Реферат по предмету "Экономика"


Особенности государственной поддержки малого бизнеса

Содержание
 
1.Международныеорганизации, занимающиеся поддержкой малого бизнеса
2.Порядок регистрациииндивидуального предпринимателя
3.Сущность упрощеннойсистемы налогообложения малых предприятий, применяемых в РБ
Списокиспользованных источников
 

1. Международные организации, занимающиеся поддержкоймалого бизнеса
Особенностигосударственной поддержки малого бизнеса определяются особенностямифункционирования МП:
1)небольшой размер располагаемых ресурсов;
2)большая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры;
3)невысокое качество ресурсов;
4)высокая чувствительность к изменению постоянных издержек.
Системагосударственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерациисходна с системой государственной поддержки развития малого бизнеса, котораядействует в Республике Беларусь: действует закон «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,постановления Правительства РФ «О развитии инвестиционнойдеятельности», «О сети региональных агентств поддержки малогобизнеса», Федеральная программа поддержки малого предпринимательства наопределенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке малогопредпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техническойсфере.
Вреализации системы стимулирования деловой активности в сфере малого бизнесазадействованы как профильные учреждения – Торгово промышленная палата,Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, так и другие — Министерство финансов, МИД, Государственный таможенный комитет, Роспатент, МЧСРоссии, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры,Министерство образования РФ.
Системальгот включает:
1.Гарантированное участие субъектов малого предпринимательства в размещениигосзаказов.
2.Льготное кредитование и долевое участие государства в организации промышленныхпроизводств МП.
3.Освобождение или уменьшение ставки налогов, налоговое кредитование.
Малыеи средние предприятия в США создают 50 % ВНП, задействуют около 54 %занятых в экономике, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится55 % реализованной продукции промышленности, 80,6 % занятых вэкономике. Практически во всех развитых странах особенности государственноюрегулирования малых предприятий закреплены в специальных законодательных актах:«Акт о мелком бизнесе» в США, «Основной икон о мелких и среднихпредприятиях» в Японии, «Картельное право» в Германии. В США в1953 г. создана Администрация по делам мало го бизнеса (АМБ), в функциикоторой входят финансовая помощь, технические и консультационные услуги,содействие в получении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня:штаб-квартиру в Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местныхотделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте сместными органами государственной власти, колледжами, университетами,предприятиями.
Поддержкамалого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами:центрами развития мелкого бизнеса, институтами мелкого бизнеса, министерствомвнутренних дел, министерством жилищного строительства и городского развития,национальным научным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощиотдельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами, которыхнасчитывается более 2700.
Сходныеструктуры поддержки развития мелкого предпринимательства существуют в Германии,Японии, Франции. В правительственную политику Великобритании по отношению кмалому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств.Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыльный характер, обычносоздаются совместно государственным и частным секторами для содействиякакому-то региону в создании и развитии частных предприятий.
Общаястратегия оказания государственной поддержки развития малогопредпринимательства в развитых странах направлена на: упрощение процедурырегистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказание юридических услуг,обеспечение определенных гарантий на случай дефицита финансовых ресурсов,налаживание контактов между инвесторами и МП, улучшение доступа малого исреднего предпринимательства к государственным контрактам.
