Введение | 2 |
Формы и | 3 |
Центральные | 10 |
Банк Англии | 10 |
Федеральная резервная система США | 12 |
Банк Франции | 16 |
Банк Японии | 20 |
Центральный | 21 |
Заключение | 24 |
Список | 25 |
На ранних стадиях
развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между
центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали
выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития
кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в
немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право
выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием
коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего
кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем стал называться центральным банком, что
соответствовало его главенствующему положению.
Первые центральные банки
возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных банков — Шведский
Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится
лишь к концу XIX - началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как
акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран
функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.
О формах и функциях
современных центральных банков рассказывается в настоящей работе.
Исторически существовали
два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в
результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в
странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине
XIX – начале
XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в
1848 г., Банк Испании – в 1874 г.
В эпоху
государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс
национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных.
Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг.
и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического
регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г.
– Банк Японии, в 1946 г. – Банк Англии и Банк Франции.
Другие банки (федеральные
банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских
государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.
После второй мировой войны
были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.)
и Австрии – Резервный банк Австрии (1960 г.).
С точки зрения
собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
·
Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так,
100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ,
Франции, России, Дании и Нидерландах;
·
Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков
находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального
банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
·
Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45%
частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).
Некоторые центральные банки
были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие
создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании,
Франции).
В современных условиях в
большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными,
даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например,
государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка,
55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.
Доля собственности
государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором,
определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени
зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.
Наиболее независимыми от
государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал
федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ –
государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале
центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например,
центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых
компаний, является более зависимым от государственных органов.
Вторым фактором,
определяющим независимость центрального банка от государства, является
процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку
центральные банки можно сгруппировать по странам.
Первая группа – страны, в
которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората)
назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур.
К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ,
Швейцария, Япония.
Ко второй группе
принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом
управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен
быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.
К третьей группе относятся
Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе
кандидатур, предложенных центральным банком.
В большинстве промышленно
развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее
установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии,
Франции, России, которые более зависимы от государства.
Третьим фактором,
отражающим независимость центрального банка, является степень подробности
определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим
устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка,
во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии,
Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности
отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и
банковской деятельности.
Например, в ФРГ цели и
область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая
формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение
стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном
банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного
обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота.
Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую
политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению
покупательной силы денег.
В таких странах, как США,
Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы
лишь в общих чертах.
Банк Англии представляет
собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном
порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных
традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Четвертым фактором
независимости центрального банка является законодательно установленное право
государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.
Наиболее низкой степенью
независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии.
Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в
законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь
консультантом и должен выполнять решения правительства.
В таких странах, как
Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена
возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.
В Австрии и Дании
законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную
политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с
экономической политикой правительства.
И, наконец, центральные
банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как
в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в
денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной
резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.
Пятый фактор независимости
центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования
правительства.
По этому признаку
независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.
Меньшая степень
независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования
правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.
Третью группу стран
составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует
ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей
степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.
В Великобритании и США
распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального
банка на открытом рынке.
Таким образом, все эти пять
факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в
экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при
помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени
зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе
страны.
Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ
государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи.
Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в
проведении экономической политики правительства. Поэтому особое внимание при
характеристике Центрального банка уделяют зависимости/независимости его от
органов государственной власти.
Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет
любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение
денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование
кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных
институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента
правительства.
Центральные банки осуществляют руководство всей
кредитной системой страны. Они призваны регулировать кредит и денежное
обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса
национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой
активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на
здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента
правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях,
как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика.
Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях
последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику.
Это самая важная его функция.
Как агент правительства в фискальных делах
центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и
фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения
деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени
правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и
управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации,
выплачивает проценты по ним, погашает их).
Центральный банк помогает правительству определить
наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие
характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место,
где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей,
банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии
экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы
быть предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения до
того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит
собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют
собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников
финансовых учреждении.
Центральный банк управляет правительственными
депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все
правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка.
Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный
банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги
(обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные
запасы.
Центральный банк выпускает деньги и распределяет их
между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся
монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их
потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих
банков в центральном банке.
Еще одной обязанностью центрального банка, как
агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной
валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту,
открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента
иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.
Центральный банк также выступает в роли депозитария,
хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить
и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым
учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный
счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран,
а также международным финансовым организациям типа Международного валютного
фонда.
Одна из самых важных задач центрального банка -
управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть,
которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными
облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством,
а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию
государственными корпорациями). Управление государственным долгом должно быть
увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с
фискальной политикой).
Денежно-кредитная
политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок
и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель -
регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного
денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и
безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная
политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии -
кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства),
либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов
- кредитная рестрикция.
Определение
приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей,
которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Банк Англии
- самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце
семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти
обанкротившимся правительством и группой финансистов.
Банковская система Англии 1690-х годов состояла из
кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и
ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В
1688 году закончилась дорогостоящая гражданская война. К власти пришла
политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского
захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и
вскоре Англия развязала полувековую войну.
Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и
в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет.
Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации
после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не
представлялось возможности.
Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин,
с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился
шотландский финансист Вильям Петерсон, предложивший от имени своей финансовой
группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии
со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы
выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка.
Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и
некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой "денежной
фабрики".
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в
настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен,
требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает
необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и
технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и
международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две
группы:
1.
группа - прямые профессиональные
обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и
эмиссионные операции);
2.
группа - контрольные функции, с
помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную
систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
В
этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а
не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие
деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке “
джентльменских соглашений” между этими учреждениями и Банком Англии.
Существует множество функций Банка Англии, но все они
призваны к достижению трех главных целей. Среди них:
1 Поддержка
стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке,
согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной
политики;
2 Обеспечение
стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками
финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
3 Обеспечение
и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри
страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного
финансового центра.
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд
услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других
банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов:
1 Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета
в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в
Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права
превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании,
содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка
Англии). Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка
Англии.
2 Центральные банки других стран имеют счета и держат
золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.
3 Правительство держит счета в Банке Англии, таким
образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды
проходят через счета Банка Англии.
В соответствии с вышесказанным можно выделить первые
три функции Банка Англии:
Другие функции Банка Англии
совпадают с общими функциями центральных банков, описанными выше.
Банк Англии обладает формальной
независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства
Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены
правительства.
Федеральная резервная система
США
В начале ХХ века в США имелось не менее 5 тысяч
эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в
обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из
национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков
(несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами).
Сегодня банковская система США состоит из:
·
Федеральной резервной системы,
выполняющей функции центрального банка страны;
·
Коммерческих банков;
·
Инвестиционных банков;
·
Сберегательных банков;
·
Ссудосберегательных ассоциаций.
Организационная
структура Федеральной резервной системы США:
Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что
для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль,
надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным
правительством, а для другой части – властями отдельных штатов. С учетом
регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:
·
Национальные банки;
·
Банки штатов – члены ФРС;
·
Банки – не члены ФРС, входящие в
Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
·
Банки – не члены ФРС, чьи вклады
не застрахованы в ФКСД.
Национальные банки подчиняются Контролеру денежного
обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех
федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки
штатов – члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы
и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку
они являются членами ФРС и ФКСД. Банки – не члены ФРС с вкладами,
застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также
правилам и инструкциям ФКСД. Банки – не члены ФРС с незастрахованными вкладами
попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки определяют
свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям
штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько
банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они
называются частными).
С самого начала деятельности Федеральной резервной
системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической
и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости, стабильность
покупательной способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными
государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а
затем в Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.
С годами были приняты
поправки к акту о Федеральной резервной системе.
Если говорить кратко, то Федеральная резервная система
стремится проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и
инфляционными процессами по мере их появления. И как кредитор последней
инстанции в критической ситуации она несет ответственность за использование
инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса
ликвидности и финансовой паники.
Поскольку прочная финансовая структура является важной
составной частью эффективной кредитно-денежной политики и растущей и
процветающей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество
контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за
количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг,
регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных
банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых
компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся
членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей
(информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях).
Известно, что США имеют независимый центральный банк.
Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат
ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела
правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно,
и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС,
включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета,
осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и
учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой
политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту
Систему как "независимую внутри правительства".
ФРС
поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства,
определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель
Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с
отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики,
финансов и по другим вопросам.
Центром организации
Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне.
Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики.
Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений
и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области
национального платежного механизма и федерального регулирования
потребительского кредита. Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и
утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета - 14 лет. И семь сроков
организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год.
Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы
Председатель и вице-председатель Совета назначаются
президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно,
если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные
назначения также должны быть утверждены Сенатом
Операции на открытом рынке являются главным
инструментом, используемым ФРС в осуществлении национальной кредитно-денежной
политики. Ответственность за сделки, проводимые ФРС, несет Комитет по
операциям на открытом рынке. Сделки с ценными бумагами правительства и
федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных
учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на
зарубежных рынках иностранных валют. В комитет входят 7 членов Совета
управляющих и президенты 5 резервных банков.
