Министерство образования Российской Федерации Сыктывкарский государственный университет Факультет Управления Кафедра Экономической теории и корпоративного управления РЕФЕРАТ по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Инновации Генри Форда по книге Генри Форда Сегодня и завтра Выполнила Козькина И. А. студентка 440 группы Проверил
Новиков Ю. С профессор, д.э.н. Сыктывкар 2005 Содержание Введение 1. Генри Форд как символ XX века 2. Сущность понятия инновация 3. Инновации Генри Форда 6 Заключение 13 Список литературы 14 Введение В современных условиях важное значение приобретает развитие науки. Кобрин Ю. в своей статье Инновации условие конкурентоспособности пишет о том, что высокие технологии
сфера, которая может решить различные задачи, и они насыщают рынок конкурентоспособной продукцией. Инновационная деятельность главное условие модернизации экономики. На первом плане отрасли, основанные на использовании новейших технологий 1 с.23. Это и обуславливает актуальность данной работы. Новиков Ю. С. говорит о том, что необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования
к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Теория и практика инновационного менеджмента в короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности 2 с.3. Теоретические знания сухи без примеров. Теорию всегда необходимо подкреплять практикой. Так, менеджеру нового поколения, то есть инновационному менеджеру необходимо изучить опыт ведущих менеджеров, чтобы осуществлять свою деятельность более эффективно.
По праву менеджером можно назвать человека, прочитавшего хотя бы минимум литературы об опыте успешных менеджеров, к такой литературе можно отнести книгу Ли Якокки Карьера менеджера, Генри Форда - Сегодня и завтра, на основе которой и написан данный реферат, а также многие другие книги. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что целью написания данной работы является ознакомление с опытом Генри
Форда, ведь многие его идеи особенно актуальны и сегодня. Необходимо сделать небольшую поправку на российскую действительность и можно применять в дальнейшей деятельности многие идеи Генри Форда. Перед тем как приступить к анализу книги Генри Форда Сегодня и завтра было бы не лишним ознакомиться с краткой биографией автора. Итак, Форд Генри Ford 1863 г. в штате Мичиган США -1947, инженер-механик, американский промышленник,
выдающийся организатор производства создатель крупнейших в мире автомобильных заводов, один из основателей автомобильной промышленности США. В 1892-1893 годах создал первый автомобиль с четырехтактным двигателем марка Форд, в 1903 году основал автомобильную компанию Форд мотор, ставшую одной из крупнейших в мире. На своих заводах широко внедрил систему поточно-массового производства. Во время войны 1914 - 1918 годов вел кампанию в пользу скорейшего заключения мира, что
впрочем не помешало ему вскоре принять участие в военных поставках. Вел и субсидировал антисионистскую пропаганду, возглавляя младохристианскую ассоциацию, имевшую антисионистскую направленность. Форд выступал и как писатель, стараясь доказать в своих книгах, что интересы капиталистов и рабочих в общем совпадают. Среди книг Генри Форда - Моя жизнь и работа My Life and Work,1922, перевод на русский язык -
1924 до 1927 в СССР переиздавалась семь раз, Сегодня и завтра Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык - 1927, Движение вперд Moving Forward, 1931. Книги, написанные Фордом, неоднократно издавались и переиздавались в СССР, рекомендовались руководителям советских промышленных предприятий в качестве учебного пособия и
студентам вузов в качестве учебника. В СССР, в серии Жизнь замечательных людей, была издана книга о Форде. Информационной основой помимо книги Генри Форда Сегодня и завтра, также послужило учебное пособие Новикова Ю. С. Инновационный менеджмент, статья Кобрина Ю. Инновации условие конкурентоспособности, а также информация, взятая с сайтов в
Internet. 1. Генри Форд как символ XX века Если кто-то задастся целью создать список из 10 имн, ставших символом XX века, то в него, без сомнения, войдт и имя Генри Форда. Ибо Форд не просто автомобильный король Америки и зримое воплощение американской мечты. Он прежде всего символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий, т.е. в силу
того, что составляет лицо современного капитализма. О нм написано множество трудов. Будущий основатель промышленной империи родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательству проявилась в нм очень рано.
В свободное от работы время Форд занимался часовым делом, которым увлекался всю жизнь. В 1891 году он занялся конструированием газолиновой тележки, которая поехала лишь спустя 2 года. Ещ несколько лет ушло на совершенствование е двигателя. В 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем в 1899 году главным инженером Детройтской автомобильной компании, из которой уходит
в 1902 году. Год спустя он создат Форд Мотор Компани. К этому времени Форд уже имеет репутацию изобретателя скоростных моделей, завованную благодаря участию его машин в автомобильных гонках. В 1906 году Форд приобрл контрольный пакет акций своей компании. Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели Т, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал е как скульптор, отсекая вс лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный
по цене товар для тысяч и тысяч средних американцев. Успех превзошл все ожидания. За годы производства модели Т было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. Террор машины так Форд характеризовал внедрнную им систему управления.
Чткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки вс это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата. Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе.
По этому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг. На его заводах было создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством. Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой
мировой войны, попытка стать сенатором носила преимущественно скандальный характер. Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чуть новатора. В 30-е годы произошли серьзные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учл. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании
Дженерал моторз. В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдзелю своему внуку и тзке Генри Форду 2 и отошл от дел. Спустя 2 года 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет Форд скончался Использован материал с сайта httpweb-bazar.narod.ru . 2. Сущность понятия инновация Существует огромное количество определений понятию инновация.
Каждый автор делает свой акцент в определении данного понятия. Рассмотрим несколько определений, которые дали известные инновационные менеджеры. Так, Й. Шумпетер, в свое время преподававший в Гарвардском университете который славится тем, что готовит высококлассных инновационных менеджеров под инновацией понимает изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации
в промышленности Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. Прогресс. 1982. с.6 Канторович Л. В. определяет инновацию как научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях Канторович Л. В. Системный анализ и некоторый проблемы научно-технического прогресса
Диалектика и системный анализ. М. Наука. 1986. с. 31 Рассмотрим также ряд определений, которые приводятся в словарях иностранных языков, в частности перевод с английского, немецкого и французского языков. В англо-русском словаре инновация от англ. innovation это новое научно-техническое достижение, нововведение как результат введения новшества Поршнев А. Г Румянцева З. П Саломатин Н. А. Управление организацией.
М. ИНФРА-М. 2000. с. 273 В немецко-русском словаре под инновациейот нем. Neuerung рассматривают внедрение в практику, осуществление и использование идеи, предложения, научно-исследовательского решения, модели Хартманн Хауштайн. Leitung industrieller Forchung und Entwicklund. Берлин. 1979. с.7 В французско-русском словаре инновация от фр. innovation это 1 нововведение, новшество 2
техническое творчество Французско-русский онлайновый словарь Lingvo В словарях нет определения инновации, которое дал Генри Форд, зато есть фордизм, который объясняется как система капиталистической организации поточно-массового производства, основанная на применении стандартизации, типизации, конвейеризации производственных процессов, позволяющих предпринимателю повышать производительность труда путем его предельной интенсификации
Советский энциклопедический словарь. М. 1979. с. 1435 Под инновацией Генри Форд понимает такой принцип работы, когда тяжелые работы ложатся на плечи машин, жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют обязательный параметры производственной среды, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим операциям
Генри Форд. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 8-9 В моем понимании инновация объект, внедренный в жизнедеятельность человека или в процесс производства организации, полученный путем научных исследований и приводящий к более эффективному удовлетворению потребностей и использованию ресурсов, приносящий бОльшую прибыль Козькина И. А студентка 440 группы СГУ 3. Инновации
Генри Форда Книга Генри Форда Сегодня и завтра была написано давно, следовательно большинство информации, которая представлена там, как новая, то есть инновационная сегодня навряд ли может быть названа таковой. Акцент при написании данной работы будет делаться на то время и все инновации будут рассматриваться с точки зрения времени, в которое жил и работал Генри Форд первый. На протяжении всей книги Генри Форд уделяет огромное внимание одной из инноваций.
Действительно, для времени, в которое жил Форд такой подход можно назвать инновационным. Итак, заключается он в следующем Правильное ведение дел заключается в том, чтобы сообразоваться с благосостоянием тех и оказывать услуги тем, которые с самого начала верили в мощь промышленности, т.е. публике. Если издержки производства можно уменьшить, то пусть выгоды от этого перейдут к публике. Если повышаются прибыли, то пусть публика участвует в прибылях, платя за товары более низкие цены.
Если можно улучшить товар, то пусть он будет улучшен, чего бы это ни стоило, потому что капитал предприятию доставила публика. Такова правильная политика она в то же время наиболее выгодна, ибо лучшим компаньоном для предприятия является тот народ, который оно обслуживает. Содействие публики гораздо более надежно, более продолжительно и более выгодно, чем помощь, получаемая от богатого деньгами компаньона. Организация промышленности, исходящая из принципа наилучшего обслуживания
народа, не мешает извлечению выгод. Мир в целом гораздо беднее, чем он должен был бы быть, только потому, что он стремятся лишь получать и не понял практической важности закона обслуживания публики и увеличения предприятия Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 56 Генри Форд ввел множество инноваций которые по праву можно было назвать инновациями в то время. Среди них новый способ экономии стекла, производство льна, экономия дерева путем использования
соломы, использование искусственной кожи, способ увеличения прочности стали, замена газа электричеством, создание заводов в деревне и наем рабочих, живущих поблизости, создание школ гигиены и госпиталей и многое другое. Начнем по порядку. Стекло. Эксперты по части стекольной промышленности уверяли, что попытки производить зеркальное стекло непрерывной широкой лентой делались, но оказались неосуществимыми. Тогда Генри Форд поручил задачу людям, никогда ранее не занимавшимся стекольным производством.
Они начали производить эксперименты. Они встретились со всеми затруднениями, о которых им говорили, и еще с целым рядом других, не предусмотренных, но, в конце концов, они добились своего. В итоге, на вырабатываемом стекле они сберегали около 3 млн. в год Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 74. Новый метод предполагает, что после стекло после ряда процедур совершенно закончено и отполировано.
В течение всего процесса производства его ни разу не коснулась человеческая рука. Лен. Употребляя ежедневно более 200 тыс. ярдов хлопчатобумажной ткани и более 25 тыс. ярдов шерстяных тканей, Генри Форд начал экспериментировать в области текстильного производства. Он стремился найти способ, который мог бы избавить от колебаний хлопкового рынка и дал бы возможность получать нужные ткани по более дешевой цене. Они начали сначала и отвели под лен около 600 акров.
Они пахали и обрабатывали почву машинами, сеяли машинами, жали машинами, сушили и молотили машинами и, наконец, стали очищать волокно машинами. До сих пор этого никому не удавалось сделать. При новом методе все дорогие ручные операции были устранены. После того как лен сжат, стебли оставляли на земле на несколько недель, затем их собирали в кучи, как собирается сено. Вместо того чтобы сушить лен на солнце, его на конвейере проводили через печь конвейер
относит высушенный лен в очистительную машину, которая и является сущностью инновационного процесса, ибо она совершенно устраняет старые методы ручной трепки. Очистительная машина имеет шесть подразделений, двигающихся с различными скоростями. В результате эта машина механически отбирает все семена и все деревянистые части стебля и дает нам волокно, часть которого представляет из себя волокно для тканей, а часть - пеньку.
