САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. РЕФЕРАТ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА" ПОДГОТОВИЛ: СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА БАБАЕВ ТАГИР ПРЕПОДОВАТЕЛЬ: МАМЕДОВ АЗИЗ БАКУ-2002г.
История средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных общественно-экономических, политических и духовных отношений. Насильственное включение страны в состав Халифата в VII в. , соединение таким образом всех её регионов (севера и юга), почти что всего населения, установление между и внутри ними более или менее устойчивых экономических, политических и духовных связей под управлением огромного теократического государства , а также объединение их при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в общем и целом относительно благоприятно сказывалось в её развитии. Тем более, что в этом государстве в VII-XII вв. шел великий процесс формирования и процветания новоарбской ( частью арабоязычной) культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур . Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли , создание систем социального , бытового , культурного обслуживания (домов мудрости , книги , баней и т. д. ); преодоление серьёзных разногласий , нередко даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами , народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе принципов равенства , свободы и соблюдения правовых , нравственных норм , установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность свободного общения между собой и обсуждения своих проблем ; открытие широкой сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные ученые , медики , поэты , теологи и философы. Вот эти данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том , что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего средневековья.
Общее силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы. А в Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв. ,так или иначе связанные с содержанием , положением , ролью и вопросами совершенствования мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и сторонников этих направлений. Вот главные из них : суннизм , шиизм , хариджизм , исмаилизм , суфизм , мутазилизм , пантеизм , общество "Братьев чистоты" , ашаризм , перипатетизм , хуруфизм. (О данных направлениях и их представителях в Азербайджане имеется подробный материал в работах : З. А. Кулизаде "Из истории азербайджанской философии VII-XII вв. " Баку 1992г. ; Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья" Баку 1993г. ; Закир Мамедов "Азербайджанская история философии" Баку 1994г...)
Одним из выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР ( 993-1066гг. ). Он считается крунным представителем восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно. Средневековые авторы называют его "азербайджанцем"(ал-Азербайджани). Онт был учеником и последователем ИБН СИНЫ.
Учитель писал о своём ученике : "Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему образование , воспитание и довёл его до такого уровня". Большинство полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его ценными философскими произведениями являются : "Книга преобретения знаний", "Книга украшения по логике", "Книга красоты и счастья", "Трактат о предмете метофизики", "Трактат о ступенях сущего".
Продолжая философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии , по которому имеются два вида бытия : необходимо- сущее и возможно- сущее. Первое-нематериальная, а духовная сущность. Оно - единое, в нём неможет быть никакой множественности. Далее он отмечает , что будучи неким -а единое неможет быть не -А-, то оно будет только -а-. Оно не есть тело. Атрибуты его - разум , благо , истина , абсолютное совершенство , чистая красота , могущество , вечное живое (действующее, воспринимающее), великодушие, первопричина (Бахманьяр ал-Азербайджани. Ат-тахсил /познание/ , Баку-1983г. ). Из единого как бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он , следует возможно - сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя всё , что есть в мире : умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие души , материальный мир : огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения, животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе известное идеалистическое содержание (элементы) учений Платона, Аристотеля , Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей. В расматриваемом мировозрении автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической философской мысли. В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы творения , императивы , твердые идеологические , правовые и нравственные нормы поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями .
Следует учесть , что в глубоком средневековье , где всецело господствовало религиозное мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно , сложно и поблематично. Тем неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические , материалистические тенденции , прорывающие всё-таки рамки господствующего мировозрения . К этому можно отнести идеи философа о единстве , взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от друга времени , движения и материи.
Важное значение с точки зрения развития философской мысли имеет диалектическое учение Бахманьяра . Бытие , единое , многое, сущность, явление , движение , пространство , время , качество , количество, причина , следствие , противоречие , и др. категории диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве. При этом для анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он , "предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно сущее как таковое , тоесть бытие ". Последнее делится на единое и многое , состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия , обладает сущностью , а все остальные диалектические категории , понятия соответствующих наук также , призваны раскрывать эту сущность , различные её уровни . Такое расположение категорий имеет смысл (сюда не включается мысленное содержание их , вкладываемое Бахманьяром ), заслуживает внимание исследователей проблемы систематизации диалектики . Кстати , "Учение о бытии", "Учение о сущности", "Учение о понятии" как части "Науки логики" Гегеля расположились в ней также.
АИНАЛКУЗАТ МИЙАНЕДЖИ (1099-1131гг. ), видный суфийский мыслитель и философ-пантеист. Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и Тебризом ( в настоящее время эти города находятся в Иране ). Будучи кадием в Хамадане , он получил почетное имя "Айнакулзат"-"Око кадиев". Его знали как оригинального и свободомыслящего философа . За свои прогрессивные идеи , противоречашие догматам ислама его арестовали и в 1128г. отправили в Багдад . Будучи в тюрьме , философ написал трактат "Жалоба чужестранца , учение стран мира". Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая 1131г. казнили в медресе , где он читал лекции .
В произведениях "Сливки истины", "Введения" и "Жалоба чужестранца.... "философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма . В ней бытие делится на общие виды , под которым понимается всё существующее. Здесь мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия - Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно. Данное положение , вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и многого. ШАХАБАДДИН ЯХЪЯ (ИАХИА) СУХРАВАРДИ (1154-1191гг. ) - философ и поэт , больше известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены в "Статуи света", "Имадиевские скрижалы", "Книга о свете" и особенно в "Философия озарения". Перипатетическая и суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма , согласно которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет - Свет светов . Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени . Основу всего сушего , утверждает он , образует материя , принимающая "то форму огня , то форму воздуха , то форму воды , то форму земли". Им расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т. д. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок. 1141-ок. 1209гг. ) - поэт и мыслитель . Основное сочинение "Пятерица"("Хамсе") состоит из 5 поэм : "Сокровишница тайн", "Хостов и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь красавиц" и "Искандер-наме". Высокие поэтические мысли в честь Аллаха , творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца , вечно живого, вынесенные Низами на первые страницы своих поэм , свидетельствуют о религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения . При этом великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских (включая и материалистических), социально-политических, правовых, нравственных идей , имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре , органически сочетая их общечеловеческими проблемами , передовыми идеями , научными достижениями своего времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества . Основу последнего состовляют идеи гуманизма , социальной свободы , справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и счастливой жизни людей.
МАХМУД ШАБУСТАРИ (1287-1320гг. ), ИМАДЯДДИН НАСИМИ (1369-1417гг. ) - являются видными представителями поезии и суфийско-пантеистической философии. СЫРАДЖАДДИН УРМАВИ (1193-1283гг. ) - является одним из крупных представителей восточного перипатетизма . Он родился в Урмии (ныне Иран) , находящейся в Южном Азербайджане. Им написано более десяти произведений по логике и философии. Среди них особое внимание привлекают "Восхождение светов", "Тонкости мудрости", "Трактаты о науке - диалектика", "Приобретение знаний". А самой большей популярностью пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени. Интересно и очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения, приобретение знаний, т. е. процесс познания также относит к данным видам. По мнению его, процесс познания имеет две ступени: чувственное восприятие и логическое, разумное мышление. Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания. Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение логики-постижение истины. При этом познание должно идти от известного к неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С. Урмави советует учесть также критерий истинности по содержанию.
В учении Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые социально-политические и этические идеи. В этой связи исходным для мыслителя является понятие "человек", характеризуемый им как социальное существо. Чтобы обеспечить собственное бытие человек, по его мнению, должен жить в согласии с другими представителями общества: семьи, города, области, страны. Люди совместно могут приобрести средства производства и потребления. Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми по поводу собственности. В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух группах вещей. Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода, растения, охотничьи угодья и т. д. , а другая-имущества индивидов. И требуется правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое регулирование отношений между людьми вообще. Говоря о разделении общества на различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью государства, властителей и управляющих. Он писал в данной связи: "Знай, что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для престолодержателя по двум причинам. Первая причина в том, что подданные составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и державы. Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и державы.... Вторая причина в том , что основа державы - богатство.... Нет богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики .... А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа богатства" (Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья. " стр. 56-57).
В установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал С. Урмави наивысшую обязанность правителей .
А справедливостью , по его мнению , " является то , что правители делают подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными"( там же , стр. 58 ). Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим ( долой шах ! ) , плюс демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем . Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия , а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества .
Богатое , содержательное философское , социально-политическое и этическо-идейное наследие С. Урмави оказало благотворное воздействие на сознание людей , особенно мыслителей во все последующие времена и сохраняет таково значение для настоящего и будущего .
НАСИРАДДИНН ТУСИ (1201-1274гг. ) известен как ученый-энциклопедист , владелец обсерваторий в городе Мараге , видный философ , математик , физик , астроном , логик . Главные произведения по философии и этике : "Деление всего существующего и их разряды" , "Основы приобретения" , "Комментарий к книге /Указания и примечания/" , "Ахлак-е насири" . Для правильного понимания сути философского учения Н. Туси , следует с самого начала обратить внимание на тот факт , что он во многих своих трудах , беседах вместо понятия "философия" употребляет понятие "мудрость" ( Закир Мамедов "История Азербайджанской философии" Баку-1994г. , стр. 243 ) . Этот факт показывает , что марагинский мыслитель видимо исходит из буквального значения философии , означающей стремление к мудрости , постижение её , слияние с ней . И зная , что мудрость заключается в первую очередь и главным образом в успешном познании сущности бытия как определённой целостности и значимых для человечества многочисленных вещей , явлений , процессов , Н. Туси советует взять и познать их так , как они есть в действительности и в должной мере выполнять вытекающие отсюда требования .
Выступая с позицией своих восточных предшественников Фараби , Ибн-Сины и Бахманьяра , азербайджанский ученый-философ также всё бытие делит на необходимо сущее , божественное бытие и возможно сущее природное , человеческое бытие . Подробно рассматривая вопросы возможного бытия , он указывает на неуничтожимость и вечность материального мира , в котором из разнообразного сочетания простых элементов : огня , воздуха , воды и земли возникают сложные вещества , минералы , растения , животные и т. д. Он мечтает также , что никакие вещи в этом мире полностью не исчезают , а лишь превращаются из одного состояния в другое , из одной формы в другую .
В учении Н. Туси важное место занимают вопросы теории познания . Здесь он высоко оценивает значение как чувственного , так и логического познания . Первое , по его мнению , даёт информацию о внешних сторонах , свойствах вещей , второе же даёт возможность для понимания , проникновения в их сущность . В творчестве Н. Туси огромное и значительное место занимают этические и общественно-политические его идеи . В этой связи следует указать на глубоко содержательную и прекрасную книгу мыслителя "Ахлаке-Насири"("Этика") . В ней говорится , что это - наука о способности приобрести такие свойства человеческим духом , чтобы под его управлением поведения и поступки становились прекрасными и похвальными . Исходя из противоречивой сущности человеческого духа , Н. Туси утверждает что , этот дух может повести человека как по пути восходящего развития , так и - нисходящего . А выбор пути тут определяется самим человеком , находится в распоряжении его сознания и воли . Исходя из социально-политических идей Фараби , азербайджанский мыслитель , разрабатывал своё учение о справедливом общественном устройстве и благотворной работе его . Выдвигая идею о том , что человек - социальное существо не сможет существовать вне общества , Н. Туси далее писал , что для обеспечения своей безопасности и создания необходимых условий для жизни и труда люди нуждаются в тесном взаимодействии и взаимоподдержке . Поэтому они естественным образом связываются между собой , создавая различные социальные общности : семью , поселение , город , страну , а также различные учреждения экономики , политики и культуры .
Подчеркивая огромное значение политики , он называл её " общественной мудростью ". Государство , являющееся главным политическим органом , с его точки зрения , должно быть светским . При этом он не полностью отделяет религию от участия в деле управления обществом . Здесь , считает он , законы государства установки норм религии должны дополнять друг друга . Далее , противопоставляя верную справедливую и неверную несправедливую политику главы государства , Н. Туси высоко оценивает значение правильной политики , поскольку при ней повсюду в стране утверждаются законность и порядок , содействующие умножению общественно-полезных дел , процветают экономика и культура , жизнь народа становится богатой и счатливой . А вторая политика сопровождается нарастанием беззакония и беспорядка , общественно вредных дел , усилением угнетения трудящегося населения , незаконным обогащением главарей государства , чиновников , обнищанием огромного большинства народа , ростом его недовольствия и сопротивления .
Великий азербайджанский ученый-философ призывает управлять общетвом на основе мудрых и справедливых законов в интересах всего народа .
МАХМУД ШАБУСТАРИ (1287-1320ГГ. ) - философ-пантеист , родился в Шабустане , расположенном недалеко от Тебриза . Он получил блестящее образование . Его философская поэма "Гюльшан-и раз"("Цветник тайн") , начиная с XIV в. по настоящее время привлекает внимание читателей , философов , иследователей как на Востоке , так и на Западе . Она неоднократно переиздавалась на многих языках мира . Другой его труд "Саадат-наме"("Книга счастья") также написан в стихах . А его произведения "Непреложная истина в познании господа миров" и "Зеркало искателей истин" написаны в обычной форме - прозой .
Говоря о том , что единое бытие и бог одно и тоже , Шабустари доходит до утверждения : " все частицы мира подобны Мансуру " , т. е. каждая из них - бог . При этом высказывает он очень интересную и важную диалектическую идею : " Бытие внешне во множественности , но оно едино внутренне " (М. Шабустари "Гюльшан-и раз" Баку-1977 , стр. 77) ; " Мир - это дело относительное . Подобно единице , распространённой в цифрах " ( Там же стр. 34 ) . Вот ещё другое важное диалектическое положение : " Все вещи появляются через противоречия " ( Там же стр. 40 ) . Эту мысль философ развивает дальше и глубже : " Смотри , всё в мире смешано друг с другом : Ангел с демоном , сатана с Архангелом " ( Там же стр. 44 ) . Представляет так большой интерес идеи философа о всеобщей закономерной связи и эволюции движения развития предметов и явлений действительности , с нахождением всего во всём : " Всё кружится , но ни одна частица из них , Не выходит за пределы возможного . Определённость сковывала каждого из них , Частностью своей от всеобщего зависимы .... Всё в движении и вечно в покое Ни начала возникновения , ни конца " (Там же стр. 44-45) .
Указывая же на отражение всего во всём , философ утвеждает : " На крылышке комара - место всему . В точке глаза - весь небосвод . В такое маленькое зернышко - сердце Помещается создатель двух миров . В нём оба мира совмещались , То оно превращается в иблис , то - в адам " (Там же) .
А касательно теории познания на вопрос : " от собственной мысли я в изумлении , что представляет собой мышление ? " М. Шабустари отвечает в частности так : " Представление , которое существует для обдумывания , У людей разума порождает мышление . От обдумывания известных представлений Непознанное становится познанным .... Условием хорошей мысли является абстракция , А затем - проблеск сияния подтверждения " (Там же с. 39). И продолжает далее : " Иди , подобно Халилу , ищи истину , Ночь преврати в день , день в ночь .... Истина даст тебе всё , что тебе захочется , Покажет тебе все вещи какими они есть " (Т. ж. с. 46-47) .
Отсюда явствует , что автор данных стихов прекрасно разбирается также в сложных вопросах гносеологии , в взаимосвязи чувственной и логической ступеней познания , учения об истине .
Очень интересны , созвучны с современностью и актуальны , особенно для нашей страны , обращения М. Шабустари , вытекающие как-то из пантеистического его учения и призывающие к смелым активным действиям : " Делай если теперь ты можешь сделать ,
Если не можешь , тогда какая польза от того что ты знаешь .... Мир принадлежит тебе , а ты беспомощный , Нет больше тебя , терпящего лишений . Подобно узникам сидиш в одном помещении , Своею беспомощностью связал свои ноги .... Храбрецы мира потоплены в крови ,
А ты , укрывший голову , не ступаешь ногой наружу " (Т. ж. с. 46) . Высоко оценивая пантеистическое учение Махмуда Шабустари ( и некоторых других мыслителей ) , Мирза Фатали Ахундов соглашается с его идеями о том , что " вся вселенная есть одно существо , могущественное , совершенное , всеобъемлющее , проявляющееся во множестве , в бесчисленном разнообразии , без воли под своими законами , то есть под своими условиями " ( М. Ф. Ахундов "Избранные философские произведения" Баку-1982 , стр. 83 ) .
