Росси К.И.
Росси
Карл Иванович
Годы
жизни: 18.12.1775 - 1849 г.
Ахитектор
Карл
Иванович Росси, сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной
танцовщицы екатерининских времен Гертруды Росси, родился 18 декабря 1775 г. в
Венеции. Мать его была замужем за балетмейстером петербургского театра Лепиком.
С раннего детства он жил у архитектора Винченцо Бренны, который его воспитывал
и обучал своему ремеслу.
В
1796 г. его зачислили архитекторским помощником Бренны по строительству в
Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета его величества. В эти годы он работал
над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов
декоративного убранства. Здесь приобрел первые навыки художественной
композиции, научился мастерству художника-декоратора. Именно в эти годы
сложились его разнообразные архитектурные дарования. У Бренны юный Росси
воспринял мастерство декоратора, у Кваренги - искусство композиции, у Камерона
- изящество прорисовки архитектурных деталей, у Баженова - широкий
градостроительный подход.
В
1802 г. молодой император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего
альбом его архитектурных увражей и разрешил двухлетнюю поездку за границу
вместе с Бренной.
В
Италии Росси обучался во Флорентийской академии и, возвратясь в Россию в 1806
г., получил звание архитектора.
В
1808 г. Росси был назначен в Кремлевскую экспедицию. Руководитель экспедиции П.
Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал
ему одну за другой ответственные работы.
Весной
1808 г. в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси
деревянный театр, о котором современники говорили, что он отличался прекрасной
акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 г., а
его проекты или хотя бы какие-то изображения не сохранились.
В
следующем году Росси приступил к реконструкции дворца в Твери, построенного
М.Ф. Казаковым еще в 60-х гг. XVIII в. Затем Росси преобразовал весь центр
Твери, сформировав по существу генеральный план города. Для застройки города и
его пригородов он разработал серию проектов зданий различного назначения.
Строил он и в Торжке, и других старых русских городах.
В
1814 г. Росси вернулся в Петербург. За успехи в Твери его награждают орденом
Владимира IV степени и чином коллежского советника. Вернувшись в 1814 г. в
Петербург уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение
на архитектурном поприще.
Какое-то
время он работал архитектором на Императорском стекольном заводе, одновременно
возвращался к работам в Павловском парке. Над павильонами, элементами
благоустройства замечательного паркового ансамбля он работал долгие годы.
Работал и тогда, когда уже руководил созданием крупнейших градостроительных
комплексов в Петербурге. Широко известны удивительно тонкие по прорисовке
мостики и павильоны парка, выполненные по проектам Росси. Среди них памятник
Марии Федоровне, чугунный мост, ферма, чугунные ворота, библиотека дворца и др.
Первой
большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца, с
которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра
Петербурга. Градостроительный дебют Росси в Петербурге был великолепен. Но
главное еще было впереди.
К
концу второго десятилетия XIX в. завершалась реконструкция Адмиралтейства.
Захаров, перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал
потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его
появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей
среды. Смысл работ над ансамблем центральных площадей свелся к задаче поднять
окружающую застройку до художественного уровня захаровского произведения.
И
по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь
явно не соответствовала своему значению. Зимний дворец после последней
перестройки Растрелли стал соразмерным реке и намечающемуся тогда общему модулю
города. И вот, когда в 1819 г. представилась возможность перестроить всю
противоположную сторону площади, было решено реконструировать весь ансамбль.
Работоспособность
Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно
занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий
возводит дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и комплекс Михайловского
дворца с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому
зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей.
Обогащенный
опытом реконструкции Твери и Аничковой усадьбы, Росси создает уникальный
дворцово-парковый ансамбль на живописном Елагином острове. Он заново планирует
всю усадьбу, проектирует реконструкцию дворца, строит оранжереи, конюшенный,
кухонный корпуса, павильоны и различные парковые сооружения. Поскольку ансамбль
возводится по заказу двора как загородная увеселительная резиденция, создается
специальная комиссия во главе с К. И. Росси. Работы ведутся в 1818-24 гг.,
привлекаются известные мастера монументально-декоративного и прикладного
искусства, многие из которых ранее работали с зодчим еще в Твери, Павловске,
Аничковом дворце. Именно здесь окончательно формируется творческий коллектив
архитекторов, художников, строителей, с которым Росси постоянно сотрудничал.
Нужно
отметить, что интерес Росси к интерьерам - это отличительная его черта.
Параллельно
с градостроительными работами, строительством дворцово-парковых ансамблей Росси
продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. От работ в
Зимнем после пожара 1837 г., к сожалению, сохранилось немного. Но есть один
интерьер, о котором нельзя не вспомнить. Это Военная галерея 1812 г., ставшая
еще одним вдохновенным памятником героям Отечественной войны.
В
1827 г. инженерному департаменту поручается перестройка здания Сената. Главный
архитектор департамента А. Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен
конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие
столицы. Конкурс выиграл Росси.
Росси,
получив конкретную задачу на проектирование Сената, создает новый значительный
ансамбль из двух зданий: Сената и Синода.
Еще
занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий приступил к
проектированию ансамбля, точнее, системы ансамблей.
В
1816 г. он составил первый проект реконструкции Театральной площади и
примыкающего района.
Параллельно
с Росси заказ на перепланировку площади получает и Модюи, но он явно не
справляется с задачей, и в дальнейшем работу продолжает и завершает Росси со
своим коллективом.
По
его проекту Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц,
связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый
архитектурный организм.
Великий
зодчий умер в полном забвении в 1849 г. Но именно Росси мы обязаны красотой и
неповторимостью центра Петербурга. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще
сформировал ансамбль главной парадной площади столицы. При возведении
Михайловского дворца создал ансамбль площади и новых улиц. Проектируя
театральный комплекс, Росси достиг высочайшего результата, создав художественно
цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц. Этот
его последний ансамбль как бы завершил формирование грандиозной
архитектурно-пространственной системы ансамблей центра Петербурга.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/