобретает значение "согласованного", а
не "тождественного" интереса. Различие интересов подкрепляется
конституционными правами граждан и их объединений. "Общий интерес" в
современных демократиях - это интерес всей нации, превращающий популяцию в
народ. Важнейшая черта демократии — информированность объектов и субъектов
власти, открытость общества. Родовой признак тоталитаризма — жестокое
цензурирование информации, манипуляция общественным мнением, отсутствие
равноправного диалога. Объективность в сфере политики — синоним законности и справедливости,
основанной на адекватном понимании и оценке властью общественных процессов.
"Добродетель власти есть объективное и разумное в ее политической
воле" (с, 111). Таким образом важнейшим психологическим свойством
политической власти является ее способность воспринимать, правильно понимать и
адекватно реагировать на поведение объекта управления. Далее — способность
убеждать, способность к самовозвышению и самовозвеличиванию, превосходству,
наконец — способность нравиться.

Разделение
на властвующее меньшинство и подчиняющееся большинство характер для любого
общества и обусловливает "скрытое или явное недоверие, подозрительность
гражданского населения ко всякой власти вообще именно как правящему
меньшинству" (с. 124). Психология большинства ассоциируется с психологией
толпы - "дикого" большинства, возникающего в периоды общих кризисов,
угасания традиций и ценностей, утраты авторитетов и т.п. Поведение толпы может
быть уподоблено психологии слепого, иррационального подчинения или безрассудного
сопротивления законным требованиям властей в самых деструктивных формах. Толпа
не мыслит, а лишь чувствует и аффектирует, представляя собой безликую массу,
легко управляемую извне. В действии толпы " нет сознания внутреннего
единства, нет никакой перспективы... Она побеждает количеством.,, здесь и
сейчас, но при этом всегда проигрывает в качестве действия" (с. 126).

В
политике, более, чем в материальном производстве, должен действовать принцип
"не для себя, а для всех". "Принцип общего блага должен
составлять содержание всякой разумной политики", заключая "в себе не
только удовлетворение всякого частного интереса в его разумных пределах, но и
высокое духовно-нравственное начало" (с, 139-140). Игнорирование
нравственных принципов в политике неоправданно и безответственно. Точно так же
стремление к достижению политических целей любыми средствами не только
аморально, но и преступно. Вместе с тем сомнительно абсолютное требование
соответствия средств цели. Разумный политик достигает поставленных целей не
любыми средствами, а лишь наличными, хотя последние и не обязательно наилучшие.
Обычны случаи привнесения в политику патологических свойств личности как
проявления самоутверждения, самовозвеличивания, нарциссизма.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.policy03.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.