Новый процесс достигает экономии труда и экономии материала Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 80. Льняное производство Генри Форд считает одним из самых важных наших экспериментов потому, что оно не только дает возможность вырабатывать лучший продукт, чем производили до сих пор, но и откроет для фермера новую выгодную культуру. Дерево. В начале производства и долгое время спустя на заводах
Генри Форда употребляли для выработки рулей дерево. Это было весьма убыточным, ибо пользоваться можно было только наилучшими сортами дерева, и никакую поделочную работу по дереву нельзя выполнять с абсолютной точностью. В то же самое время на Дирборнской ферме имелось много соломы, которая ни на что не шла или продавалась за бесценок. Из этой соломы стали изготовлять особое вещество, которое назвали фордитом и которое по
внешности походит на твердую резину. Оправа руля и около 45 частей экипажа, связанные с функционированием электрического оборудования, стали изготавливаться из этой самой соломы. Этим способом экономится почти половина стоимости дерева и сохраняется дерево Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 84-85 Этот способ можно вполне назвать инновационным.
Кожа. Инновационный подход Генри Форда заключается в том, что он начал применять искусственную кожу при производстве своих автомобилей. Служащие потратили немало усилий, чтобы изобрести вполне удовлетворительную искусственную кожу. Опыты отняли у них от пяти до шести лет. Сначала им надо было найти подходящую смесь для лакирования ткани, являющейся основой кожи, а затем добиться того, чтобы процесс выработки происходил непрерывно.
Собственное производство кожи делает компанию не только независимой от рынка в этом заключалась первоначальная цель, но и сберегает более двенадцати тысяч долларов в день. Центробежная закалочная машина. В Форд Моторс Компани предложили одному молодому человеку изучить и усовершенствовать все операции, связанные с закалкой стали. Он экспериментировал в течение года-двух, и затем добился успешных результатов.
Он не только уменьшил число людей, занятых на этой работе, но и изобрел центробежную закалочную машину, при которой остывание прямых частей происходит равномерно. Благодаря этому они не деформируются, и выпрямлять их не приходится. Разные инновации. Одним из самых крупных усовершенствований была замена газовой печи электрической. Также было изучено изготовление электрических батарей и спустя некоторое время компания оказалась в
состоянии производить батареи дешевле, чем они обходились ей при покупке Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 87. Последующее, о чем нужно сказать это об употреблении заклепок вместо винтов для соединения отдельных частей. Заклепки дают лучшие результаты нежели винты, они дают большую прочность, и их широко стали применять, когда открыли собственное производство заклепок.
После этого расход заклепок стал равен 3 млн. каждый день. Также инновационным подходом можно назвать идею о строительстве бумажного завода. На заводе доказали, что твердая древесина также может утилизироваться Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 113 Транспортные расходы и задержки в работе исключены благодаря размещению трех отделочных цехов непосредственно
возле литейной Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 94. Иогансеновские комбинированные измерители. Иогансеновские комбинированные измерители представляют из себя прямоугольные формы, сделанные из закаленной и отшлифованной инструментальной стали. Их поверхности абсолютно плоски и параллельны друг другу это их свойство является замечательным механическим достижением, ибо производство стальных поверхностей,
совершенно параллельных друг другу, всеми считается чрезвычайно трудной проблемой Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 101. Инновация заключается в следующем были выработаны такие прямоугольники, которые разнились друг от друга на одну миллионную дюйма. Разница эта настолько мала, что на нее влияет даже теплота тела экспериментатора, находящегося на расстоянии нескольких футов от инструмента.
Этот прибор - единственный в мире Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 102. Стандарты фордовских машин. Инновационным подходом можно считать серию книг, озаглавленную Стандарты фордовских машин, которая содержит все необходимые сведения и дает полную историю стандартизирования во всех его разветвлениях и вплоть до малейших деталей.
Книги эти сберегли тысячи долларов при обучении новых работников, но главная их ценность заключается в том, что с помощью их удается поддерживать однородность работы во всей организации Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 104 Есть несколько способов, предложенных Генри Фордом, которые тоже можно отнести к инновационным. К ним относятся 1 крепость и легкость, 2 экономность производства,
3 внешний вид Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 105 Отбросы. Выяснив, что при покупке стандартизированных пластинок и брусьев не только платили за разрезание их и за отбросы, получавшиеся на сталелитейном заводе, но и теряли ценные металлы, потому что получали из данного количества стали меньшее число частей и увеличивали отбросы, получавшиеся на собственном предприятии. Таким образом, непроизводительные затраты оказывались на каждом шагу.
