Владимир Николаевич Войнович
(род. 1932)
ВОЙНОВИЧ,
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1932), русский писатель. Родился 26 сентября 1932 в
Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и журналиста, после
ареста которого в 1937 семья переехала в Запорожье. Мальчиком был колхозным
пастухом; окончив ремесленное училище, работал на стройке, служил в армии.
После безуспешных попыток поступить в Литературный институт им. А.М.Горького
поступил в Московский педагогический институт, откуда со 2-го курса по
комсомольской путевке отправился в казахские степи осваивать целину.
Еще
в начале 1950-х годов, служа в армии, начал писать стихи. С текстом "Песни
космонавтов" («Я знаю, друзья, караваны ракет...», 1960) к Войновичу
пришла известность, подкрепленная публикацией повестей "Мы здесь
живем" (1961), "Два товарища" (1967; инсценирована автором),
рассказов "Хочу быть честным" (авторское название – "Кем я мог
бы стать"; инсценирована Войновичем), пьесой "Кот домашний средней
пушистости" (1990; совм. с Г.И.Гориным, экранизирована под названием
"Шапка").
Активная
правозащитная деятельность Войновича (письма в защиту А.Синявского, Ю.Даниэля,
Ю.Галанскова, позднее – А.Солженицына, А.Сахарова) сочеталась с работой над
документальными повестями – исторической, о Вере Фигнер ("Степень
доверия", 1973), и о собственной злободневной борьбе с номенклатурной
бюрократией за право купить кооперативную квартиру ("Иванькиада, или
Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру", 1976; в России
опубл. в 1988).
В
1974 Войнович был исключен из Союза писателей СССР, печатался в «самиздате» и
за рубежом, где впервые опубликовал и самое знаменитое свое произведение –
роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1969–1975)
с его продолжением – романом "Претендент на престол" (1979),
романы-«анекдоты», в которых на примере нелепых, смешных и печальных историй,
происходящих с рядовым солдатиком Иваном Чонкиным, ассоциирующимся с образом
«бравого солдата Швейка» из романа Я.Гашека, в гротескно-сатирической манере
показаны истинная нелепость современного бытия – подавление «высшей» и не
всегда понятной «низам» государственной необходимостью простых и естественных
человеческих желаний и судеб, а также повесть "Путем взаимной
переписки" (1973–1979).
В
1980 Войнович выехал за границу по приглашению Баварской Академии искусств, с
1981 лишен советского гражданства, живет в Мюнхене. С начала 1990-х годов часто
приезжает на родину, активно выступает как публицист (книга "Антисоветский
Советский Союз", 1985), проявляя и в этом жанре политический заостренный
парадоксализм своего мышления. Эта черта, равно как и тяготение художественной
манеры Войновича к «коллажности» и продуктивному эклектизму, отразилась и в
романе-антиутопии "Москва 2042" (1987), показавшем доведенную до
абсурда воображаемую советскую действительность 21-го века и продолжающем
начатую Войновичем в «не очень достоверном рассказе об одной исторической
вечеринке» "Войнович в кругу друзей" (1967) тему осмеяния коммунистических
вождей («товарища Кобы» – И.В.Сталина, Леонтия Ария – Лаврентия Берия, Лазера
Казановича – Лазаря Кагановича, Опанаса Марзояна – Анастаса Микояна и др.) и в
опубликованных в конце 1990-х годов романе "Замысел" и повести
"Дело № 34840", где в характерном для писателя смешении эссеизма и
биографического документализма передается история покушения на Войновича
сотрудников КГБ.
Неоднозначно
воспринимаемые читателями и критикой и порою обвиняемые в «антипатриотическом»
нигилизме произведения Войновича, продолжающие сатирические традиции
отечественной литературы (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А.Булгаков) и
одновременно впитавшие достижения современной мировой антиутопии, гротескной
социально-обличительной прозы (О.Хаксли, Дж.Оруэлл), являют собой характерный
для 20 в. пример успешной философско-политической актуализации беллетристики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru