Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Ребенок в старшем дошкольном возрасте

Ребенок в старшем дошкольном возрасте

Лаврентьева М. В.

В
старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и
перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной,
сердечно–сосудистой, эндокринной, опорно–двигательной. Ребенок быстро
прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные
изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг
шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга
взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о
готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития,
предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с
систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность
ребенка к обучению в школе.

Старший
дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения.

В
этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в
уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
"взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным
формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах
деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в
соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает
новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок
усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил
поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так
как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит
поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но
это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

На
седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у
него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей
его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать
свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение
к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и
высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных
переживаний).

Старший
дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной
деятельности. Маленький ребенок 3 – 4 лет активно действует с предметами,
старший дошкольник стремится узнать, как эти предметы устроены, для чего они
предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов
и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен
человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т.д. К концу
дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям
перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и
упражнения в которых "нужно думать". Разрозненные, конкретные мало
осознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более
четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и
осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В
этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской
деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно–ролевой
игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности,
требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании
целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои
действия и оценивать их результат (труд и учение). Если для маленького ребенка
важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его
внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему
дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то
или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6
– 7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить
полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребенок 3 – 4 лет,
сравнивая свой рисунок или поделку с образцом, скажет, что у него получилось
так же и всегда оценит свою работу только положительно. Для маленького ребенка
важно "что" он делает, а для старшего дошкольника – "как"
это надо делать, каким способом.

Эти
изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста
ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника,
усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.
Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к
систематическому школьному обучению.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование речи у дошкольников в сюжетно ролевой игре 2
Реферат Трагедия Катерины по пьесе Островского Гроза
Реферат Активизация исламского фундаменталисткого движения в Тунисе в конце XX века
Реферат Бизнес-план.
Реферат Биография М.А. Шолохова
Реферат Операции коммерческих банков с ценными бумагами 2
Реферат 25 февраля 2009 г., №2 (21) Специальный выпуск Дыхание кризиса Социально-экономическая ситуация в Алтайском крае в 2008 году и в начале 2009 года Основные экономические и социальные показатели за 2008 год
Реферат Revolutionary War Essay Research Paper US History
Реферат Инфляция. Ее причины, виды, источники и последствия
Реферат Порядок расследования краж из жилища
Реферат Практична психологія як наукова дисципліна
Реферат Мастерство критического разбора АС Пушкина о жизни и сочинениях Озерова
Реферат Ireland 19091914 Essay Research Paper IRELAND 19091914Ireland
Реферат Разработка электронного учебника по теме "Моделирование лифа"
Реферат История Киргизии