Пьер Бомарше
А. Рубин
Бомарше
Пьер Огюстен Карон (Pierre Augustin Caron de Beaumarchais,
1732–18/V 1799) — французский
писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал
усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, которому он рассказал о
своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Б. возбудил процесс против
него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность.
Получив доступ в Версаль, отказался от своей профессии. В 1757 женился и
прибавил к своей фамилии прозвище Бомарше. Музыкально одаренный, он занялся
игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте.
Благодаря этому Б. стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV; живой и
необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех. Пользуясь своим
положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В
благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Б. соучастником в своих финансовых
предприятиях. Б. очень увлекся финансовыми спекуляциями. В то же время Б.
получает важную должность, связанную с исполнением судейских функций. В 1764 он
едет в Мадрид, где заставляет испанского литератора Клавиго, отказавшегося жениться на
его сестре, написать заявление, в котором тот признает себя виновным в
нарушении данного им слова. В Мадриде он пережил массу приключений. Один в
чужой стране, окруженный врагами, Б. не растерялся; ему удалось проникнуть к
министрам, к королю и добиться удаления своего противника от двора и лишения
должности (эта история послужила сюжетом для пьесы Гёте «Клавиго»). В то же
время он в Мадриде участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных
развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его
неистощимой веселости и богатства фантазии. По возвращении в Париж Б.
дебютировал в 1767 пьесой «Евгенией», имевшей некоторый успех. В 1770 он
выпустил драму «Два друга», которая не имела никакого успеха. В этом же году
умер его покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить
долг Б., но обвинили последнего в обмане. В первой инстанции Б. выиграл дело,
но во второй — проиграл. Согласно обычаю того времени, он перед разбором своего
дела с наследниками Дювернэ посетил своих судей и поднес подарки жене
докладчика по его делу, г-же Гезман. Но дело было решено не в его пользу; тогда
г-жа Гезман вернула ему подарки за исключением 15 луидоров. Он воспользовался
этим поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья обвинил его в свою
очередь в клевете. Тогда Б. выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались
судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему
большую популярность. 26 февраля 1774 процесс окончился; судья Гезман лишился
должности, а жена его и Б. получили «большой выговор». Но в 1776 Б. был восстановлен
в правах, а в 1778 выиграл дело с наследниками Дювернэ. В 1775 был поставлен «Севильский
цирюльник», в 1784 — «Женитьба Фигаро», в 1792 — «Виновная мать». С 1792 до
1796 ему пришлось скитаться по Европе; в 1796 он вернулся обратно в Париж, где
и умер.
Из
произведений Б. литературное значение имеют мемуары, «Севильский цирюльник» и
«Женитьба Фигаро». Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от
них в восторге. Б. сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль
обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает
все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии
судопроизводства и вводит так. обр. принцип публичности в судебное дело. С литературной
стороны мемуары Б. отличаются своими портретными характеристиками, которые
читаются с захватывающим интересом.
В
«Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий
оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый,
ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся
и не унывающий, — он умеет находить выход из всякого положения. Он —
центральная фигура. Так. обр. уже в этой комедии главное лицо — простой слуга,
олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б.
достигает в «Женитьбе Фигаро». В самом ее сюжете заключается насмешка над
аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у
могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и
остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным
насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления; в ней осуждаются
привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей,
бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта
написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем «Женитьба
Фигаро» представляет собою завершение развития французской мещанской драмы. Для
ее создания Б. воспользовался не только своим жизненным и литературным опытом.
Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов
Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость — все эти моменты мы
находим в «Женитьбе Фигаро». Она представляет собою синтез всех этих элементов
и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического
искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный; день первого представления
«Женитьбы Фигаро» — 27 апреля 1784 — остался памятной датой в истории
французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как
нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге; никогда
еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против
существующих установлений. Наполеон говорил, что пьеса была «революцией в
действии». Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу,
«давшему себе труд» только родиться, выражал настроения поднимающейся
буржуазии. «Женитьба Фигаро» оказала громадное влияние и на последующее
развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт
написал оперу на ее сюжет, Россини — на сюжет «Севильского цирюльника». Что
касается «Виновной матери», то она представляет собою третью часть трилогии: в
ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным. Он
изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого
художественного значения эта комедия не имеет.
Список литературы
Геттнер
Г., История всеобщей литературы XVIII в., изд. 2-е, т. II, М., 1897
Иванов
И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М.,
1895
Галле
(Hallays) Андре, Б., М., 1898
Веселовский
А., Этюды и характеристики, М., 1903
Шахов
А., Вольтер и его время, СПБ., 1907
Коган
П. С., Очерки по истории зап.-европ. литературы, т. I, М. — П., 1923
de Loménie L., B. et son
temps, II v., P., 1855
Bettelheim A., B., Frankfurt a/M.,
1886
Lintilhac, B. et ses oeuvres. P.,
1887
Brunetière F., Les
époques du théâtre français (1636–1850), P., 1914
Réné Dalsème,
La Vie de B., P., 1928.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sportedu.ru/