В заключение следует подчеркнуть , что пантеистическое учение Махмуда Шабустари включает в себя весомое материалистическое содержание , проявляющееся также в том , что философ-поэт выдвигает идею об эволюции неорганического мира в органический , о естественном происхождении человека из животных путём длительного развития , где имеется много промежуточных звеньев . Среди них самым близким к человеку является обезьяна , у которой все органы тела похожы на человеческие .
ИМАМЕДДИН НАСИМИ (настоящее имя Сейид Али) - выдающийся поэт , основоположник азербайджанской классической поэзии , крупный философ-пантеист . Родился он в Шемахе в 1369 году . Здесь же получил образование , глубоко овладел философией , религией , их историей , светскими науками , а также основами литературного творчества . И , разумеется , данное блестящее образование органически сочеталось у него с совершенным овладением языками , наряду с родным , фарсидским и арабским , настолько , что на этих трёх языках он смог сочинять прекрасные стихи .
Всречающиеся в произведениях Насими имена таких мыслителей , как Пифагор , Платон , Аристотель , Халладж Мансур Гусейни , Ибн Сина , Айналкузат Миянеджи , Шихабаддин Сухраварди , Махмуд Шабустари , Фазлуллах Наими и т. д. , дают основание полагать , что их учения были известны Насими и оказали то или иное воздействие на формирование его мировозрения . Однако из них больше всех и существенно повлияли суфий Халладж , Шабустари и Наими - основатель хуруфизма ( араб. "хуруф" - буквы ) . Первый из них , как мы уже знаем , в Х веке за то , что провозгласил себя богом был повешен в Багдаде . Насими как продолжатель суфийских идей Халладжа свои первые стихи писал под псевдонимом "Гусейни" в честь имени казнённого мыслителя . Насими очень близко к сердцу принял призывы Шабустари , обращенные к человеку : " мир пренадлежит тебе , потому ты должен не укрываться , а приступить к решительным действиям , не взирая даже на то , что ' храбрецы мира потоплены в крови '" . И стал Насими одним из таких , притом великих героев . А воздействие на него учения и личности Наими было так существенно и значительно , что он принял новый псевдоним "Насими" , созвучный с именем этого своего учителя , ставший постоянным , историческим . Фазлуллах Наими , родом из Тебриза , крупный азербайджанский поэт и философ . Своё философское и социально-политическое учение изложил он в произведениях "Джавидан-намэ"("Книга о вечности") , "Аршнамэ"("Книга о троне") , "Махаббат-намэ"("Книга о любви") . По учению Наими , 28 букв арабского и 32 фарсидского алфавита являются символами тайн вселенной . Из них образуются слова , речи , книги , а также им соответствующие вещи , лик и тело человека . Имеют место в данном учении и проявления элементо-пифагореизма , неоплатонизма , исмаилизма в виде мистики слов , геометрических линий , форм . За распространение идей хуруфизма и острую критику властителей , всех угнетателей Наими и его последователи подвергались жестоким преследованиям со стороны Эмира Тимура . Именно по указанию последнего сыном его Мираншахом , Наими был арестован и казнён в Нахичеване в крепости Элиндже (1393 , 94 г. ) . Итак , творчески осознавая также философские и социально-политические учения многих других знаменитых мыслителей прошлого и своего времени , Насими в многочисленных глубокосодержательных и высокохудожественных стихотворениях создавал своеобразное и интересное пантеистическое учение , разумеется в несистематизированном виде . При этом его больше всего занимали вопросы гносеологии и человеческого существования. Вот , как это выглядит в одном стихотворении : " Знаешь , где своё начало весь наш мир берёт ? Человеческий откуда происходит род ? .... И откуда происходит вер различных ряд , Убеждений , мнений разных - кто лишь их сочтёт ? Почему один всё время знает лишь печаль . А другой , не зная горя , в радости живёт ? Насими , скажи всем , что ты ведаешь о том , Почему тому достаток , а тому - лишь гнёт , " ( Имамеддин Насими "Избранная лирика" . В двух томах . Баку-1973 , Т-2 , стр. 57 ) .
Центральное место в мировозрении Насими занимает идея тождества Бога со всей вселенной , во всех вещественных и людских представителях которой Бог непременно присутствует и действует . И каждый такой представитель если обладал бы способностью познания и речью , мог бы от имени всей вселенной заявить : Я все Я - истина Я - Бог . Или сама необъятная вселенная говорит всё это устами выдающегося .