МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Таможенное дело и коммерция »
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЁНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
СТУДЕНТКИ ПАВЛОВОЙ ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНЫ
Гр. 276 ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ПРОВЕРИЛА: ВОЛКОВА Е.М.
Курган 2002
Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования
высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства
программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие
другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо
разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.
Как известно, экономика функционирует в целях удовлетворения
естественных потребностей ее организатора - человека. Однако силу
несовершенства известных экономических законов производства, распределения
обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а
иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных
предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а
иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской
помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда
производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при
наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами
огромный трудовой стаж, и т.д.
Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства
организации общественного производства? Мировая практика дает положительный
ответ на данный вопрос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических
странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан.
Другими словами, путем придания общественному производству большей
социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между
эффективностью производства и социальной защищенностью, между
экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь,
но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эффективности,
опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям,
усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой
стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения
стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению
предпринимательской инициативы, снижению эффективности и
конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной
защищенности.
Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия
общественной потребности иметь в государстве систему законов,
компенсирующих социальное несовершенство организации производства
материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной
защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических,
политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая
постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает
мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их
реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать
два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту».
Социальная защищенность - это конституционное и законодательное
обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это
более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.
Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет
законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы
государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы
работать.
В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы
социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах
господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается
и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах
достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом
взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:
функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное
проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность
правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых
законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в
решении социально-экономических проблем,
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход,
т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость
существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось.
Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические
проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали
формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая
не признавала существование объективной необходимости в создании системы
законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась
превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом
и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен
от голода был важнейшим принципом социалистического государства.
До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств
производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой
Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству
устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие
пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру
вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта. Масштабы
государственной эксплуатации труда характеризуются следующими данными.
В дореволюционной России норма прибавочной стоимости в фабричной
промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она составляла
в 1988г.130-170% против 70% в США.
Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему:
человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма,
уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных
предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед
мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства
слишком неравны, и отношения между ними строились на условиях,
продиктованных властью.
Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших
социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от
администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и и
пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на
сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование
государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того,
что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с
невыносимыми условиями труда и быта.
С точки зрения трудового вклада в общественное производство
существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная.
Ограниченная социальная защита - это обеспечение всем членам общества
гарантированного минимума уровня жизни, .защиты от тяжелых физических
лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный минимум в
еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и
работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен
рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого
члена общества и является естественным дополнением рыночной системы.
Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение
государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу
или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать
отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от
возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого
вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого»
вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного о субъективными
достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Это
обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей
«заслуженного» или «положенного» уровня доходов.
Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в
котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована
рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом
тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое
таковым только, и было при социализме. Анализ проблемы социальной защиты
предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого
защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом
социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя
представляют источники социальной незащищенности.
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство,
профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и
объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые
правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все
население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение
безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление
здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых,
отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита
интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и
культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-
уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие
пенсионеры, безработные, а, также женщины.
Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает
анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их
нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный
момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема
социальной защищенности осложняется тем, что трудный переход от
тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике
происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в
России сложилась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым
превратились в источники незащищенности. Главная причина, которая
способствовала этой метаморфозе - это сама социально-политическая система,
которая внутренне содержала ошибочные установки для определения
приоритетности социально-экономических интересов,
Социально-экономическая политика Российского государства в начале 90-
х годов характеризуется отсутствием комплексной системы социальной защиты
населения, а действующие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме.
Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том
числе и таможенных органов, обусловили необходимость усиления социально-
экономической защищенности людей служащих на таможне.
Относясь к специфической сфере занятости, таможенники выполняют
социально-ответственные функции, возложенные да них государством и
обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах,
жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга.
Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте
выполняемых обязанностей.
В свой практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности
таможенных кадров решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов,
обеспечивающих. этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для
повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на
них специфических задач.
В настоящее время в РФ для людей, служащих в таможенных органах
социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически
обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их
практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена,
несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие
решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство
членов семей увольняемых таможенников, социально-бытовое обслуживание.
Обеспечение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
жилой площадью, телефоном и предоставление их детям мест в детских
дошкольных учреждениях Лицам, назначенным на должность в таможенных органах
Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по
установленным законодательством нормам предоставляется органами местного
самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента
назначения на должность. Таможенные органы Российской Федерации могут иметь
служебный жилой фонд, формируемый в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации. Должностным лицам таможенных органов Российской
Федерации предоставляется скидка в размере 50 процентов в оплате жилой
площади, коммунальных услуг, а также топлива. Должностные лица таможенных
органов Российской Федерации имеют право на получение беспроцентных ссуд на
индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20
лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств
федерального бюджета. Органы местного самоуправления продают на льготных
условиях жилье должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в
собственность с оплатой 50 процентов его стоимости. За должностными лицами,
прослужившими в таможенных органах Российской Федерации не менее 20 лет,
после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья
и оплату жилых помещений на льготных условиях. В случае гибели должностного
лица таможенного органа Российской Федерации в связи с исполнением
служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение
жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на
момент гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не
позднее одного года со дня гибели должностного лица таможенного органа
Российской Федерации. Должностным лицам таможенных органов Российской
Федерации квартирные телефоны устанавливаются в течение года со дня подачи
заявления. Места в детские дошкольные учреждения детям должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации предоставляются органами местного
самоуправления в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и
безработица.. В этом случае законом предусмотрены выплаты компенсаций или
пособий со стороны государства беззаботным членам семьи, а так же
предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка
уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности
трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже
постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов
соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.
Все служащие таможни проходят обязательное страхование. Должностные
лица таможенных органов Российской Федерации подлежат обязательному
государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Страховая сумма выплачивается:
1) в случае гибели (смерти) застрахованного должностного лица в период
службы в таможенных органах Российской Федерации либо до истечения одного
года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных
повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей,
его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - в
размере 12,5-кратного годового денежного содержания;
2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением
служебных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после
увольнения из таможенных органов Российской Федерации:
- инвалиду I группы - в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;
- инвалиду II группы - в размере 5-кратного годового денежного содержания
- инвалиду III группы - в размере 2,5-кратного годового денежного
содержания;
3) в случае получения застрахованным в связи с исполнением служебных
обязанностей тяжкого телесного повреждения - в размере годового денежного
содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения - в
размере полугодового денежного содержания. Страховая сумма по данному виду
страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования
и выплат в порядке возмещения вреда.
Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа Российской
Федерации определяется по последней занимаемой этим лицом должности в
таможенном органе Российской Федерации и включает в себя все виды денежных
выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления
страхового случая. Иные условия и порядок осуществления обязательного
государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов
Российской Федерации определяются договором между Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации и государственной страховой
организацией.
Предусматриваются законом и случаи гибели служащего в таможенных
органах, а так же получения им телесных повреждений.
В случае гибели должностного лица таможенного органа Российской
Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и
его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере
десятикратного годового денежного содержания погибшего по последней
занимаемой им в таможенных органах Российской Федерации должности.
Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается
ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по
последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или
появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений
высших или средних специальных учебных заведений - до окончания учебы. Иным
иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере
среднемесячного заработка погибшего.
При получении должностным лицом таможенного органа Российской Федерации в
связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений,
исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной
деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в
размере пятикратного годового денежного содержания по последней занимаемой
им в таможенных органах Российской Федерации должности, а также в течение
десяти лет разница между размером его среднемесячного заработка по
последней занимаемой должности и размером пенсии.
При нанесении должностному лицу таможенного органа Российской Федерации
иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в
размере пяти среднемесячных заработков. Ущерб, причиненный имуществу
должностного лица таможенного органа Российской Федерации или его близкого
родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных
обязанностей, возмещается в полном объеме. Выплата пособий и возмещение
ущерба, причиненного имуществу, производится из средств федерального
бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о
выплате пособий принимается начальником таможенного органа Российской
Федерации по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или
постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного
дела или приостановлении предварительного следствия. Отказ или уклонение
следственных органов от возбуждения уголовного дела могут быть обжалованы
таможенным органом Российской Федерации прокурору на основании проведенного
служебного расследования и других доказательств. Возмещение ущерба,
причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда. Годовое
денежное содержание должностного лица таможенного органа Российской
Федерации, используемое для исчисления размеров единовременных пособий,
включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно
было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью. Среднемесячный заработок определяется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Должностной оклад должностного лица таможенного органа Российской Федерации
для целей настоящей статьи включает также оклад по специальному званию,
надбавки за выслугу лет, за знание иностранного языка и иные
надбавки. Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба
производится таможенным органом Российской Федерации, в котором работал
потерпевший до момента гибели, получения телесного повреждения или
причинения ущерба имуществу, а в случае, если этот орган реорганизован или
ликвидирован, - его правоприемником или вышестоящим органом. Суммы пособий
и возмещения имущественного ущерба налогами не облагаются. Порядок выплаты
указанных в настоящей статье сумм определяется Министерством финансов
Российской Федерации по согласованию с Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации.
Конечно, мы разобрали не все проблемы социальной защиты, но
перечисленные выше не исключают наличия других, воздействие которых на
служащих в таможенных органах в определенные периоды времени молот быть
более значительным. Поэтому важно проявлять заботу о них, исходя из того,
что это одна из категорий трудовых ресурсов, которая обязана выполнять свои
функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится жизнью.
Список литературы:
1. Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.
2. Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г.
3. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах
РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2.
4. Кожухарь В.Г.. Социальная защищенность: проблема социальной защиты военнослужащих. М., 1996.
5. Ресурсы глобальной сети Интернет.