Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Дипломная работаРазработка учебно-методического обеспечения по дисциплине “Историякостюма и моды” 
РЕФЕРАТ
Дипломнаяработа содержит 72 листа машинописного текста, 3 таблицы, 1 рисунок, 55литературных источников, 4 приложения и 3 графических плаката.
Ключевыеслова: ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ», РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОХРАНА ТРУДА,ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ.
Цельюработы является — разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине«история костюма и моды».
Врезультате выполнения дипломной работы было разработано следующееучебно-методическое обеспечение дисциплины: рабочая программа,перспективно-тематический план; методические указания выполнениюлабораторно-практических работ; перечень лабораторно-практических работ; выполненырасчеты по затратам на разработку учебно-методического обеспечения; выполненыграфические плакаты.

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Анализ учебно-методическойлитературы и нормативной документации
1.2 Исследование межпредметных связейпо дисциплине «история костюма и моды»
2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Разработка рабочей программы
2.2 Разработкаперспективно-тематического плана
2.3 Обоснование использованиянаглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса подисциплине «история костюма и моды»
2.4 Разработка методических указанийк лабораторно-практическим занятиям
2.5 Методическая разработка урока
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯоценка и расчет затрат на разработку проекта
3.1 Общие положения
3.2 Расчет затрат на заработную плату
3.3 Расчет величины машинного времени
3.4 Затраты на расходные материалы
3.5 Смета затрат на разработкупроекта
3.6 Определение предполагаемой ценыметодического пособия
4. экологичностьи безопастность
4.1 Безопасность жизнедеятельности
4.2 Экология
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьдеятельности педагога профессионального образования очевидна. Этим определяютсявысокие требования к нему. Профессия педагога профессионального образования ещетолько складывается. В ней много неопределенного и неизученного. Но широкийдиапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильновозрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог профессиональногообразования призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системепрофессионального образования, а так же во внегосударственной сфере подготовкирабочих.
Система профессионального образованияв нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовкиквалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральныхи социальных качеств.
Видовдеятельности, выполняемых педагогом профессионального образования много:профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебнаявоспитательная работа, общественная работа в коллективе; деятельность поорганизации производственного труда учащихся; методическая деятельность [4,с.146].
Подметодической деятельностью следует понимать самостоятельный видпрофессиональной деятельности педагога профессионального образования попроектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения,осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельномупредмету или по циклу учебных дисциплин.
Специальные дисциплины в общей структуресодержания обучения квалифицированных рабочих в училищах системыпрофессионального образования занимают узловое место и имеют целью сформироватьу учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного прочного иглубокого овладения профессией.
Воснову определения вида деятельности взято содержание функциональногокомпонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – этоустойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора иприменения средств обучения конкретному предмету, обусловливающее их развитие исовершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогомпрофессионального образования, относятся:
- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- методическийанализ учебного материала;
- планированиесистемы уроков теоретического и практического обучения;
- моделирование иконструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
- конструированиедеятельности обучающихся по формированию технических понятий и практическихумений;
- разработкуметодики обучения по дисциплине;
- разработку видови форм контроля знаний, умений и навыков;
- управление иоценку деятельности обучающихся на уроке;
- проведениерефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе егорезультатов.
Освоениеметодической деятельности проходит через формирование методических знаний,умений. Умение-это свойство личности будущего педагога выполнять определенныедействия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствиис предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методическиеумения можно классифицировать на три группы.
Перваягруппа методических умений связана с овладением дидактико-методическимиосновами профессиональной деятельности педагога профессионального образования:
- умением проводитьанализ учебно-программной документации по обучению специалиста;
- умением подбиратьучебную литературу для изучения конкретной темы;
- умением выполнятьлогико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;
- умением проводитьметодический анализ локального отрезка учебной информации;
- умениемразрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы,алгоритмы решения, опорные конспекты;
- умениемрасполагать учебный материал на доске, оформлять решение электротехническихзадач;
- умениемразрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практическогообучения;
- умениемразрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний иумений обучающихся;
- умениемразрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практическойдеятельности обучающихся;
- умением проводитьанализ уроков теоретического и производственного обучения.
