Александр Моисеевич Володин (Лившиц)
(1919-2001)
ВОЛОДИН,
АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург,
прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у
дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился
на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).
Стихи
писал с детства; первая книга — сборник "Рассказы" (1957),
обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни
современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую
известность принесла Володину пьеса "Фабричная девчонка" (пост.
1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный,
несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи,
борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом.
Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного
антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — "Пять
вечеров" (1959), "В гостях и дома" (1960), "Старшая
сестра" (первонач. назв. "Моя старшая сестра", 1961),
"Идеалистка" (1962), "Назначение" (1963), "Две стрелы"
(1967; пост. 1980), "Кастручча" (1968), "Дульсинея Тобосская"
(1969; пост. 1971), "Ящерица" (1969; пост. 1982), "Мать
Иисуса" (1970).
Характерная
для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического
жизнеподобия до условности притчи ("Две стрелы", "Ящерица",
"Мать Иисуса"), литературного парафраза ("Дульсинея
Тобосская") и сатирического гротеска (комедия "Назначение" — о
сов. бюрократии; "Кастручча" — антиутопия в духе Дж.Оруэлла и
Е.Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной
действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его
творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный
успех одних произведений (в т.ч. "Пять вечеров", "Старшая
сестра") и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. "Назначение",
"Кастручча").
Володин
является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино:
"Пять вечеров" (по собственной пьесе), "Звонят, откройте
дверь!" (1965), "Похождения зубного врача" (пост. в 1965 реж.
Э.Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны),
"Дочки-матери" (1974; пост. реж. С.Герасимова, 1975), "Осенний
марафон" (пост. в 1979 реж. Г.Данелия).
В
воспоминаниях — книги "Для театра и кино", "Оптимистические
записки" (обе 1967), "Записки нетрезвого человека" (1991), —
обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному
самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно
недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
Умер
Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru