Упит Андрей
Упит
Андрей (1877—) — известный латышский писатель-романист, поэт, драматург,
сатирик и критик. Народный учитель по профессии, У. выступил в литературе
впервые в 1899.
Во
время империалистической войны У. скитался по России и жил на Кавказе, работая
табельщиком и конторщиком. В 1917 У. был выбран в рижский совет рабочих
депутатов и рижскую думу по списку соц.-дем. партии. Во время оккупации У.
подвергся аресту и содержался в рижской тюрьме. В 1919 при советской власти У.
был заведующим отделом искусства в Наркомпросе Латвии. Вместе с отступающей
Красной армией У. переехал в Советский Союз, жил в Режице, потом в Москве.
Когда же затем в 1920 У. возвратился обратно в Латвию, то он снова был
арестован и посажен в рижскую центральную тюрьму. Только Учредительное собрание
освободило его. В настоящее время У. живет в Риге.
У.
является одним из крупнейших представителей реалистического направления в
современной латышской литературе. Писатель большого общественного значения и
социальной насыщенности, У. в своих романах, новеллах, рассказах и драмах
беспощадно раскрывает эксплоататорскую сущность буржуазии, а также ее
ограниченность и пошлость. На протяжении всей своей литературной и общественной
деятельности У. был всегда тесно связан с революционной демократией латышского
народа; его симпатии всегда на стороне угнетенных тружеников и обездоленных.
Около
30 лет назад У. начал работать над большой трилогией романов «Робежники» —
наиболее значительным своим произведением. В этой своей трилогии У. задался
целью показать, как под влиянием капиталистического развития и
социалистического движения расслаивается патриархальная крестьянская семья. Уже
в первой части трилогии — «Jaunee avoti» («Новые источники») — У. показал себя
художником, совершенно зрелым, больших творческих возможностей. Вторая часть — «Zīda tīklā» (В
шелковых сетях) — дает широкую картину расслоения латышского общества и борьбы
мелкобуржуазно-интеллигентских и пролетарских тенденций. Третья часть — «Zuemelu
vēis» (Северный ветер), относящаяся к периоду после революции 1905,
показывает спад революционного движения и борьбу с реакцией после 1905.
Последующий цикл романов: «Возвращение Яна Робежника», «Смерть Яна Робежника»,
«Мартин Робежник» и «Новый фронт», написанный после значительного промежутка
времени, является непосредственным продолжением трилогии. Совместно с романом
«Старые тени», который самим автором назван как вводный роман к циклу, весь
цикл состоит из 8 романов и остается непревзойденным в латышской литературе. Он
создан большим художником-реалистом, художником-мыслителем, тонко понимающим
как отображаемые им общественные процессы, так и психологию создаваемых им
героев. Уже своей трилогией У. стал в первых рядах латышской литературы как
писатель реалист-общественник.
На
протяжении 40-летней творческой деятельности У. написан ряд значительных
романов, из которых «Pērkonu pievertē» (Под громами) и «Zem
dzelžaina ṕapaža» (Под железной пятой) имеют особое значение;
они посвящены эпохе после империалистической войны; здесь получили свое
отображение беженство, разорение латышского крестьянства во время
империалистической войны и германской оккупации в Латвии. У. также написано
много пьес. Одна из лучших — «Мирабо». Большинство его романов переиздано в
Советском Союзе. Также ряд романов («Северный ветер», «Под громами» и др.) и
пьеса «Мирабо» переведены на русский язык. Особое место занимает серия
сатирических рассказов, посвященных современной буржуазной Латвии, где писатель
очень тонко и очень остро высмеивает правящую верхушку господствующего класса.
У. принадлежит также ряд критических статей и двухтомник «История латышской
литературы», в которой многие явления латышской литературы У. пытался осмыслить
с позиций марксизма.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/