Втораягруппа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:
- умениепланировать систему уроков по изучаемой теле на основе методического анализа;
- умениепланировать учебную и учебно-производственную работу обучающихся попрофессиональной деятельности;
- умение конструироватьучебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия ипрактические операции;
- умениеорганизовывать деятельность обучающихся на уроке и управлять ею;
- умение применятьметоды теоретического и производственного обучения;
- умениеанализировать методические разработки.
Третьягруппа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:
- умение применятьметодические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;
- умение создаватьвариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условийобучения;
- умение создаватьсобственную методическую систему обучения и представлять ее в методическихрекомендациях [52, с. 6-8].
Поокончании Российского государственного профессионально-педагогическогоуниверситета мы получаем специальность педагог профессионального образования.
К видам деятельности, выполняемымпедагогом профессионального образования, относятся:
- профессиональноеобучение как теоретическое, так и практическое;
- внеучебная воспитательнаяработа;
- общественнаяработа в инженерно- педагогическом коллективе и в коллективе обучающихся;
- профессиональнаяориентация обучающихся;
- техническоетворчество;
- начальная опытно-экспериментальная деятельность исследовательского характера;
- повышениесобственной квалификации и самообразование и т.д.
Длявыполнения этой большой и разнообразной работы от него требуются определенныезнания и умения. Педагог профессионального образования должен обладать большимнабором сугубо профессионально- педагогических умений: гностическими,идеологическими, дидактическими, организационно- методическими,коммуникативными, прогностическими, диагностическими, конструктивно-педагогическими, конструктивно- технологическими, производственно- оперативными.
Педагогпрофессионального образования – это квалификация, имеющая много специальностей,он может работать мастером производственного обучения и преподавателемспециальных дисциплин. При изучении специальных предметов необходимо с однойстороны, совершенствовать те формы и методы, которые применяются при изученииобщеобразовательных дисциплин, а с другой стороны, имея ввиду их большоеприкладное значение и «выходы» на производственное обучение, широкоиспользовать методы и методические приемы, характерные для производственногообучения.
Всеэто позволяет выделить значимость содержания, форм, методов изучения идидактического обеспечения для специальных дисциплин при подготовкеквалифицированных рабочих в училищах профессионального образования.
Приработе над дипломным проектом нами проведен анализ специально — методической ипсихолого–педагогической литературы по дисциплинам: история костюма и моды,методика профессионального образования, методика преподавания специальныхдисциплин, по педагогике и проблемному обучению; учебно- методическаядокументация.
Анализлитературы по дисциплине «История костюма и моды» показал, что отсутствуетклассический учебник для данной учебной дисциплины, все учебники не имеютдостаточно полной учебной информации по отдельным темам.
Цельработы: разработать и внедрить методическое обеспечение по дисциплине «Историякостюма и моды».
Объектомработы является процесс обучения в профессиональном училище по дисциплине«История костюма и моды».
Предметомработы является разработка методического обеспечения по дисциплине «Историякостюма и моды».
Рабочуюгипотезу можно сформулировать следующим образом: качественное методическоеобеспечение учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды» позволитповысить качество обучения обучающихся.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализучебно- методической литературы и нормативных документов по данной проблеме;
2. Провестиисследование межпредметных связей по теме дипломной работы и способы ихпрактической реализации;
3. Разработатьдетальное методическое обеспечение по выбранной теме, а именно:
3.1. Рабочуюпрограмму;
3.2. Перспективно-тематический план;
3.3. Методическиеуказания к выполнению макета изделия на манекене;
3.4. Методические указанияк выполнению самостоятельной работы;
3.5. Переченьпрактических работ;
3.6. Урок по теме«Женский костюм 1950- 1980 гг.».
4.Обосновать использование технических средств обучения для обеспечения учебногопроцесса по дисциплине «История костюма и моды».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
 
1.1 Анализ учебно — методической литературы инормативной документации
Анализируя специальную литературу подисциплине «История костюма и моды» можно отметить следующее, что в последнеевремя появилось множество новых изданий, в которых изложены сведения о костюме,тканях, головных уборах, обуви, украшениях, особенностях кроя. Но к сожалениюкаждое из изданий включает в себя, только несколько этапов развития костюмакакой- либо страны или эпохи. Это приводит к тому, что преподавателю приходитсяотбирать структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников. Причинойтакже является недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам врекомендуемых учебниках, отсутствие единого учебника для дисциплины «Историякостюма и моды». В такой ситуации деятельность педагога связана с поискоминформации в различных технических документах, журналах, специальной литературеи других источниках; отбором содержания формируемых понятий; ее переработкой ипредставлением формы, доступной для усвоения обучающимися [52].
В учебнике «Женская мода 20 века»Дзеконьска-Козловска А., раскрывает основные положения реформы женской одежды20 века. Пособие написано в соответствии с требованиями учебной программы поистории костюма. Год издания учебника 1977, поэтому метод изложения материалаустарел. Нет задач и заданий направленных на организацию и усвоение материалаобучающимися.
В учебнике «История костюма»Каминская А.И. излагает историю костюма Древнего мира, западноевропейскогокостюма 5-20 веков,  русского  и советского костюмов. Главы книги знакомятобучающихся с развитием костюма от древности до 80-х годов 20 века. Обширныйматериал пособия посвящен рассмотрению эволюции костюма древнего Египта, Грециии т.д. до 20 века. Завершает книгу краткий обзор истории костюма последних лет20 века. Данный учебник всего лишь предоставляет возможность обучающимся узнатьисторию развития костюма и взглядов прошлых столетий. А также раскрываетцелостное представление о костюме древнего мира, что соответствует лишь частитем учебной программы, поэтому рекомендуем применять его в качестведополнительной литературы.
В учебном пособии Мерцалова М.Н.«История костюма разных стран и народов» содержит основные сведения окостюме-крое, пропорциях, цвете, тканях, орнаментации, украшениях и т.д. Книгапредназначена в качестве учебного пособия для обучающихся профессиональныхучилищ швейной промышленности. Предметное содержание реализуется в учебнике ввиде текстов, иллюстраций. В данном учебнике отсутствует дидактическийматериал, не реализуется идея обучения по средствам постановки проблем, ностоит отметить, что автор излагает материал систематично и последовательноиспользуя строгую научность изложения.
В учебнике «История костюма»содержится материал раскрывающий подробно костюмы разных времен и народов,просматривается связь костюма с искусством. Каждая тема включает теоретическоеобоснование рассматриваемой учебной задачи и содержит контрольные вопросы длязакрепления и повторения теоретического материала, даны задания с практическимиупражнениями. Материал пособия увязан с содержанием таких учебных дисциплин,как «Основы композиции костюма», «Рисунок», «Технология изготовления одежды».Но только лишь часть данного учебного пособия соответствует действующей учебнойпрограмме, поэтому лучше его использовать как дополнительную литературу приподготовке к занятиям.
Учебник Коммиссаржевского Ф.Ф.«История костюма» знакомит подробно с развитием костюма от древнейших времен докостюма 17 века. В учебнике приведены многочисленные иллюстрации костюмов покаждой теме. Обучающимся предлагаются практические и творческие задания разногоуровня сложности. Учебник содержит специальную систему визуальных знаков,которые помогут обучающимся лучше ориентироваться в материале учебника, ибольшое количество иллюстраций. Учебник можно использовать в качестведополнительной литературы.
Анализметодической литературы показал, что в учебном пособии В.А.Скакуна«Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ» [40] лучшедругих рассматриваются задачи, содержание, формы и методы обученияобщетехническим и специальным предметам в профтехучилищах. Значительное местоуделено проблемному обучению, системе упражнений по развитию техническогомышления обучающихся, лабораторно- практическим работам, применению современныхтехнических средств обучения. Автор так же освещает вопросы подготовкипреподавателя к занятиям, пути совершенствования его педагогическогомастерства. Материал изложен систематично и последовательно, строгая научностьизложения сочетается с простотой языка. Методическое содержание учебникавключает в себя дидактический и справочно-ориентировочный компоненты. Всяинформация относится к техническим дисциплинам. Она необходима для развитияпреподавателя, но нет конкретных рекомендаций для дисциплины «История костюма имоды».
Вучебном пособии Жукова Г.Н. «Основы педагогических знаний мастерапроизводственного обучения» [14] изложены сведения о подготовке мастерапроизводственного обучения, приведены основные положения общей ипрофессиональной педагогики для студентов средних профессионально_педагогических учебных заведений. Автор рассматривает системы образования вРоссии, педагогические категории, методологические основы педагогики,педагогические технологии, обучение воспитания как составляющее педагогическогопроцесса. В пособии автор раскрывает сущность процесса профессиональногообучения и воспитания. Предметное содержание реализуется в пособии в видетекстов и схем. Методическое содержание учебника включает в себя дидактическийи справочно-ориентировочный компоненты. Прослеживается связь содержания пособияс жизнью и практикой. Материал изложен систематично и последовательно, несет всебе научные факты, но не отражена информация о дисциплине «История костюма имоды».
Вучебном пособии Эргановой Н.Е. «Основы методики профессионального обучения»[55] рассматриваются основные проблемы методики профессионального обучения спозиций авторского подхода к теории методической деятельности педагога, методическомупроектированию и конструированию, феномен методической деятельности педагогапрофессиональной школы, взаимосвязь и взаимообусловленность методик итехнологий профессионального обучения, что позволяет целостно представитьсовременную модель методического знания. В то же время ярко выраженпрактический (на уровне технологии) характер предлагаемых методическихразработок. Предложенные технологии конструирования различных средств обучения:предметно- знаковых систем, логических регулятивов обучающей деятельностипедагогов и форм организации познавательной и учебно-производственнойдеятельности учащихся. Пособие содержит материал, который соответствуетсодержанию учебной дисциплины «Методика профессионального обучения».
Анализнормативной документации показал, что сущность социального заказа на обучениезакройщиков выражена в квалификационной характеристике. Она отражаеттарификацию (присвоение класса, разряда, в зависимости от сложности работы,точности и ответственности исполнителя). Она дает исчерпывающую характеристикудеятельности рабочего в конкретном и систематизированном виде и отражает формыи сроки подготовки. В квалификационной характеристике закройщиков так же должныбыть отражены: психофизиологические особенности профессии, умственная деятельностьсвязанная с сохранением и переработкой информации; моторные действия;особенности внимания; качества личности, способствующие успеху в работе;медицинские противопоказания.
Профессиональнаяхарактеристика служит основой для составления учебно–программной документации(учебный план, учебная программа), на основании которой, вносятся всеколичественные и качественные изменения в содержание образования.
Учебныйплан (прил. А) – официальный документ, отражающий объем и содержание обучения.Разделяют учебные планы: типовой и рабочий.
Типовойучебный план – это документ рекомендательного характера, устанавливающийперечень и объем учебных циклов и дисциплин применительно к профессии испециальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обученияи определяющей степень самостоятельности региональных органов образования.
Рабочийучебный план – это документ, разработанный для конкретного образовательногоучреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного,регионального и местного компонентов образования.
Вучебном плане перечень и блоки учебных дисциплин, их объем, последовательностьизучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основныеположения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений,навыков. К ним относятся научность, систематичность, последовательность,реализация межпредметных связей. Согласно принципу систематичности все учебныепланы имеют предметно – цикловую или блочно – модульную структуру, котораяобеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений, инавыков, их логическую взаимосвязь.
Начальныйэтап работы с учебно–программной (см. прил. А) документацией дает исходнуюинформацию для работы с другими учебно–программными документами. Данные околичестве часов, выделенных на дисциплину, и их распределение на полугодияпозволяют преподавателю ориентировочно оценивать объем и сложность материала. Остепени и значимости судят по виду итогового контроля знаний обучающихся(зачет).
