Некоторые методологические проблемы истории психологии
Выготский. Собрание сочинений, Т.1
Всякое
значительное научное открытие, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает
тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и
вывести психологию в более широкие сферы знания - за пределы ее.
Закономерность
в смене и развитии иде может быть объяснена на почве связи этой науки с :
общей
социально-культурной подпочвой эпохи
общими
условиями и законами научного познания
объективными
требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых
явлений на данной стадии их развития
Общая
судьба и линия развития этих идей:
фактическое
открытие, имеющее то или иное значение
распространение
влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка
- становиться более общей
идея,
которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу
борьбы за господство
идея
отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает
идею дальше - она теперь открыто в различные философские системы,
распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия
раздувшись,
это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в
мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять
становиться фактом социальной жизни - т.е. возвращается в лоно той науки, из
которой она пришла.
Почему
идея перестает существовать? З-н, открытий Энгельсом в области мировоззрения:
собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма.
Идеи
возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в
природе изучаемых явлений.
Теплов “О некоторых общих вопросах разработки истории
психологии”
Задачи
и требования, связанные с пониманием истории психологии как области
исследования, необходимой для разработки актуальных проблем современной науки:
а)
и.п - история борьбы идей, матер. и идеалист. понимания психики
б)
и.п. - история накопления конкретных знаний и методов исследования, история
накопления фактов, приводящих к открытия
Существенный
признак науки - ее кумулятивный характер, поскольку прогресс возможен только
при аккумуляции знаний. Слияние теоретических концепций и накопленного
фактического материала происходит в системе науки - концепции превращают
совокупность имеющихся в науке знаний в науку. Подлинная система науки
органически вырастает из хода развития науки и является теоретическим
осмыслением всей совокупности достигнутых знаний в данной области.
Наиболее
важный признак выделения психологии в самостоятельную науку - появление и
распространение специальных методов научного исследования и прежде всего
экспериментального метода и далее клинического метода, дневниковых записей и
т.д.
Истоки
появления положений, входящих сейчас в психологию:
философия
физиология
общественная
практика
педагогическая
практика
художественная
литература
О
культуре научного исследования (основные положения доклада Теплова):
важный
вопрос - планирование поисковой научной работы, которое приводит к прорывам на
“следующие этажи”
эти
прорывы не могут быть реализованы без глубокой убежденности исследователя в
правильности избранного пути и большой гибкости в нахождении дорог.
2
источника возникновения проблем для научного исследования: требования практики
и внутренняя логика развития самой науки
“распространение
по этажу” должно происходить в направлении, соотв. требованиям науки.
каждое
конкретное исследование должно быть включено в систему науки
несмотря
на ошибки, психология все же развивается извилистыми путями; поэтому очень
важно создать ее историю; ее задача не может состоять не в отыскивании у
отдельных прогрессивных представителей прошлого высказывания, звучащие
современно и в наше время.
каждый
исследователь должен быть историком своего вопроса и здесь необходимо
искоренить тенденцию подбирать только факты, подтверждающие эту гипотезу.
история
вопроса переходит в постановку проблемы исследования, которая должна органично
вытекать из первой.
Ярошевский “Истории психологии”
Силы,
породившие знание. Здесь возникает обращение к мышлению второго порядка - т.е.
потребность сделать одну возникшую мысль о предмете объектом специального
изучения (=рефлексия). Она приобретает характер исторической рефлексии, когда
обращена в прошлое. Эта рефлексия может быть нескольких уровней:
историческая
рефлексия ученого (предрефлексивный уровень).
рефлексия
при обращении к “истории вопроса” (экскурс, историческая справка)
творческий
диалог с прошлым - здесь он не ограничивается тем, что воспроизводит прежние
возрения, а выясняет их методологическую ф-цию, их способность привести к
дальнейшему развитию
Т.о.
историческая рефлексия дает двойное видение для ученого. И это реализуется
двумя путями: непосредственное общение с текстами или через спец. исторические
работы. Задача истории психологии - реконструировать закономерную связь былых
деяний, смысл которых состоял в производстве научного знания о психике.
Периоды,
когда интерес к истории психологии возрастал:
10-е
годы - резкая критика мнений, господствовавших тогда о предмете и методах
психологии; появляется психоанализ, бихевиоризм.
30-е
годы - распались главные школы и возникает много новых; предпринимаются попытки
синтезировать идеи разных направлений.
60-70
гг. - НТР вызвала изменения в научной деятельности.
История
психологии строится на фактах, критическом анализе опыта прошлых эпох.
Наука
как предмет развивается в системе взаимодействия 3 факторов: социального, предметно-логического
и личностно-психологического социальные
факторы. Научные теории и т.п. не являются спонтанным творением ума, а
зарождаются и преобразуются под действием социальной практики и т.п. Здесь и
скрыты движущие причины эволюции. На эволюцию психологии общественные
потребности воздействуют как непосредственно, так и через философию и др.
науки.
предметно-логические:
есть две задачи историко-научных исследований - выяснение зависимости науки от
общества, производства и т.п., а также их обратное воздействие. Структура
мышления воплощена в особом категориальном аппарате науки, которые представляет
из себя призму от которой зависит видение проблем и явлений, через него мир
психического становиться доступным научному сознанию. С другой стороны, научное
знание о психике и ее деятельности обладает присущим только ему св-вами,
которые определяют их роль в развитии психологии. Главный признак производства
этих производства этих идей - наличие особого категориального аппарата.
Обогащение предмета психологии происходило за счет разветвления категориального
дерева. Категории вместе с объяснительными принципами образуют категориальный
аппарат науки, оперируя которыми исследователь открывает факты, создает
предпосылки для изобретения новых методов. В преобразовании этого аппарата и
заключается логика развития науки как объективного процесса, который призвана
реконструировать история психологии.
роль
личности в научном познании:
А)
исследование творческого пути ее творцов
Б)
контекстный подход - дух того времени, а не конкретная личность.
История
вскрывает за множеством ответвлений единое дерево, роднящее его побеги. Она
доказывает, что его ствол - категориальный аппарат науки, а его почва - культура,
социальная практика.
Ярошевский и Лебедев “Категориальный анализ как
историко-психологический метод”
Идея
категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации
нараставшего стремления сблизит методологическое стремление изучение науки с
историческим. Поскольку история познания реализуется не в отрешенном от
взаимодействия ее творцов вакууме, а в системе их социальных контроверз,
появились гибридные понятия, в составе которых интегрировали признаки,
указывавщие как на устойчивые логико-методологические, так и на изменчивые
социально-психологические аспекты развития науки.
Одним
из таких понятий стало представление о парадигме как о логико-методологическом
образовании, субъектом которого служит не отдельный индивид, а сообщество,
“сцепленное” в период “нормальной науки” этого когнитивного понятия.
Имеется
данные в пользу того, что существует определенная логика развития научных идей.
При этом под логикой понимаются определенные структурные характеристики науки в
качестве внутренних форм ее развития. Чтобы понять как работает наука, нужно
знать ее “функциональную анатомию”. В качестве искомых инвариант выступают
понятия высшей степени обобщенности, не выводимые из других и не сводимые к
другим - категории.
Категориальный
анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методолог. (изучение
способов построения знания) и историческом (реконструкция событий в истории
науки) и стал попыткой реализации единства этих 2-х подходов.
Поиск
инвариантного ядра когнитивного аппарата психологии, требует категориальной
редукции. Смысл в том, чтобы в тезаурусе психологии найти систему инвариант.
Поскольку такая редукция может быть достигнута только в системной подходе,
продуктивность этой редукции может быть достигнута только конечной целью этого
сведения являются систма категорий, достаточных для соединения операции
сведения (редукции) с выведением.
Разделение
инвариантного в истории психологи - непременное условие ее исторической
реконструкции, что может быть достигнута с пом . категориального анализа.
Благодаря
эмпирическим методам исследования понятия и представления о психических
явлениях приобрели категориальный статус, образовав тем самым систему
инвариант, дальнейшее развитие которых привело к возникновению различных школ.
Этот анализ позволяет проследить предметно-логические основания этого расщепления.
Т.о.
мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические
единицы. Первичные представления о развитии психологического познания,
определяющие характер его исторического анализа - теории и факты.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/