Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Значение физической культуры

Содержание
Введение
Глава 1. Физическая культура и спорт как социальныефеномены общества
Глава 2. Физическая культура личности и ценности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческойдеятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическаякультура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества вцелом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чащеговорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальномфеномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феноменфизической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культурыдуха и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именноона является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическоев развитии человека. Более того она является самым первым и базовым видомкультуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ейдуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статусчеловека.
Исторически физическая культура складывалась, прежде всего,под влиянием практических потребностей общества в полноценной физическойподготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с темпо мере становления систем образования и воспитания физическая культурастановилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественно новая стадия осмысления сущности физическойкультуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенногосредства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нетособой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениямина биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие,морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требуетособых пояснений и доказательств
Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремлениек образованию проявляется весьма напряженно, как не проявлялось еще ни в какиевремена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным,роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.Следовательно, чтобы жить, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей вокруг,нужны определенные умения в овладении самостоятельным образом обширным кругомзнаний в различных областях деятельности, в том числе и в области физической культуры,что крайне важно для сохранения здоровья — основы для достижения результата влюбом виде деятельности.
Образование в целом рассматривается как педагогическаясистема, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурноеобразование как ее составная часть в этом смысле не исключение. В рядеконцепций развития физической культуры особое внимание уделяется вопросамобразования, но в большей степени утверждается необходимость коренногоизменения отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание ее огромнойобщенародной и личной человеческой ценности.
Настало время осмысления такого понятия, как физическаякультура, личности, разработки «техники» ее реального воплощения вжизнь и решающим в физкультурном образовании и воспитании подрастающегопоколения должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной,основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянносамостоятельно заботиться о своем здоровье. В этом случае важно осуществлятьидею непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного обучения,научить человека заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием вэтой сфере деятельности в течение всей жизни.
Цель работы — исследование ценностей физической культуры.
Глава 1. Физическая культура и спорт как социальныефеномены общества
Поскольку молодое поколение у нас занято впрофессионально-образовательной сфере, его самостоятельность следует пониматьособым образом, а именно как самостоятельность действий и самостоятельностьмышления, тесно между собой связанные. Самостоятельность действий семья и школавоспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного и младшего школьноговозраста к самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ,проверке выполненной работы и т.д. Следовательно, для того, чтобы физическиеупражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлятьопределенные требования к выполнению различных движений и действий с цельюулучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий пофизической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимостьопределенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д.
Говоря о самостоятельном мышлении, следует иметь в виду, чтонаши познавательные процессы являются формой деятельности и как таковыеотвечают принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуемее и проверяем результаты. Самостоятельность имеет также свой эмоциональныйхарактер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый периодэтого развития характеризуется неумением и эмоциональной зависимостью ребенкаот окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхомперед новыми людьми в своем окружении, а также перед новыми явлениями. Этанесамостоятельность постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальныхклассах, особенно под влиянием доброжелательного окружения и помощи,оказываемой ребенку в преодолении трудностей.
Недостатки домашнего или общественного воспитания,постоянное навязывание ребенку воли взрослых, особенно в атмосфере запугивания,- это факторы, которые могут уничтожить веру в собственные силы и укрепитьнедоверие к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную зависимостьи тормозя развитие жизненной самостоятельности.
Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическимсодержанием которого является обучение движениям, воспитание физическихкачеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формированиеосознанной потребности в физкультурных занятиях.
Система физического воспитания — это историческиобусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающиймировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационныеосновы, обеспечивающие физическое совершенство людей.
Физическая подготовка в широком смысле трактуется какпроцесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями.Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуетсятолько как процесс воспитания физических качеств.
Физическое развитие понимается как процесс и результатизменения биологических норм и функций организма человека, достигнутый подвлиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.
Физическое совершенство — это исторически обусловленныйидеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимальносоответствующий требованиям жизни.
Термин “физическая культура” является центральным понятиемвсего физкультурного образования. Термин встречается не только впрофессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физическойкультуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейскомуровне мы пользуемся термином “физическая культура", тем дальше удаляемсяот понимания ее истинной сущности.
Можно ли всякую деятельность, связанную с физическиминагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физическойкультурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура — это, преждевсего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд илибоевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получаетсянаоборот.
Когда в процессе эволюции человек начал преобразовыватьокружающую природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными ицелесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность,умственные и физические способности в соответствии с объективными законами — только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, всамом первом приближении, физическая культура есть способ и мера преобразованиячеловека, его собственной природы и двигательных способностей.
Физическая культура — это вид культуры, содержанием которойявляется оптимальная двигательная деятельность, построенная на основематериальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе дляфизического совершенствования человек.
Большой спорт обычно считают сферой, состояние которойнаиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физическойкультуры.
Вопрос о том, какое место спорт высших достижений занимает всистеме физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается,например, что спорт высших достижений в лице своих — атлетических видов — является наиболее концентрированным выражением достижения общества современногообщества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсменвысокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическаякультура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношениикультурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило,касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либоиного развития, но только не физического.
За такими утверждениями стоит ошибочная убежденность, чтосами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондициичеловека — это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и выражаетсуть физической культуры личности.
С другой стороны широко распространено следующее мнение: спортвысших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью идолголетию человека.
В отношении большинства иных видов культурного развитиячеловека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, чточеловек может на протяжении практически всей своей жизни наращивать и укреплятьсвою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Еслиже мы ставим под сомнение возможность увеличивать потенциал своей физическойкультуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культурукак не равнозначное явление по отношению к другим видам культуры, не связаннуюс иными типами культуры и не обусловленную ими.
Сложность проблемы физической культуры также обусловленатем, что часто понятие “физкультурная деятельность", под которойпонимается целенаправленное использование двигательной активности для развитияфизических качеств или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностьюотождествляется с деятельностью по развитию физической культуры.
Рассматривая феномен физической культуры, следует преждевсего принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры кактаковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной,эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.
Глава 2. Физическая культура личности и ценности
Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет двечасти — предметную и личностную. Это значит, что она существует как в видеконкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека,занимающегося физическими упражнениями.
Физическая культура — достаточно сложное социальноеобразование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный,ценностный и личностный.
Результативный аспект физической культуры включает в себявсю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процесседеятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
полученные в процессе физкультурных занятий двигательныеумения и навыки;
саму способность быстро овладевать новыми движениями,развитую в ходе занятий;
возросшую физическую работоспособность;
пропорционально развитое телосложение и осанку;
физкультурные знания;
нравственные и эстетические качества, возвышающие личностьчеловека и т.д.
Данный аспект правомерно отождествляется с понятием “личнаяфизическая культура", т.к. он полностью персонифицирован в личностизанимающегося в виде его собственного достояния и достижения.
Термин “физическая культура личности” можно выразить какреальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивомкоторого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей вфизическом самосовершенствовании.
Основными признаками физической культуры можно считать:
систематические занятия физическими упражнениями для решениязадач физического самосовершенствования;
специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользойприменить их на практике;
владение определенными двигательными умениями и навыками длярешения лично значимых задач;
владение достаточными организационно-методическими умениямипостроения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к самостоятельнаяфизкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физическойкультуры.
Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянногопреодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сили способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностногопотенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессефизкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферысамореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Неполнота выражения в физкультурно-спортивной деятельностипорождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничениюкультурного пространства жизнедеятельности.
Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности,тем богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинаеттворить те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том,что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной,целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а толькотой, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законамразвития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законамактивного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видамидеятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностьюи значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут бытьотнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культурыможно считать только двигательную активность, связанную с обязательнымвыполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разнойвеличины, зависящие от поставленных задач — восстановить, поддержать илиразвить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная,целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образомна психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. Авот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуренапрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитиесамого себя, а выполнение производственного задания, которое может бытьдостигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физическойкультуре в принципе недопустима и вредна.
Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательныйкомпонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
Деятельность в сфере физической культуры представленанаиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретнуюметодику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методикабудет существенно отличаться от таковой при воспитании общей выносливостипрактически по всем параметрам;
Физкультурная деятельность человека всегда направлена насовершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникойупражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки,укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могутсуществовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физическойкультуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они нехарактерны.
Ценностный аспект физической культуры представлен обширнойсовокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных дляэффективного физического совершенствования человека.
Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивныхсооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетическиеи гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)
Духовные ценности физической культуры представленыисторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями,сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных нафизической активности.
Кроме того, к духовным ценностям физической культурыотносятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания,отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, исодержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях,справочниках достижений, правилах соревнований.
При этом важно отметить, что все эти предметныематериальные, а также духовные ценности значимы не сами по себе и не для всех,а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. Например,бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляеткакую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данныеценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.
Заключение
С переходом России в начале 1990-х годов к новойполитико-экономической модели общественного развития, существенные измененияпретерпела и система физической культуры.
Направленность и функционирование системы физическойкультуры и спорта на протяжении нескольких десятков предыдущих лет определяласьутилитарной направленностью (физическая подготовка к труду, защите Родины), атакже престижной функцией отечественного спорта на международной арене.
В последние годы наблюдается смещение цели физическойкультуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формированиеее физической культуры.
Основные положения государственной политики в областифизической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движенияРоссии были определены в Федеральном законе “О физической культуре и спорте вРоссийской Федерации" и Концепцией развития физической культуры и спорта вРоссийской Федерации на период до 2005 г.
В Концепции развития физической культуры и спорта вРоссийской Федерации дана характеристика современного состояния физическойкультуры и спорта в нашей стране и определена основная цель государства вобласти физической культуры и спорта — оздоровление нации, формированиездорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физическикрепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов накрупнейших международных спортивных соревнованиях.
Список использованной литературы
1.   Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993. – 384с.
2.   Спортивная физиология. / Под ред. Я.М. Коца. — М.: ФИС, 1996. – 240 с.
3.   Физическая культура. / Под ред. Б.И. Загорского. — М.: Высш. шк., 2000. –383 с.
4.   Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова и др.- Мн.: Полымя, 1988. – 256 с.
5.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания испорта. М.: Академия, 2003. – 480 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.