Финансоваяподдержка МП в развитых странах предусматривает:
— кредитование — предоставление прямых кредитов, то есть финансируемых изгосударственных источников, гарантированных кредитов, то есть выдаваемыхчастными структурами под государственные гарантии, и смешанных кредитов.
ВоФранции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования нальготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприятиями, созданонациональное агентство по внедрению результатов исследований, компенсирующее до50 % расходов на НИОКР малых и средних компаний;
— целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса, участие в акционерномкапитале.
ВГермании государство для поддержки инновационной деятельности создало около 30национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 %инвестируется в инновационные предприятия,
— налоговое регулирование — широко используется уменьшение ставки налогов взависимости от размера предприятия, региона, сферы деятельности, сужениеналоговой базы, налоговые каникулы и налоговые кредиты, ускоренная амортизация,установление минимума годового дохода, который не облагается налогом.
ВСША действует закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», которыйпредоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную подготовкусотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и Франции предприятия,занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодыхсотрудников, получают льготы по обязательным выплатам на социальноестрахование.
Помимофинансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитыхстранах являются:
— юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, создание специализированныхконсалтинговых служб;
— информационная помощь: доступ к информационным системам правительства инаучно-исследовательских организаций;
— материально-техническая помощь: сдача в аренду производственных и офисныхплощадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам;
— инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон, созданиебизнес-инкубаторов;
— коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;
— развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на международные рынки,защита интеллектуальной собственности.
Поддержкуразвития малого бизнеса осуществляют и между народные организации, среди нихможно отметить следующие:
1.Международная финансовая корпорация, являющаяся структурным подразделениемМирового банка, она занимается финансированием частного сектора на возмездной — льготное кредитование и безвозмездной основе — выдача грантов, совместноефинансирование различных проектов по развитию инфраструктуры, консалтингу,повышению образовательного уровня предпринимателей;
2.Европейский банк реконструкции и развития (проект технического содействия ЕСТАСИС): в рамках программ содействии трансформационным процессам в странах спереходной экономикой осуществляется льготное кредитование МП, в том числе сиспользованием микрозаймов, создание фондов и центров поддержкипредпринимательства;
3.Экономические организации и программы ООН: например, совместная программаразвития ПРООН и правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки иразвития малого предпринимательства» реализуется по трем направлениям:«Создание национальной сети инкубаторов малою предпринимательства»(финансовая и консультативная помощь оказана пяти инкубаторам РБ),«Содействие созданию кредитных союзов в РБ» (разработка механизмакредитных союзов), «Формирование и развитие микрокредитования в РБ»(выдано 19 микрокредитов);
4.Организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе 1997 г.подписано Соглашение о поддержке и развитию малых предприятий вгосударствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений сотрудничества всоглашении определено содействие межгосударственных и национальных структурподдержки малого предпринимательства, стимулирование внешнеэкономической иинновационной деятельности субъектов малого бизнеса, финансово-кредитнаяпомощь;
5.Агентство международного развития США: участвует в программах содействияорганизации МП и формирования стабильной среды для развития мелкогопредпринимательства.
 
2. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя
Предпринимательствобез образования юридического лица является одной из форм самостоятельнойинициативной деятельности граждан, получившей в последнее время довольноширокое распространение. В соответствии с Гражданским кодексом РеспубликиБеларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица с момента государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя (ИП). Хозяйствующие субъекты, работающие какИП, имеют ряд особенностей в части их регистрации, функционирования и прекращениядеятельности.
СтатусИП приобретается посредством государственной регистрации, осуществляемойоблисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать частьполномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования местнымисполнительным и распорядительным органам. В свободных экономических зонахгосударственная регистрация осуществляется их администрациями. Порядокгосударственной регистрации и ликвидации ИП установлен Положением огосударственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектовхозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь «Обупорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращениядеятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г. № 11 вредакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.
Длягосударственной регистрации ИП в регистрирующий орган представляются:
— заявление с указанием видов деятельности, которые будут им осуществляться;
— анкета установленного образца;
— документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки,заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, завереннаяорганами социального обеспечения по месту жительства: справка органа занятости,если такие документы имеются);
— фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
— документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Приподаче документов для государственной регистрации предъявляется паспорт.
Государственнаярегистрация ИП осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дняподачи всех необходимых документов.
Принеобходимости получения от государственных органов дополнительных сведений офизических лицах, регистрирующихся в качестве ИП, регистрирующий орган вправепродлить срок государственной регистрации до двух месяцев с уведомлением обэтом физических лиц.
Государственнаярегистрация ИП для осуществления им производственной деятельности совершается впервоочередном порядке.
Вгосударственной регистрации может быть отказано в случае обнаружения следующихобстоятельств:
— вотношении гражданина, регистрирующегося в качестве ИП, не исполнено судебноерешение об обращении взыскания на имущество;
— на момент государственной регистрации не истек установленный судом срок ограниченияпредпринимательской деятельности гражданина, регистрирующегося в качестве ИП;
— на момент государственной регистрации гражданин, обратившийся загосударственной регистрацией в качестве ИП:
— имеетзадолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственныевнебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем,участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;
— являетсясобственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридическоголица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидациине завершен.
Решениярегистрирующего органа об отказе в государственной регистрации могут бытьобжалованы в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке.
Длярегистрации изменений и дополнений, вносимых в свидетельство о государственнойрегистрации ИП, в регистрирующий орган представляются:
— заявление с указанием сведений, необходимых для внесения соответствующихизменений и дополнений (места жительства, фамилии, имени, отчества, виде деятельности);
— оригинал свидетельства о государственной регистрации:
— платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию изменений идополнении в свидетельство о государственной регистрации.
Загосударственную регистрацию ИП, а также изменений, вносимых в свидетельство обего государственной регистрации, которые влекут выдачу нового свидетельства,взимается плата в сумме, эквивалентной 6 евро.
Зарегистрацию дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации,взимается плата в сумме, эквивалентной 3 евро.
Невзимается плата за государственную регистрацию:
— при изменении законодательства, а также при внесении изменений и дополнений всвидетельство о государственной регистрации ИП в случае изменения законодательствао государственной регистрации;
— уИП — граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости, учащихсяобщеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, профессионально-технических,средних специальных и студентов высших учебных заведений дневной формыобучения, а также выпускников указанных учебных заведений в течение года послеих окончания.
Приутере предпринимателем свидетельства о государственной регистрации ему выдаетсяв 15-дневный срок со дня обращения в регистрирующий орган дубликат с взиманиемплаты в размере 50 % суммы, подлежащей уплате за государственнуюрегистрацию.
Платаза государственную регистрацию определяется в белорусских рублях исходя изустановленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к еврона первое число месяца, в котором документы подаются в регистрирующий орган.
Регистрирующиеорганы представляют Государственному налоговому комитету сведения озарегистрированных (перерегистрированных) и ликвидированных юридических лицах иИП для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей.
Деятельностьбез государственной регистрации либо на основании недостоверных данных,представленных для государственной регистрации, а также деятельность, неуказанная в свидетельстве о государственной регистрации, является незаконной изапрещается. Доходы, полученные от этой деятельности, взыскиваются в местныйбюджет в судебном порядке.
Такимобразом, регистрация ИП в отличие от регистрации юридического лица не требует:
— наличия пакета учредительных документов;
— формирования уставного фонда;
— наличия юридического адреса.
Значительнониже и плата за регистрацию ИП. Но при этом предприниматель как гражданинотвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, заисключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не можетбыть обращено взыскание.
Крометого, Декретом Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 г. № 4для ИП установлено ограничение на привлечение наемного труда — не более трехчеловек.
ДеятельностьИП может быть прекращена им самим, регистрирующим органом или хозяйственнымсудом.
Предпринимательскаядеятельность прекращается хозяйственным судом в случаях:
— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либозапрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыминарушениями законодательства;
— признания судом недействительной регистрации;
— признания предпринимателя банкротом;
— сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения втечение 12 месяцев подряд;
— наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов иненаправления предпринимателем в течение 3 месяцев по окончании финансовогогода регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновенияубытков;
— наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетныеи внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности.
ДеятельностьИП может быть прекращена по решению регистрирующего органа в случаенеосуществления предусмотренной свидетельством о государственной регистрациипредпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправлениярегистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такойдеятельности.
Приобнаружении оснований для прекращения деятельности, предусмотренных даннымпунктом, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутреннихдел, Министерства юстиции, Министерства статистики и анализа, Комитета государственнойбезопасности, Государственного налогового комитета и Государственного комитетафинансовых расследований в пределах своей компетенции направляютрегистрирующему органу представление о прекращении деятельности ИП.
Прекращениедеятельности ИП включает принятие в установленном порядке им самим илирегистрирующим органом, или хозяйственным судом соответствующего решения иисключение его из Единого государственного регистра юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей.

