Реферат по предмету "Биографии"


Рассел Бертран

Рассел
Бертран

Рассел
(Russell) Бертран (1872-1970), английский философ, логик, математик,
общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.
Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического
обоснования математики. Автор (совместно с А. Уайтхедом) основополагающего
труда по математической логике - 'Основания математики' (т. 1-3, 1910-13). Один
из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская премия по литературе (1950).
Жизнь и
труды

Учился и в
дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для
преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой
была 'Германская социал-демократия' (1896; русский перевод 1906). Во время
обучения в университете находился под влиянием 'абсолютного идеализма'
(британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой
Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало
традиции аналитической философии.

После защиты
диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница
(1900), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое
изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге
'Принципы математики' (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная
'Principia Mathematica' (1910-13), созданная совместно с кембриджским
математиком А. Н. Уайтхедом. Работа 'Введение в математическую философию'
(1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев
за свою пацифистскую деятельность. Его книга 'Проблемы философии' (1912;
русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим
введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги 'Наше
познание внешнего мира' (1914), 'Исследование значения и истины' (1940) и
обобщающая работа 'Человеческое познание: его сфера и границы' (1948). В
1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга 'Практика и
теория большевизма', 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной 'Истории
западной философии' (1945; русский перевод 1959) и трехтомной 'Автобиографии'
(1967-69).

Рассел живо
интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в
педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую
деятельность, в 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского
движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромный
рукописный архив Рассела.
Предмет
философии

В произведениях
Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако
наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного
логического (глубинного) анализа языка ('логика есть сущность философии').
Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные
парадоксы. В 'Истории западной философии' он характеризует философию как
'ничейную землю между наукой и теологией'; вообще она имеет дело с проблемами,
еще не освоенными наукой.
Основные
понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил
о присущем ему 'инстинкте реальности', который допускает наличие в мире
'чувственных данных', объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также
универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает 'единорогов', 'крылатых
коней' и 'круглые квадраты'. Философ-аналитик должен найти логические способы
отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике.
Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - 'знания-знакомства'
и 'знания по описанию'. Первое есть изначальное и непосредственное знание о
чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые
'знанием-знакомством', Рассел называл 'именами'. 'Знание по описанию' вторично.
Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других
людей, получаемое с помощью 'обозначающих фраз'. Главные логические проблемы и
недоразумения порождаются именно 'обозначающими фразами', например, фраза
'автор 'Уэверли' в предложении 'Скотт есть автор 'Уэверли' сама по себе не
имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм
анализа и устранения двусмысленных 'обозначающих фраз'. Он обнаружил проблемы и
с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает 'парадокс
существования' (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он
признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык
'соединяется' с миром только с помощью указательных местоимений ('это' и 'то'),
которые 'логически суть собственные имена'.
Математические
и семантические парадоксы

Занимаясь
теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его
имя. Этот парадокс касается особого 'класса всех классов, не являющихся членами
самих себя'. Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет?
При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек
широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась
образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью
формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название 'теории
типов': множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим
типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет 'парадокс Рассела'
(теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого
семантического парадокса 'Лжец'). Многие математики, однако, не приняли
расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на
математические утверждения.
Логический
атомизм

Рассел стремился
установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его
концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В
атомарных предложениях ('это белое', 'это слева от того') фиксируется обладание
некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире
соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них
атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок 'или', 'и', 'если'.
Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или
ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория
логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского
философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное,
экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически
совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам
определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта
точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике 'поздним' Витгенштейном и
представителями лингвистической философии.
Философия
сознания

В книге 'Анализ
сознания' (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского
неореализма выдвинул теорию 'нейтрального монизма', характеризуя ее как попытку
совместить материалистическую позицию в современной ему психологии
(бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, 'дематериализующей материю'.
Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует
субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания.
Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия
каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные
закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то
данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное
объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому
объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция
психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось
влияние на него феноменализма Д. Юма.
Сочинения:

Человеческое
познание. Его сферы и границы. М., 1957.

Почему я не
христианин. М., 1987.

On Education. London,1926.

An Outline of Philosophy. London,1927.

The Analysis of Matter. London,1927.

My Philosophical Development. London,1959.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были  использованы
материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Податкова система Канади 2
Реферат Современная международная миграция
Реферат «Глобальные проблемы современности»
Реферат Run Away With Money Essay Research Paper
Реферат Основные массивы в статистике
Реферат Формирование познавательного интереса на уроках общетехнических и специальных предметов
Реферат Заимствования в английском языке 3
Реферат Артамонов И. И. Терроризм: способы предотвращения, методи­ка расследования
Реферат "Фізична культура дітей, підлітків, молоді та дорослого населення в сучасному світі"
Реферат Hannibal Essay Research Paper HannibalHannibal was great
Реферат 1. Роль маркетинга в рыночной экономике. Новая среда маркетинга Тема Маркетинг и удовлетворение потребностей
Реферат Начала систематического курса стереометрии в средней школе
Реферат Война во Вьетнаме 1954 1960 гг
Реферат Отчет о прохождении производственной практики в Ххх-ском городском суде
Реферат Выполнение оценки в ходе руководства проектом разработки программного обеспечения концерна Суперавто