Новый метод помогает избегать получения отбросов и стружек, а не заниматься их переплавкой. Так, например, старые стальные железнодорожные рельсы раньше считали отбросами, подлежащими переплавке. Затем их начали прокатывать через вал, отделяющий верхнюю и нижнюю части таким образом получаются великолепные стальные брусья, которые можно употребить для самых различных целей Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с.
111 Влажный процесс. Превращение доменного шлака в цемент общеизвестно. В Форд Мотор Компани старались избежать пыли, столь обильной на обычных цементных заводах, и потому изобрели новый процесс, известный под именем влажного. Этот процесс впоследствии начали вводить и другие американские цементные фабриканты. Когда расплавленный шлак выливается из доменной печи, его обдают потоком холодной воды, благодаря чему
получаются зерна, по величине равняющиеся приблизительно кристаллам необработанной соли. Сырая масса, в которой сырой шлак составляет обычно от 10 до 20, а иногда и до 40, передается насосом в 1300 футов длиной на цементный завод. Там он поступает в движущиеся элеваторы, где удаляется вся вода. Таким образом, в расположенные на самом верху конвейеры он поступает в сухом виде Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с.
114 Для удаления доменной пыли газ очищается и фильтруется, и часть его утилизируется для предварительного нагревания доменной печи. Остальное переводится по трубам на силовую станцию, для которой он служит главным отоплением. Доменная пыль также утилизируется Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 122 Склады. В Форд Мотор Компании нет ни одного склада.
Это инновационный подход, поскольку крупные предприятия как правило имеют большое количество складов. Форд рассуждает так Иметь на руках вдвое больше материала, чем нужно, т.е. вдвое больше накопленного человеческого труда, чем нужно, совершенно то же самое, что нанимать двух рабочих для выполнения работы, которую мог бы сделать один. Нанимать двух людей, когда можно ограничиться одним, преступление против общества Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика.
1992. с. 127 Время. Потеря времени совершается легче всего и возмещается труднее всего, ибо потерянное время не валяется на полу, подобно прочему зря истраченному материалу. Генри Форд время расценивает совершенно так же, как человеческая энергия. Если бы закупали больше материала, чем нужно для производства, то это значило бы, что держат на складах человеческую энергию и этим уменьшают ее ценность.
Сборочная мастерская. Был разработан новый тип сборочной мастерской. Для этой мастерской необходимо одноэтажное здание с рядами конвейеров, расположенных так, что ручная переноска фактически устраняется. Новый одноэтажный тип здания достигает наибольших результатов, ибо продукция при этом значительно увеличивается без применения добавочного труда. Расположение нового завода определяется главным образом стоимостью энергии и той ценой, по которой
он может производить и перевозить товары на определенную территорию. Экономия во фрахте на какую-нибудь одну долю цента на часть нередко решает вопрос о месте завода. Новый метод распилки. В январе 1924г. мы ввели новый метод распилки, побивши все предыдущие рекорды по части экономии. При новой системе количество получаемых отбросов свелось к ничтожной величине. Метод этот состоит в том, что деревянные части автомобиля выпиливаются непосредственно из невыровненных
досок, полученных при первоначальной распилке бревна. По новой системе бревно распиливается на параллельные доски, на которых оставляется кора. Затем доска переносится на особый станок, где подгоняют к определенным размерам. Таким образом утилизируется почти вся древесина, и отбросов оказывается чрезвычайно мало. Деревня. При целесообразной организации промышленность может позаботиться и о своих интересах, и об
интересах всех связанных с ней людей. Крупные предприятия нельзя концентрировать в одном месте, так как этому, не говоря уже об остальных факторах, препятствуют крупные транспортные издержки. Крупное предприятие работает на далекие рынки, а в наши дни перевозить на далекое расстояние тяжелые продукты, все равно в необработанном ли или в законченном виде, оказывается невыгодным. Нет никаких оснований строить завод в крупном городе или поблизости от рабочего рынка.
Компания Генри Форда явилась инноватором и первым начал эксперименты по части перенесения промышленности в деревню. Важной особенностью является то, что все рабочие живут на расстоянии нескольких миль от завода и приезжают на работу в автомобилях. Многие из них владеют собственными фермами или домами. Вся местность совершенно изменилась. Дома, которые не стоило красить, мы разрушили и заменили хорошими зданиями с ваннами мы проложили удобные тротуары и мощеные дороги, осветили улицы, построили рекреационный
зал и вообще постарались превратить поселки шахтеров в первоклассные маленькие городки, удобные для жизни Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 181 Благодаря увеличившейся покупательной силе населения магазины стали больше и лучше, внешний вид улиц улучшился, и весь город зажил по-новому. Это неизбежное следствие высокой заработной платы. На завод принимают только тех, которые живут на 9-верстном радиусе от завода, хотя в исключительных
случаях принимают рабочих и из более далеких местностей. Замужних женщин принимают только в том случае, если их мужья неспособны к работе, и оказывают предпочтение более старым женщинам перед молодыми, потому что им труднее получить работу Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 155 Все рабочие живут на фермах и в деревнях, некоторые из них владеют фермами, остальные - огородами.
Ни на одном из заводов нет ни контор, ни особого письмоводительского штата. Все это оказывается ненужным, и отсутствие этого аппарата ведет к уменьшению издержек Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 157 Правильная цена. Правильная цена - это есть не та цена, которую может выдержать рынок. Справедливая заработная плата не есть наинизшая сумма, за которую человек соглашается работать.
Правильная цена есть наинизшая цена, за которую можно постоянно продавать продукт, а справедливая заработная плата есть наивысшая заработная плата, какую может постоянно платить предприниматель. Здесь-то и выступает на сцену изобретательность предпринимателя. Он должен создать покупателя, и если предприятие его вырабатывает предмет непосредственного потребления, то его собственные рабочие должны быть его лучшими покупателями.
Заработная плата. До сих пор к промышленности еще никогда не подходили с точки зрения высокой заработной платы, Предприниматель, дающий своим рабочим минимум за их труд и публике - минимум за получаемые от нее деньги, во всех отношениях похож на того каменщика, который кладет только половину требуемого количества кирпичей Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 169 Сокращая заработную плату, предприниматель сокращает число своих собственных клиентов.
Если предприниматель не уделяет часть своих доходов людям, создающим эти доходы, то очень быстро ему уже нечего будет и делить. Вот почему Форд считает, что принцип хорошего ведения дел заключается в том, чтобы всегда повышать заработную плату и никогда не понижать ее. Потому что Форд желает иметь много покупателей Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с.
166 Магазины. На мой взгляд Форд Моторс Компании явилась инноватором в плане того, что они завели в магазины, так как с рабочих завода лавочники брали несоразмерные цены, и хорошая заработная плата оказывалась бесполезной, так как рабочие не могли получить товары по их настоящей стоимости. Сначала завели мелочные лавки и аптекарские магазины, но затем появились и мясные лавки, лавки для продажи одежды и обуви и лавки, продающие топливо.
Участие рабочих в прибылях. Рабочим предоставляется возможность участия в прибылях. Стремление вкладывать свои сбережения в предприятие совершенно правильно, и одним из величайших недостатков нашей цивилизации является то, что рабочий не может вкладывать своих денег в предприятие, в котором он работает, между тем как это не только дало бы ему добавочный доход, но и повысило бы его интерес к работе Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика.
1992. с. 212 Этот подход был инновационным в то время, сейчас многие предприятия применяют практику участия рабочих в прибыли. Проблема участия рабочих в прибылях предприятия представляет немало затруднений. Генри Форд изобрел план особых инвестиционных сертификатов, который, по-видимому, оказался практически целесообразным. Выпускаемые сертификаты равняются каждый 100 дол. и не могут быть продаваемы или передаваемы другим лицам. Рабочие оплачивают их частями и получают по ним 6, причем, однако, норма эта может быть
повышена по решению Совета Директоров. Иногда Совет доводил высоту процента до 14. Занятие для рабочих. Генри Форд ввел практику занятости рабочих. Суть заключается в следующем Для некоторых из рабочих, оказавшихся временно излишними, на заводе находят работу по очистке шахт и поселков других посылают на Фордзон и обеспечивают их работой до тех пор, пока шахты не заработают полным ходом.
На предприятии Генри Форда никакой рабочий не считает себя прикрепленным к определенному роду труда как только возникает в этом необходимость, он готов взяться за любую работу, о которой раньше он может быть никогда не слыхал Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 182 Кокс. После того, как поставили крупные опыты, пришли к заключению, что не только уголь может дважды утилизироваться, но и что кокс можно с выгодой продавать нашим служащим
по значительно более низким ценам, чем на рынке. Когда все крупные заводы станут сами коксовать свой уголь и таким образом будут его использовать вдвойне, получится экономия и в других отношениях. Драгоценное сырье не будет зря растрачиваться. С помощью таких методов национальная промышленность будет оказывать еще большие услуги обществу. Наши крупные заводы могут стать предприятиями общественного значения в гораздо более широком смысле, чем когда-либо раньше
Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 187 Обучение. На предприятии Генри Форда считают, что человек, прежде всего, должен научиться зарабатывать средства к жизни и что образование, не помогающее ему в этом отношении, бесполезно Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 188 Там воспитывают подростков и взрослых, стремясь привить им навыки и идеи фордовских предприятий.
Ремесленную школу имени Генри Форда основали в октябре 1915г. в нее принимают в нее сирот, сыновей вдов и других мальчиков, которые не могли ни изучить ремесло, ни получить образования, потому что все их заработки шли на содержание семьи. Это подход не только гуманный, но и инновационный. Форд создал план такой школы, которая не только окупала бы сама себя, но и в которой учащиеся могли бы получать такой же, если не больший заработок, какой они получали бы в любом ремесле, не открывающем
перед ними никакого будущего Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 190 Надо заметить, что мальчиков принимают в эту школу вне зависимости от степени их одаренности. В школу принимаются такие, которые нуждаются в средствах и в жизненных шансах Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 192 Задача Форда была не в рекордах, а в том, чтобы помочь тем, кто более всего нуждается в помощи.
Средний заработок учеников, окончивших школу четыре года назад, составляет от 8 до 9 дол. в день или приблизительно 2500 дол. в год. Такой заработок значительно выше, чем средний заработок студентов, окончивших колледжи. Также открыли школу учеников, в которую принимались мужчины между 18 и 30 годами и где они становились так называемыми инструментальными мастерами. Курс продолжается 3 года, и в школе может обучаться всякий, работающий на заводе и не достигший 30
лет. Эта школа также организована по принципу самоокупаемости Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 194 Третьим отделом воспитательной работы является так называемая школа обслуживания. Она ставит своей задачей отчасти подготовку рожденных за границей учеников к работе в заграничных отделениях, главным же образом пропаганду фордовских методов производства.
У Форда нет заводских тайн. Если его методами пожелает воспользоваться какой-нибудь другой предприниматель, то ему предоставят такую возможность. Это Форд считает своей обязанностью. Благотворительность. Генри Форд тщательно избегает всего, что можно назвать благотворительностью. Он готов помочь людям, но он это не называет благотворительностью. Он устроил госпиталь и сделал это так, чтобы он не подрывал чувства самоуважения в своих пациентах
и в то же время окупал себя Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 197 Сиделки сначала брались из числа окончивших больничные курсы, и все время работали только на госпиталь. Они получали плату, обычную на фордовских предприятиях минимум шесть долларов в день за восьмичасовую работу. Затем организовали подготовительные курсы для сиделок, построив общежитие для сиделок имени Клары Форд и школу гигиены и ухода за больными имени
Генри Форда. Инновацией можно считать и то, что вся обстановка спален рассчитана так, чтобы сиделки после ухода из госпиталя и из классов чувствовали себя в совсем другой атмосфере. По отношению к сиделкам проводится та же политика, как и по отношению к рабочим и должностным лицам предприятий хорошее жалованье, короткий рабочий день, все удобства для труда и много работы. Обычно в госпиталях все обстоит совсем иначе. Но Генри
Форд считает что самоуважение одно из условий здоровья Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 200 Железная дорога. В области инноваций на железных дорогах, Генри Форд тоже сделал некоторый вклад. На Фордзоне был изобретен особый аппарат, которым чистят локомотивы. Этот аппарат заменяет трех рабочих и выполняет работу на 2,5 часа быстрее, чем было до этого
Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 208 Возраст рабочих. На предприятиях Форда возраст не имеет никакого значения. Им нужны наилучшие элементы, а до их возраста нет дела. Принципы. Постоянное изменение методов объясняется не тем, что Форд любит перемены ради перемен, а тем, что фирма всегда стремится понизить цены и повысить качество,
а это, конечно, вынуждает все к новым и новым усовершенствованиям Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. с. 233 Форд начинал изготавливать ту или иную часть или овладевал источником сырья только в том случае, если этим оказывал услугу обществу. Они никогда не производят ради производства. Решающим обстоятельством является не метод, а преследуемая цель.
Но если предприниматель хочет получить максимальную прибыль и не думает об услугах обществу, то в таком случае его дело не есть предприятие, и к нему неприложимы никакие деловые принципы. Нас должна беспокоить не конкуренция, а плохое ведение дела. Если мы выполняем свое дело наилучшим известным нам способом, т.е. если мы искренне стараемся обслуживать общество, то нам нечего беспокоиться относительно остального.
Будущее само о себе позаботится. Заключение Прочитав книгу Генри Форда Сегодня и завтра, мы рассмотрели множество примеров введения инноваций. Генри Форда можно назвать человеком, который не боится экспериментировать, и всегда идет вперед и добивается своей цели. Недаром, Генри Форд признан лучшим бизнесменом ХХ века. Большинство американцев считают, что Генри
Форд изобрел автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрел конвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность
в менеджере. XX век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века. Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем 1 млрд. 36 миллиардов в сегодняшних долларах, его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей
Форд-Т, конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс синих воротничков. Его рабочие копили деньги, чтобы купить свой автомобиль - Форд-Т. Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса. В книге Сегодня и завтра не описано основное достижение
Форда конвейер, поэтому я считаю целесообразным, сказать несколько слов и об этом. В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль подсчитал
Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля.
В 1914 ввел самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек.
Повышенная зарплата в 5 долларов не была гарантирована каждому рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. В заключение можно сказать пару слов о сегодняшнем состоянии компании, некогда основанной Генри Фордом I. Форд мотор до сих пор принадлежит наследникам основателя. Но Форды больше не управляют компанией - дела вершат наемные менеджеры.
Эдсел, сын Генри II, не сменил его в президентском кресле он занимается маркетингом и рекламой и очень доволен своей судьбой. Внука Генри II по настоянию родных назвали Генри III, но родители предпочитают ласковое прозвище Малыш. Он еще не умеет читать и не знает, что его фамилия написана на десятках миллионов машин Источник информации httpwww.peoples.ruundertakeautoford .
Список литературы 1. Кобрин Ю. Инновации условие конкурентоспособности. Экономист. 2004. 12. с. 23-29. 2. Новиков Ю. С. Инновационный менеджмент. Сыктывкар, ИУМС. 2005. 170 с. 3. Форд Г. Сегодня и завтра. М. Финансы и статистика. 1992. 240 с. 4. Энциклопедический ресурс www.rubricon.com Энциклопедия российско-американских отношений, Англо-русский лингвострановедческий словарь
Американа, Большая советская энциклопедия 5. httpweb-bazar.narod.ru 6. httpwww.peoples.ruundertakeautoford
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |