Народный артист России
1916 год. 2 апреля в г. Чите (Забайкалье) в семье Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя Читинской гимназии) и Галины Петровны родился сын Олег, а годом позже второй сын Игорь.
1921 год. Семья по документам ДВР переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца пригласили на работу на КВЖД, сначала преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского Политехнического института.
1932год. Олег окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт, а параллельно в музтехникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году.
Начало 30-х годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно ( в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой, старый юг". Она ошеломила Олега и он сразу понял, что эта музыка не только для ног, но нечто большее. Такое же впечатление она произвела и на его друзей, молодых музыкантов, начавшись уже приобщаться к джазу. Таким же образом напали на след Луи Армстронга и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.
1934 год. Однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема. Оркестр состоял из 9 музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы ( вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано ( Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице( А.Гравис ) и барабаны. Таков был состав биг-бэнда тогда.
1935год. Год завоевания популярности в Харбине. Оркестр играл на балах, вечерах и выступал по местному радио.
1936 год. Оркестр переезжает в город Шанхай ( Китай ) - огромный международный портовый центр. Здесь начинается его профессиональная деятельность. Первое место работы - отель "Янцзы", затем в популярном в городе болл-руме ( танцзале ) "Мажестик". Большой успех ! Появляется известность в городе. В 1937 г. и в 1940 г. оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В оркестре уже 1 1 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: "Песни о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города" А.Вертинского, "Катюша" М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.
1940 год. Вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме "Парамаунт". В оркестре уже 14 человек, где Олег - дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока".
1941 год. Война! Олег поступает во французский Высший Технический Центр и окачивает его в 1944 году как инженер-архитектор. Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах "Лайсеум", "Карлтон" и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия", используя Рахманиновские интонации. Позже пьесу "Мираж" на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз. Возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны.
1947 год. Оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в г.Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Музыканты хотели получить образование. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели "Октябрь" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая на местной почве ( Казань и окрестности) разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в вокальных , так и в инструментальных вариантах и из них составлять программы концертов. Так прошли года учебы и в 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции ( профессор А.С.Леман) и внефакультативно - по симфоническому дирижированию ( профессор И.Шерман ), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.
1956 год. 1-го октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже Росконцерта ) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Записано совместно со студией "Мелодия" помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыка, 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами наших композиторов, так и джазовой классики в аранжировках оркестра. Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Сейчас на этом поприще помимо Олега Лундстрема трудится Николай Панов. Готовится к выпуску еще 5 долгоиграющих дисков.
Оркестр Олега Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67"," Джаз Джембори 72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии, ряд наших международных фестивалей.
Оркестр - кузница молодых кадров Через оркестр прошли известные музыканты: Г.Гаранян, А.Зубов, С.Григорьев, Г.Гольштейн, К.Носов, В.Гуссейнов, А.Фишер, К.Бахолдин, А.Шабашов, В.Назаров, Н.Капустин, В.Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский и многие другие, а также вокалисты: М.Кристалинская, А.Пугачева, И.Понаровская, И.Отиева, Д.Ромашков, В.Ободзинский и другие. Сейчас ведущими солистами являются: Валерий Киселев (альт саксофон), Н.Белан, Н.Панов ( тенор саксофон ), М.Окунь - фортепиано, И.Золотухин - гитара, И.Юрченко, В.Журкин - барабаны. До сих пор в строю один из основателей оркестра дирижер и звукорежиссер Заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков. В составе оркестра также талантливая джазовая вокалистка Светлана Рубинина и вокальный квартет "Москва-транзит" под
руководством Игоря Васина.
Кредо оркестра: глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны.
Олег Леонидович Лундстрем в 1973г. был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР, в 1984г. - Народный артист РСФСР, в 1993 г. - почетной степени Доктора наук Международной академии Сан-Марино.
Сейчас оркестр на подъеме - он готовит цикл концертов под общим названием "История биг-бэнда в джазе", где будет показан путь пройденный джазом от эры свинга до наших дней на образцах международных и наших. Этот цикл оркестр постоянно посвящает 60-летию со дня его основания, которое будет отмечаться в 1984 году.
Дискография:
С-01333-4 | "Экспромт" |
Д-02931-2 | "Мираж" |
СМ-04293-4 | "Хоровод" |
С-60-07077-8 | "Памяти мастеров джаза" |
С-60-08473-4 | |
С-60-18373-4 | "В сочных тонах" |
С-60-18375-6 | "В наше время" |
С-60-21457-8 | "Музыка, любовь моя" |
С-60-23709-10 | "В стиле свинг" |
С-60-24807-8 | "Мы снова вместе" |
Сочинения Олега Лундстрема:
Симфоническая сюита на татарские темы, Симфония До-минор, Соната для виолончели с фортепиано, Две пьесы для скрипки с фортепиано, Вокальный цикл на стихи китайских поэтов. Музыка к драматическим спектаклям.
Ряд инструментальных пьес для джаз-оркестра:
Интерлюдия | соч. | 1945 г |
Мираж | соч. | 1947 г. |
Расцветает сирень | соч. | 1955 г. |
Экспромт (Атом-буги) | соч. | 1957 г. |
Юмореска | соч. | 1958 г. |
Песня без слов | соч. | 1960 г. |
Этюд для оркестра | соч. | 1960 г. |
Пролог | соч. | 1963 г. |
Мы снова вместе | соч. | 1969 г. |
Бухарский орнамент | соч. | 1972 г. |
В горах Грузии | соч. | 1973 г. |
Любви дороги | соч. | 1975 г. |
Спидвей | соч. | 1980 г. |
Легенда о Сююмбеки | соч. | 1981 г. |
Наступил рассвет | соч. | 1984 г. |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |