ПЛАН: Введение 1. Сущность и типология конфликтов 2. Характеристика стресса 3. Конфликтоустойчивость личности как фактор противостояния стрессам 4. Индивидуальный стиль поведения в конфликте 5. Стрессоустойчивость менеджера Заключение Список литературы . ВВЕДЕНИЕ Конфликты на уровне организаций нередко оказывают оп¬ределяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллек¬тивы
и даже приводить к их распаду. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведе¬ния в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку это является важным условием гармони¬зации человеческих отношений. Особенно важна конфликтология для руководителей, административно-управленческого персонала, педагогов, так как руководство людьми, работа с ними изобилуют конфликтными ситуациями. По данным социологических исследований, деятельность руководителя примерно на одну четверть связана
с разрешением конфликтов. По итогам XX в. Россия скорее всего явля¬ется бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушитель¬ным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управ¬лять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого.
Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. .1. Сущность и типология конфликтов Конфликт – сложное социальное и психологическое явление. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта.
При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в не живой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объекту. Другой поход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей (Анцупов А.Я Шипилов А.И.). Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разре¬шения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возни¬кают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешает¬ся
путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются до¬вольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкнове¬ния. Она — в противодействии субъектов конфликта в целом. Таким образом, под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противо¬речий, возникающих в процессе социального взаимодействия, за¬ключающийся в противодействии субъектов
конфликта и сопро¬вождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, дея¬тельности.
Противодействие заключается в общении или дейст¬виях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выра¬женное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречи¬вые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Наиболее значимы два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и со¬циальные)
и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность - группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. К.Боулинг, не ограничившись делением на две группы, указывает на шесть типов социальных конфликтов: • Действительные конфликты (существующие объективно в определённой социальной подсистеме); •
Случайные конфликты (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызвавший конфликт); • Заместительные конфликты (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов); • Конфликты, основанные на плохом знании (являющиеся результатом неумелого управления); • Скрытые, латентные конфликты (участники по различным причинам не могут перейти к открытой борьбе); • Фальшивые конфликты (не имеющие объективных основ, базирующиеся на субъективных факторах).
Кармина А.С. предлагает следующую типологию конфликтов: • Внутриличностные; • Межличностные; • Групповые; • Конфликты в организациях; • Межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные). Данная типология, как и всякая попытка расчленить социальные явления – условна, так как в реальной жизни всё взаимосвязано. 2. Характеристика стресса
Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникаю¬щее в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологиче¬ский стресс и психологический. Последний бывает информацион¬ным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией чело¬века на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причи¬ной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с
тем, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и ё проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс не¬редко бывает следствием и причиной внутриличностного конфлик¬та. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) яв¬ляется важнейшим условием профилактики социальных
и внутриличностных конфликтов. Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию. Трудность — понятие субъективное, то, что трудно для одного человека, может быть легким для другого. Ситуация, трудная для человека сейчас, может стать обычной через минуту, достаточно изменить ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что часто будешь находиться в стрес¬се из-за непосильности выполнения намеченных задач.
Наполе¬оновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сокра¬тив план, можно сразу уменьшить стресс. Люди часто сами соз¬дают себе трудности. Состояние стресса оказывает существенное влияние на по¬ведение человека в конфликтах. К числу психологических факторов, влияющих на нормализацию стресса, можно от¬нести: понимание того, что основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими; согласие
с тем, что все будет так, как надо, даже если будет по-другому; уменьшение объема и значимости информации, перерабатываемой мозгом в течение суток; оптимизация уровня притязаний; изменение отношения к ситуации, если мы не можем изменить саму ситуацию; уменьшение по¬требности во внешних оценках и зависимости от них, ориен¬тация в самооценке на общечеловеческие законы добра и порядочности; понимание того, что сотни миллионов людей на Земле живут гораздо хуже нас. Расширение пространственных, временных, вероятностных
и содержательных границ мировосприятия способствует профилактике стресса, помогает человеку гораздо более глубоко понять смысл бытия и своего места в нем. Еже¬дневные мысленные прогулки в пространстве путем наблю¬дения Луны, планет, Солнца, звезд, а также во времени по¬могают заметно повысить устойчивость к стрессу и кон¬фликтам. Понимание того, что мир бесконечно разнообра¬зен, и поэтому нужно хотя бы психологически
быть готовым к самым невероятным вариантам развития событий, также снижает стресс. Постоянное стремление более глубоко про¬никнуть в суть вещей дает возможность объяснять и прогно¬зировать события, уменьшает вероятность стрессовых и конфликтных реакций. Психологическая устойчивость (конфликтоустойчивость и стрессоустойчивость) человека во многом зависит от состояния его здоровья. Обеспечение здорового сна, очищение потребляемой воды, воздуха, регулярные
и раз¬нообразные физические нагрузки, естественная среда оби¬тания, полноценный отдых на дикой природе, правильное питание, периодическое комплексное очищение организма от шлаков быстро и радикально восстанавливают здоровье. 3. Конфликтоустойчивость личности как фактор противостояния стрессам Конфликтоустойчивость – это специфическое проявление психоло¬гической устойчивости. Она рассматрива¬ется как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях
социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты. Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодейст¬вия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной
ситуации. Заключается в уме¬нии управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем. Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соот¬ветствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному кон¬тролю и управлению собой, своим
поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулиро¬вать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуа¬ции. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль. Познавательный компонент — это устойчивость функциони¬рования познавательных процессов личности, невосприимчи¬вость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации;
анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппо¬нента, а также своего поведения; умение дать объективную оцен¬ку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные послед¬ствия; способность быстро принимать правильные решения; спо¬собность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.