3.Сущность упрощеннойсистемы налогообложения малых предприятий, применяемых в РБ
Упрощениесистемы налогообложения малых предприятий позволило создать благоприятныеусловия для развития предпринимательской деятельности и повысить деловуюактивность малого и среднего бизнеса.
Указ№ 119 “Об упрощенной системе налогообложения” предусматривает совершенствованиеранее установленного Законом Республики Беларусь “Об упрощенной системеналогообложения для субъектов малого предпринимательства” порядканалогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — субъектов малого предпринимательства. В частности, расширен круг субъектовмалого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную системуналогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с15 до 100 человек и предельного среднегодового размера валовой выручки до 2млрд. рублей.
Отменяетсясистема установления и уплаты патента, а также механизма авансовойуплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этогоУказом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет исходяиз фактического размера выручки, полученной за месяц. При этомсохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системеналогообложения - 10 процентов.
Субъектам,применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уплачиватьналог на добавленную стоимость в общем порядке с одновременным снижениемв этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8 процентов.
Организациямс численностью работающих до 15 человек, применяющим упрощенную систему налогообложения,предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощеннойформе, а отдельным плательщикам — применение упрощенного порядка бухгалтерскогоучета.
Возможностьперехода на применение упрощенной системы налогообложения будет предоставлятьсяс начала календарного года Исключение сделано для вновь созданных субъектов хозяйствованияи переходящих на эту систему в 2007 году.
Прекращениеприменения упрощенной системы будет осуществляться в случае превышения средней численностиработающих в организации 100 человек и (или) превышения в течение календарного годаразмера валовой выручки 2 млрд. рублей.
Организациии индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям применения упрощенной системыналогообложения, определенным в Указе, и использующие в 2007 году до его вступленияв силу упрощенную систему налогообложения, вправе продолжить ее применение на условиях,предусмотренных в Указе.
В целяхсоздания предпосылок для дополнительной активизации предпринимательской деятельностив сельской местности и малых населенных пунктах Указом предусмотрено установлениепониженных ставок налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированныхи осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах, преобразованных(подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа игородах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек.
В такихнаселенных пунктах предусматривается понижение ставки налога при применении упрощеннойсистеме налогообложения с 10 до 5 процентов — без уплаты налога на добавленную стоимостьи с 8 до 3 процентов — в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС.
Возможностьприменения пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения направленана стимулирование развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктурыв указанных населенных пунктах и в целом на повышение уровня жизни проживающих вних граждан.
Следуетпри этом отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г.№ 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” с учетомизменений, внесенных в него Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря2006 г.
№ 760, введены ограничения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельностьс привлечением труда наемных работников
(с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществлятьсятолько с привлечением членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек).
В связис этим реализация положений, предусмотренных принятым Указом № 119, предоставитиндивидуальным предпринимателям возможность перехода к осуществлению своей деятельностив более цивилизованной организационно-правовой форме — юридического лица.
В целомподписанный документ безусловно является серьезным реальным шагом государства поразвитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционногоклимата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.
Предусмотреннаяуказом № 119 упрощенная системы налогообложения — это именно упрощение порядка взиманияналогов и сборов, а не установление налоговых льгот. Ее введение должно способствоватьразвитию предпринимательства в республике и, как следствие, созданию благоприятныхусловий для привлечения инвестиций, регистрации новых предприятий и росту занятостинаселения, сокращению теневого сектора, уменьшению затрат на осуществление контрольнойдеятельности.
 

Список использованных источников
 
1.   Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основыбизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2.   Мазоль С. И. Совместныепредприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.
3.   Мазоль С. И. Экономикамалого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
4.    Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/ М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 231 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт и анализ экономического эффекта от реализации проекта Проектирование, производство и
Реферат Порядок создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью
Реферат Бухгалтерский учет и аудит денежных средств на примере бюджетной ор
Реферат Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на микро и макро уровнях
Реферат Национальная экономика: сущность, признаки, проблемы функционирования в условиях глобализации
Реферат Використання українознавства та етнопедагогіки як основи національного виховання і навчання управлінських 2
Реферат Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников
Реферат 5 1 Інтелектуальна власність як право на результат творчої діяльності людини
Реферат Чернобыльская трагедия и ее последствия
Реферат Проектирование гидропривода машины
Реферат Закон рынка Сэя. Концепция непотребления Т.Мальтуса. И влияние на них налоговой системы.
Реферат Рынок труда теоретические подходы к его анализу
Реферат Социально-классовая структура и политический строй Казанского ханства.
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов: особенности структуры, получение, свойства
Реферат Анию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос