Реферат по предмету "Биографии"


Александр Вельтман

Александр Вельтман

Вельтман
Александр Фомич (1800—1870) — романист, поэт, археолог. Сын офицера —
смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе
при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых.
С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в
отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его литературной
известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает
место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина
назначается ее директором (1852) и занимает эту должность до смерти. Состоял
членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской
словесности. Редактировал издание «Древностей Российского государства».
Исторические и археологические работы В. («Начертание древней истории
Бессарабии», «Достопамятности Московского кремля», «Московская оружейная
палата», «Индо-германе или сайване», «О свевах, гуннах и монголах», «Атилла и
Русь IV—V в.» и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной
романтизму, и серьезного научного значения не имеют.

Своей
литературной известностью, несмотря на то, что он является автором ряда
стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, которая
и определяет его значение в истории русской литературы. В 1831 он выпускает
первые три  части «Странника»,
поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. «Кащей бессмертный» (1833)
имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за
В. репутацию «замечательнейшего романиста». Из его следующих произведений
следует отметить: «Святославич, вражий питомец» (1835), «Александр Филиппович
Македонский» (1836), «Сердце и Думка», два сборника «Повестей» (1836 и 1843),
«Новый Емеля или превращение» (1845) и романы из цикла «Приключения,
почерпнутые из моря житейского»: «Саломея» (1848), «Чудодей» (1849),
«Воспитанница Сарра» (1862) и «Счастье-несчастье» (1863).

Хотя
последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с
литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е
гг. Один из талантливейших и ярких представителей литературных исканий 30-х
гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою лит-ую
родословную ведет от Стерна  и Ксавье
де-Местра , что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении —
«Страннике». Стиль В. характеризуется всеми признаками «стернианства» —
подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней,
каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями,
разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками.
Проблему литературного яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В.
разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих
исторических романах), наряду с Далем, который обновляет литературный яз.
простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. своеобразная
языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия,
занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и
критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед литературой
ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти
особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его
последний роман — «Приключения, почерпнутые из моря житейского» — проходит
почти незамеченным. «В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы,
— и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов» («Библиотека для чтения»,
1863).

Имя
В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в
больших курсах по истории литературы оно упоминается лишь вскользь. И только в
наше время, с обновлением литературной науки, возобновляется интерес к В.
Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные
исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся  выяснить его место в истории литературы. Как и
Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых
представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого
восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой
развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана
сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка,
стремительность и запутанность действия, создающие «занимательность» и
повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное
место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска,
стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его
героев, особенно «Приключения из моря житейского» (мотив двойничества,
истеричность, этическая неуравновешенность) — все это дает основание В. Ф.
Переверзеву считать В. «предтечей Достоевского».

Творчество
В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное
место в истории русской литературы.
Список литературы

II.
Переверзев В., Предтеча Достоевского, «Московский понедельник», 1922, сентябрь

Жирмунский
В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. поэмы Вельтмана)

Переверзев
В., Достоевский, Л., 1925

Русская
проза, сб. статей «Academia», Л., 1926, статьи Риболи Г. и Бухштаба В.

«Русский
романтизм», сб. под ред. А. Белецкого, Л., 1927

Венгеров
С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V
(подробные био-библиографические сведения), СПБ., 1899.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.