Другие функции ФРС осуществляются через сеть
двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны
филиалы резервных банков.
Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет,
состоящий из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По
закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора
класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе
банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С,
которые тоже представляют общественность.
ФРБ получают прибыль в основном из процентов
соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из
доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по
ссудам депозитным учреждениям.
Большинство стран сегодня имеют центральные банки,
функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый
из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в
зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их
специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль
и степень независимости внутри правительства.
Во Франции процесс образования Центрального банка
проходил следующим образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным в
1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был
переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на
¼ наличными и на ¾ государственными долговыми обязательствами.
Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.
В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный банк
Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован
Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил
исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе
провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После
Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех
важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
В центре кредитной системы
Франции находится Банк Франции, созданный в 1800 году в форме акционерного
общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет после своего образования он
становится центральным государственным банком страны.
Банк Франции имеет право
принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности.
Банк Франции уполномочен
давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он участвует в
подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе
постановлений правительства.
Банк Франции в настоящее
время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных лиц,
в «банк банков». Главными его клиентами являются банки и государство. Несмотря
на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам.
Однако всего несколько Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом
банке, продолжают пользоваться его услугами.
Для современной организации
Банк Франции характерна централизация всей административной власти в руках
управляющего. Он и оба его заместителя назначаются декретом Совета Министров.
Управляющий приносит присягу Президенту республики. По мере необходимости, но
не реже одного раза в год, управляющий представляет президенту отчет об
операциях Банка Франции. Управляющий представляет банк во внешних отношениях и
пользуется исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени
Банк Франции. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и
определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его
заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское
гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые
министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом
Совета Министров, а один ¾
избирается служащими банка на основе тайного голосования.
В компетенцию Генерального
совета входит: рассмотрение общих вопросов управления банка, принятие бюджета и
внесение в него изменений, утверждение балансового бухгалтерского отчета и
другие функции.
Решение Генерального совета
считается принятым, если за него проголосовали не менее 7 членов. Оно
окончательно вступает в силу, если финансовый инспектор не приносит свои
возражения. В противном случае управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение.
Ни одно решение Генерального совета не подлежит исполнению, если оно не
скреплено подписью управляющего.
Изложенные выше процедура
назначения, порядок деятельности и подотчетность основных органов Центрального
банка свидетельствуют об определенной зависимости Банк Франции от исполнительной
власти.
В соответствии с Законом от 3
января 1973 года Банк Франции осуществляет контроль за банковскими операциями с
заграницей. Детальную регламентацию этот контроль получил в декрете № 89-938 от
29 декабря 1989 года. Физические и юридические лица, в чьих интересах
выполняются банковские операции, а также сами кредитные учреждения должны
ежемесячно представлять декларации о проводимых операциях (в частности, об
оплате счетов, зачете обязательных требований и долгов, валютном обмене) на
основе прямых связей с заграницей.
Предприятия и промышленные
объединения, у которых размер расчетных операций с иностранными партнерами
превышает за финансовый год размер, установленный постановлением министра
экономики, финансов и бюджета, должны немедленно поставить в известность об
этом Банк Франции и направить отчет о проведенных операциях.
Физические и юридические
лица, пользующиеся обычным режимом местопребывания во Франции и имеющие ссуды
из иностранных банков, обязаны ежемесячно представлять информацию в Центральный
банк о ходе их погашения.
Банк Франции получил право на
эмиссию денежных знаков в 1838 году. Сначала устанавливались сроки эмиссионного
права, а с 1945 года это право стало бессрочным. Банк Франции ¾ единственный банк страны,
уполномоченный выпускать денежные знаки, являющиеся законными. Банк Франции
выпускает деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения,
преобразуя в наличные созданные этими учреждениями «записанные на счета
центрального банка деньги» в форме вкладов.
Для заморских территорий и
департаментов денежные знаки вводятся их эмиссионными институтами, которые
действуют как банки ¾
корреспонденты Банк Франции.
В отличие от ряда других
стран, где печатание денег отдано в частный сектор, Банк Франции печатает
денежные купюры на подчиненных ему предприятиях.
Ежегодно Банк Франции
эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно такое же количество он изымает
из обращения.
Центральный банк по традиции
является хранителем золото-валютных резервов. В настоящее время официальный
золотой запас выполняет роль резервного актива и своего рода гаранта в
международных расчетах.
На фонд стабилизации валют
возложена задача наблюдения за курсом франка и поддержания, с помощью различных
операций, на валютном рынке определенного соотношения иностранной и
национальной валюты.