Мотивационный компонент — состояние внутренних побу¬дительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил. Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации.
Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушения координаций и скованности движений. Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивное разрешение конфликта.
4.Индивидуальный стиль поведения в конфликте Индивидуальный стиль поведения человека в конфликтной ситуации – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых и неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или на выход из него и обусловленных разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Анализ исследований по психологии конфликта позволяет выде¬лить стили или стратегии конфликтного поведения: •соперничающая — навязывание другой стороне выгод¬ного для
себя решения; • проблемно-решающая — поиск решения, которое удов¬летворяет обе стороны; •уступающая — снижение своих запросов, в результате частичная неудовлетворенность исходом конфликта; •избегающая — уход из ситуации конфликта (физиче¬ский или психологический); •бездействие - нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению. Существуют разные точки зрения по поводу того, на¬сколько резко человек может менять свое поведение
в кон¬фликте (или, в другой формулировке, представляют ли стили поведения стабильную характеристику личности). Некоторые считают, что выбираемая стратегия — это относительно стабильный аспект личности, то есть суще¬ствуют личности, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или соперничающую стратегию. Доказано, что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значите¬льно меняться. В отношении же основной массы людей, успешно адаптирующихся в обществе, стратегии лучше рассмат¬ривать
всего лишь как специфические типы поведения, то есть стратегия соотносится с категориями поведения, а не с типом личности. Такое представление позволяет учитывать изменения поведения в зависимости от ситуа¬ции, создает основу для адекватного поведения в конф¬ликте и вообще дает основание более оптимистично оценивать перспективы разрешения конфликта самой лич¬ностью. 5. Стрессоустойчивость менеджера Менеджер, может быть, как никто другой (если принять во внимание особенности
его профессии), должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивиду¬альных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепле¬ния здоровья, придерживаться в дальнейшем одного непременного усло¬вия - регулярности занятий. Стрессоустойчивость является одним из важнейших профессиональ¬но значительных качеств менеджера.
Поэтому поддержание психическо¬го здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера поль¬зоваться приемами психической саморегуляции. В репертуаре совре¬менных техник психической саморегуляции, применяемых в том числе и при профессиональной подготовке менеджеров, немало методических приемов и процедур, основанных на древнеиндийской системе йога, в которой накоплены богатейшие знания относительно развития и совер¬шенствования природных сил
организма, психических возможностей человека. Например, как показывает практика, хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упраж¬нений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психиче¬ских нагрузок. В частности, в качестве метода расслабления широкую известность и распространение в наше время получила аутогенная тре¬нировка. В целом этот метод таит в себе возможности совершенствования личности, развития психических процессов
(например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психиче¬ского здоровья менеджеров предоставляют специальные психологиче¬ские тренинги. Распространенность духовных ценностей (дзэн-буддизм, йога и др.) в деловой этике и в принципе роль духовного начала в обу¬чении управлению - это явления, характерные пока только для Японии. Метод "дзэн", позволяющий активизировать резервы человеческой пси¬хики,
все шире практикуется в этой стране для стимулирования творче¬ской энергии менеджеров. Уже сегодня в Японии ведется целена¬правленная работа по подготовке менеджеров XXI в. И одно из основ¬ных требований к ним - обладать выносливостью, быть крепким и здо¬ровым. .ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессия менеджера неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка в желающих попробовать в ней свои силы. По рейтинговым оценкам западных социологов, она, как правило, входит в
десятку наиболее престижных профессий в современном мире. Однако дуть к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значи¬тельными нервно-психическими затратами. Значение специалиста, достигшего в этой области профессиональных высот, трудно переоценить. Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится менеджер, чтобы последний как можно
полнее и дольше воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним задач. Од¬нако вопрос о профессиональном долголетии менеджера, его физиче¬ском и психическом здоровье, скорее вскользь упоминается в литературе по психологии менеджмента, чем содержательно обсуждается. Таким образом, с одной стороны, уже пришло понимание важности этой про¬блемы, а с другой - пока еще не приходится говорить о целенаправлен¬ных исследованиях в этом направлении.
Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о спо¬собах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты дос¬таточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в кон¬фликтах можно лишь опытным путем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анцупов А.Я Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити-Дана, 2004. 2. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005. 3. Галькович Р.С Набоков В.И. Менеджмент и менеджер. – Пермь: Дело, 2006. 4. Джордж М. Искусство релаксации: снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь.
– М.: АСТ, 2002. 5. Зигерт В Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 2000. 6. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб.: Питер, 2002. 7. Съедин С.И. Основы управления. – М.: Дело, 2004. Чернышев В.Н. Человек и персонал в управ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |