Реферат по предмету "Биографии"


Нефертити, странствие через пески вечности

Нефертити,странствие через пески вечности




ез всякого сомнения, ееможно назвать одной изсамых известных женщин
древности. Тысячипосетителей Государственного музея вБерлине стремятся кней, воплотившей всвоем нетленном образе идеалы
женственности, царственности инеобычайного величия, победившие тысячелетия. Этотобраз наряду спирамидами иулыбкой юного Тутанхамона
стал одним изнеизменных символов древнеегипетской цивилизации. Она,почитавшаяся какживая богиня современниками, проклятая
изабытая потомками, вновь «царствует» внашем мире, напоминая онескончаемой борьбе человека современем ипровозглашая неизменный
идеал красоты. Еезвали Нефертити.
Если посмотреть наЕгипет свысоты птичьего полета, топочти всамом центре страны, в300километрах южнее
Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню подназванием эль-Амарна. Именноздесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя
креке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески,остатки фундаментов древних сооружений изелень
пальмовыхрощ— таквыглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский городАхетатон.
Зимой 1912 года германский археолог ЛюдвигБорхардт приступил краскопкам остатков очередного дома разрушенного городища.
Вскореархеологам сталоясно, чтоони обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски ископления камней
различных пород— всеэто ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. Срединаходок внимание ученых привлек фрагмент ларца
снадписью «Хвалимый царем начальник работ скульптор Тутмес». Очевидно, такзвали начальника мастерской, ведущего скульптора Ахетатона, произведения
которого представлялись наодобрение царя. Водной изкомнат поместья работы производились сособой осторожностью—
этобыло небольшое помещение, гдескульптор хранил свои лучшие творения.
Шестого декабря Борхардта попросили срочно прийти наместо раскопок. Внескольких сантиметрах отстены вкирпичной пыли виднелась
часть скульптуры. Инструменты были отложены всторону, вход пошли руки. Этооказался выполненный изизвестняка ираскрашенный
бюст царицы внатуральную величину. Телесныйцвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдольшеи, синий головной убор. Наконецбюст
былподнят.










Оченьтрудно найти слова, чтобы передать всевеликолепие этого портрета царицы Нефертити. Нежныйовал лица, красиво очерченный
небольшойрот, прямойнос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. Вправом глазу сохранилась вставка
изгорного хрусталя созрачком изчерного дерева. Высокийсиний парик обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами».
Налбукогда-то находился урей— священная змея, считавшаяся вЕгипте символом царской власти.

Красавица Нефертити стала супругой царя АменхотепаIV ещеприжизни егородителей— фараона-солнце
АменхотепаIII и«великой царской супруги» Тейе, неординарныйум, властность имудрость которой были «притчей
воязыцех» навсем древнем Востоке. Водном издипломатических писем, написанном клинописью наглиняной
табличке царем государства Митанни, располагавшегося вМалой Азии, фараону АменхотепуIV, говорится: «Все, очем говорил ятвоему
отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой незнает этого, иты можешь обэтом спросить своюмать...»















К одному изпраздников АменхотепIII подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой ибогатством летнюю
резиденцию— дворецМалькатта, рядом скоторым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, сладьей дляпрогулок
царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена ещеприжизни иоказывала колоссальное
влияние насупруга идетей.

Юность Нефертити прошла вФивах— блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XIвв.дон.э.) Грандиозные храмы
богов соседствовали здесь сроскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев иискусственными озерами. Влазуритовое небо
вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов иколоссальные статуи царей. Сквозьпышную зелень тамарисков,
сикоморов ифиниковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы ивыложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы
богатых домов. Египетбыл вапогее своего расцвета. Покоренныенароды Сиро-Палестины везлисюда, вФивы,
бесчисленные сосуды свином, кожи, столь любимый египтянами лазурит ипроизведения ремесла. Издалеких областей Африки
шликараваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями изолотом... бесчисленным золотом, которым такславился Египет
вдревности. Вобиходе были тончайшие ткани изгофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения
идорогие умащения.

В течение долгого времени египтологи предполагали, что попроисхождению Нефертити небыла египтянкой, хотя ееимя,
переводящеесякак «Пришедшая красавица», исконно египетское. Однакосегодня известно, что ееродителями были египтяне:
вельможаЭйе иего супругаТии были родственниками царицы Тейе ипроисходили изсреды провинциального жречества, изгорода Коптоса.
Упоминание оподобном родстве отнюдь нельстилобы царице. Тиивофициальных надписях именовалась всего лишь «кормилицей
Нефертити, великой супруги царя», втовремя какМутноджемет, младшая сестра Нефертити, имевшая статус придворной дамы, открыто именовала
Тииматерью.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около20лет. Тесамые двадесятилетия, которые ознаменовались небывалой
длявсей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции иоставившей очень
неоднозначный след вистории страны: насмену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона—
животворящего солнечного диска. Вместесостаринными религиозными устоями исчезли иканонические правила древнеегипетского искусства.
Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона иНефертити родило тешедевры, которые были обнаружены
вмастерских Ахетатона.

Сегодня, рассуждая ороли, которую играли вобществе египетские царицы, многие, прежде всего, видят золото иэкзотичную пышность
восточного гарема. Насамом деле всеобстояло несколько иначе. «Гарема» вклассическом понимании этого слова несуществовало,
младшие царицы жили вотдельных резиденциях рядом сдворцом.







Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего иНижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего,
были верховными жрицами, вместе сцарем участвовали вхрамовых службах иритуалах исвоими действиями поддерживал иМаат—
мировую гармонию. Длядревних египтян каждое новое утро— этоповторение изначального момента сотворения вселенной Богом.
Задачацарицы, участвующей вбогослужении,— умиротворить иумилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием
своего облика, звучанием систра— священного музыкального инструмента. Недосягаемый длябольшинства смертных женщин статус «великой супруги
царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно нарелигиозных устоях.
Нефертити, одно изимен которой— Нефериеферуатон— означало «Прекрасны совершенства солнечного диска», играла важную роль
всобытиях своего времени. Онабыла живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. ВГемпаатоне иХутбенбене—
больших храмах бога Атона вФивах— ейвозносили молитвы; ниодно изхрамовых действ немогло происходить
безнее— залога плодородия ипроцветания всей страны. «Онапроводит Атона напокой сладостным голосом ипрекрасными
руками ссистрами,— говорится оней внадписях гробниц вельмож-современников. —Призвуке голосаее ликуют».
Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась
спалицей (!), повергающей восставших врагов Египта.










Запретив культы традиционных богов ипрежде всего вселенского Амона— владыкиФив, АменхотепIV, сменивший своеимя
наЭхнатон («Действенный дух Атона»), иНефертити основывают Ахетатон («Горизонт Атона»), свою новую столицу. Объемработ
былогромен. Одновременно возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати, жилища имастерские. Выбитые
вскальном фунте ямынаполняли почвой, азатем вних сажали специально привезенные деревья— ждать, пока онивырастут
здесь, было некогда. Словно поволшебству среди скал ипеска вырастали сады, плескалась вода впрудах иозерах, поднимались
ввысь стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. Здесьжила Нефертити.

Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной исоединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу.
Вцентре крытого перехода находилось «окноявлений», вкотором царь ицарица появлялись вовремя торжественных церемоний
награждения вельмож. Кжилым зданиям царской семьи примыкал большойсад созером ипавильонами. Стеныбыли украшены
росписями: гроздья лотосов ипапирусов, вылетающие изводоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити иихшести дочерей.
Роспись полов имитировала водоемы сплавающими рыбками ипорхающими вокруг птицами. Широкоприменялась позолота, инкрустация плитками фаянса
иполудрагоценными камнями. Никогдаеще вегипетском искусстве непоявлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства
царственных супругов. Нефертити ссупругом сидят сдетьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу наколени,
ипридерживает рукой маленькую дочь. Наодном изрельефов, обнаруженных вАхетатоне, запечатлен кульминационный момент этой
идиллии— поцелуй Эхнатона иНефертити. Накаждой сцене обязательно присутствует Атон— солнечный диск смногочисленными
руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.







Наряду с интимными сценами вдворцовых садах, вгробницах вельмож Ахетатона сохранились идругие эпизоды семейной жизни царя
ицарицы— уникальные изображения царских обедов иужинов. Настульях сльвиными лапами сидят Эхнатон иНефертити,
рядом— приехавшая свизитом вдовствующая царица-мать Тейе. Околопирующих стоят украшенные цветами лотосов столики сяствами,
сосуды свином. Пирующих развлекает женскийхор имузыканты, суетятся слуга. Тристаршие дочери— Меритатон, Макетатон
иАнхесенпаатон— присутствуют наторжестве.










Одна лишь Меритатон участвует всцене парадного выезда родителей вгород: воспользовавшисьтем, чтородители увлеклись беседой,
девочка подгоняет тростью итакуже мчащуюся лошадь. Щедростьталанта, скоторой художники выполнили
этиудивительные рельефные композиции, дает нам уникальную возможность хотябы намгновение почувствовать реальную атмосферу, окружавшую
царя ицарицу, живших 3400лет томуназад. Этаумопомрачительная цифра становится ещеменее реальной, когда
смотришь накраски сохранившихся росписей, которые, кажется, только вчера закончил живописец.

Однако сама религиозная реформа— суть жизни солнечной четы— простыми египтянами принята небыла. Поправший устои предков царь
оказался визоляции, окруженный восхвалениями илестью «новойзнати»— вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим
возвышением порой изсамых низших слоев общества. Древняярелигия, всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала существовать
вподполье. Дажевсамом Ахетатоне, всвоих домах простые горожане продолжали почитать Исиду, Беса, Таурт— хранителей дома,
материнства, семейного благополучия. Окрайненеоднозначном отношении кцарю ицарице вобществе говорит поразительная
находка— модель царской колесницы, запряженная обезьянами, собезьяной-возничим исопровождающей егомартышкой...

Счастье продолжалось недолго. На12-мгоду правления Эхнатона иНефертити скончалась принцесса Макетатон. Настене усыпальницы,
приготовленной вскалах дляцарской семьи, изображено отчаяние супругов наложе распростерта мертвая девочка. Рядомзамерли
родители— отец сзаломленной надголовой рукой, адругой рукой схвативший заруку жену, имать, прижавшая руку клицу,
словно ещеневерящая своей утрате. Пожилаянянька умершей рвется ктелу любимицы, ееудерживает молодая служанка.
Сценасмерти Макетатон посиле переданных чувств, бесспорно, относится кшедеврам египетского рельефа. Вскорескончалась
ицарица-мать Тейе.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом вжизни Нефертити. Утой, когосовременники называли «красавицей,
прекрасной вдиадеме сдвумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами», появилась соперница. Конечно,
укаждого египетского царя было множествожен, однако разница встатусе между «великой царской супругой» идамами изгарема
была колоссальна. Именно сэтого момента всевнимание Эхнатона было сосредоточено навторостепенной супруге поимени Кийа. Возможно,
Кийа небыла египтянкой. Ещепри АменхотепеIII вЕгипет вкачестве «залога» политической стабильности вмежгосударственных
отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именнодлянее, принявшей потрадиции египетскоеимя,
Эхнатоном былвыстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Наизображениях пиров она, практически ставшая соправителем,
иногда показана вкороне царя! Вероятно, Кийабыла матерью принцев Сменхкара иТутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона
иНефертити.

Между тем Нефертити оказалась вопале ипровела остаток дней водном
извторостепенных дворцов столицы. Однаизстатуй, обнаруженных вмастерской скульптора Тутмеса, показывает Нефертити
насклонелет.





Материал взят ссайта http://www.kemet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.