Основными методами
денежно-кредитного регулирования экономики Франции со стороны ЦБ являются:
·
учетные операции;
·
операции на открытом рынке;
·
изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в
центральном банке;
·
контроль за кредитами.
Центральный банк принимает
участие в эмиссии казначейских бон, облигаций и иных ценных бумаг. Боны ¾ краткосрочные долговые обязательства
казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух
видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди
населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных учреждений.
Эти боны не материализованы в определенные купюры, а представляют собой
соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных учреждений.
С 1985 года эмитируются также
облигации казначейства. Они выпускаются на срок от 7 до 25 лет и вместе с
бонами являются основными формами займов, предпринимаемых государством для
покрытия своих расходов.
Однако, если распространения
бон и облигаций оказывается недостаточным для получения необходимых денежных
средств, казначейство может прибегнуть к прямым кредитам центрального банка.
Кредиты бывают следующих двух видов:
1.
Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением
за предоставление Банк Франции монопольного права эмиссии денежных знаков.
2.
Временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы,
на основе соответствующего соглашения между управляющим Банк де Франс и
Министром экономики, финансов и бюджета.
Банк Японии
Банк Японии был создан в 1882
году. По своему статусу он не административный орган, а акционерная компания,
55% его капитала принадлежит правительству. С точки зрения правительства
Японии, Центральный банк страны – лишь одно из средств управления экономикой
государства. С его помощью осуществляется кредитно-денежная политика, а
основной функцией является поддержание стабильных цен и финансового рынка.
Структура ЦБ Японии
изображена на рисунке.
Политический совет состоит из 9 членов. Это 6 назначенных
рядовых члена совета, Председатель и 2 его заместителя.
В полномочия политического совета входят:
·
Определение учетной ставки
процента,
·
Изменение процентной ставки по
ссудам,
·
Изменение или аннулирование нормы
обязательных банковских резервов,
·
Определение стратегической линии
контроля над денежным рынком. Применяемые меры контроля – в основном операции
на открытых рынках.
·
Принятие решений по вопросам
валютного контроля,
·
Определение объектов проверки и
принятие решения р сроках ее проведения,
·
Создание, перенос и роспуск
отделений, офисов и почих объектов внутренней структуры Банка.
Решения Политического
совета осуществляются чиновниками-исполнителями.
Деятельность Центрального
Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря
1990 г.
В законе зафиксировано, что
имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности
он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Наряду с этим Банк
представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в
текущей деятельности не зависим от органов государственного управления
экономикой.
Банк России образует единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят
центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие
предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения
безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для
осуществления деятельности банка .
Высшим
органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и
управление Банком России.
Основными целями
деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости
рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к
иностранным валютам;
- развитие и
укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного
обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов
вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности.
Получение прибыли не является целью
деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие
функции:
1) во взаимодействии с
Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором
последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила
осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила
проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
6) осуществляет государственную
регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных
организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за
деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;
10) осуществляет валютное
регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет
валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в
разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и
организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления
указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБР
участвует в разработке экономической политики Правительства Российской
Федерации.
Банк России консультирует
Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных
бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на
состояние банковской системы и приоритетов единой государственной
денежно-кредитной политики.
В феврале этого года Государственная Дума пыталась
принять во втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты
по бюджету и по кредитным организациям смягчили поправки в закон, по
законопроекту ЦБ перестал быть органом государственной власти, а от
Национального банковского совета (НБС) полномочия переходят совету директоров.
НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет
только рассматривать. НБС отдали только утверждение расходов на зарплату,
пенсионное страхование, на капвложения и административно-хозяйственную
деятельность. Но и после этого окончательно утверждать смету будет Совет
директоров. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила
бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в
капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается
проведение самостоятельной курсовой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение банков как важнейшего звена в экономике
существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и
централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить
размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации
банковской деятельности, привело к расширению международных операций,
образованию новых межбанковских объединений как на национальном, так и на
интернациональном уровне.
Законодательство Российской Федерации в настоящее
время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь
Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ
развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для
продолжения усовершенствования банковской системы России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блиндер А.
Теория и практика функционирования центральных банков // Банковское дело. 2000.
№12.
2. Гусейнов
М. Центральный банк Японии // Финансовый бизнес. 2001. №1.
3. Алпатов
С.Б., Антипова О.Н., Ушаков В.А. Реформа системы Немецкого Федерального банка
// Банковское дело. 2000. №11.
4. Федоров
Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых
капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4.
5. Общая
теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
6. Федеральный
закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |