Реферат по предмету "Биографии"


Юрий Темирканов


Русский дирижёр. Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его отец, Темирканов Хату Сагидович, был начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской автономной республики, дружил с композитором Сергеем Прокофьевым, работавшим во время эвакуации 1941 году в Нальчике. Сюда же была эвакуирована часть труппы знаменитого МХАТа, среди которых были Немирович-Данченко, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, выступавшие в городском театре. Окружение отца и театральная атмосфера стали для будущего музыканта ступенькой в приобщении к высокой культуре.


Первыми учителями Юрия Темирканова были Валерий Федорович Дашков и Трувор Карлович Шейблер. Последний - ученик Глазунова, выпускник Петроградской консерватории, композитор и фольклорист, он в немалой степени способствовал расширению художественного кругозора Юрия. Когда Темирканов окончил школу, было решено, что для него лучше всего будет продолжить занятия в городе на Неве. Так в Нальчике Юрию Хатуевичу Темирканову был предопределен путь в Ленинград, город, который сформировал его как музыканта и человека.


В 1953 году Юрий Темирканов поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, в класс скрипки Михаила Михайловича Белякова.


После окончания школы Темирканов учился в Ленинградской консерватории (1957-1962). Занимаясь в классе альта, который вел Григорий Исаевич Гинзбург, Юрий одновременно посещал дирижерские классы Ильи Александровича Мусина и Николая Семеновича Рабиновича. Первый открыл ему нелегкую технологию ремесла дирижера, второй научил относиться к дирижерской профессии с подчеркнутой серьезностью. Это и побудило Ю.Темирканова продолжить образование.


С 1962 по 1968 годы Темирканов вновь был студентом, а затем аспирантом дирижерского факультета. Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле "Травиата" Дж.Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ - "Любовный напиток" Г.Доницетти (1968), "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1972).


В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с К.Кондрашиным, Д.Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.


С 1968 по 1976 годы Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как "Война и мир" С.Прокофьева (1977), "Мертвые души" Р.Щедрина (1978), "Петр I" (1975), "Пушкин" (1979) и "Маяковский начинается" А.Петрова (1983), "Евгений Онегин" (1982) и "Пиковая дама" П.И.Чайковского (1984), "Борис Годунов" М.П.Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали попасть меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!


Художественный руководитель Большого драматического театра Г.А.Товстоногов, послушав "Евгения Онегина" в Кировском, сказал Темирканову: "Как хорошо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу..." (После слов "О, жалкий жребий мой!")


С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива - в Англию, а также в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю.Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.


В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем Заслуженного коллектива России - Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича. "Я горжусь тем, что я дирижер "выборный". Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех дирижеров назначали "сверху", - говорит о своем избрании Юрий Темирканов.


Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов: "Нельзя сделать музыкантов слепыми исполнителями чужой воли. Только сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело, может дать желаемый результат". И он не заставил себя долго ждать. Под руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.


Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, "Концертгебау" (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.


С 1979 года Ю.Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (с 1994 года), Симфонического оркестра Датского Национального радио (с 1998 года). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул Почетного дирижера этого коллектива.


После военных событий в Афганистане Ю.Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).


Юрий Темирканов - один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. "Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр" ("Есlain Pirene"). "Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его жизнь, и его работа, и его образ..." ("La Stampa").


Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.


Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и добиваться решения самых сложных исполнительских задач.


Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-йоркской филармонии...


Совместно с "Соlumbia artistst" в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И.Перлман, Дж.Норман.


Записи музыки С.Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и симфонии №7 Д.Шостаковича (1998) выдвигались на премию Сгатта.


Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он - профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США. Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а также в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).


Ю.Х.Темирканов - Народный артист СССР (1981), Народный артист РСФСР (1976), Народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), Заслуженный артист РСФСР (1971), дважды лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1971). Награжден орденами Ленина (1983), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998), болгарским орденом Кирилла и Мефодия (1998).


По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордился и гордится своей дружбой с И.Менухиным, Б.Покровским, П.Коганом, А.Шнитке, Г.Кремером, Р.Нуреевым, М.Плисецкой, Р.Щедриным, И.Бродским, В.Третьяковым, М.Ростроповичем, С.Одзавой и многими другими музыкантами и артистами.


Живет и работает в Санкт-Петербурге



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.