Всостав учебного плана входят:
- график учебногопроцесса;
- план учебногопроцесса.
Графикучебного процесса – это документ, который показывает длительность учебныхполугодий, экзаменационных сессий, каникул, вида практик и их длительность,данные о распределении часов на различные виды обучения.
Структураучебных планов является основой для составления учебных программ, (см. прил. А)в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципыобразовательного и профессионального обучения, содержание предмета.
Впериод анализа методической документации нами был изучен учебный план дляподготовки рабочих по профессии «Закройщик». Согласно учебному плану наизучение дисциплины «История костюма и моды» отводится 60 часов.
1.2Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»
Однимиз важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихсязнаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессепреподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметныхсвязей играет важную роль при определении содержания, методов и организацииучебного процесса. Взаимосвязь близких по содержанию дисциплин не толькообеспечивает повышение качеств знаний обучающихся, но и способствует подготовкеих к практике, развивает у них многосторонний научный кругозор, помогаетвыработки цельного материалистического мировоззрения [40, с.130].
Межпредметныесвязи- явление многогранное, разнохарактерное, разнофункциональное.
Дляправильного понимания сущности межпредметных связей необходимо принимать вовнимание, что они имеют две стороны, условно назовем их объективной исубъективной. Объективная сторона межпредметных связей находит отражение вопределении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов ипрограмм (см. прил. А), составлении учебников и методических пособий. Этасторона межпредметных связей отражает принцип систематичности. И определяеттакой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанныхдисциплин в учебных планах и программах, при котором, знания полученныеобучающимися при изучении одного или нескольких дисциплин, являются основой дляизучения других, или закрепляются при их изучении. Так при изучении темы:«Русский костюм» по дисциплине «История костюма и моды» обучающиеся уже должныиметь понятия о фактуре ткани, характерных цветах для Киевской и МосковскойРуси, орнаментах, головных уборах, обуви, которые они рассмотрели на урокахдисциплины «Основы композиции костюма», а при изучении темы «Европейский костюм18 столетия» обучающиеся должны опираться на знания, полученные при изучениидисциплины «Моделирование и художественное оформление одежды».
Межпредметныесвязи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых впрограммах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отбореучебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающихзаконах и теориях. Так в изучаемых дисциплинах «История костюма и моды»,«Рисунок», «Основы композиции костюма», «Моделирование и художественноеоформление одежды» присутствует единое название понятий (композиционный центр,асимметрия, ритм, контраст, нюанс, композиционный принцип, декоративноерешение). Эта субъективная сторона межпредметных связей, осуществляемаяпреподавателем в процессе обучения обучающихся дисциплине «История костюма имоды».
Впрофессиональных училищах обучающиеся изучают большое количество специальныхдисциплин «Рисунок», «История костюма и моды», «Основы конструирования имоделирования», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».
Вбольшинстве случаев межпредметные связи используются как знания полученныеобучающимися при изучении других дисциплин, для более полного и глубокогораскрытия данной дисциплины. Но их нужно трактовать значительно шире — каксистему. Охватывать не только изучение взаимосвязанных дисциплин, но и всехдисциплин, следовательно, и деятельность всех преподавателей и мастеров,участвующих в учебном процессе.

2 РАЗРАБОТКАМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
2.1 Разработкарабочей программы
Задачакурса «История костюма и моды»-расширение общего кругозора обучающихся,раскрытие их способностей, умение использовать различные элементы историческогокостюма в современной одежде: цветовую гармонию, декор, крой. Знания попредмету помогут разобраться в истории различных периодов. Мода очень капризнаи имеет свойства возвращаться назад. Предмет «История костюма и моды» поможетучащемуся различать традицию и новизну в моде.
Вразделе: «Введение», раскрывается значение предмета в подготовке по профессии«Закройщик».
Вразделе: «Костюм древнего мира», раскрываются характеристики стран Египта,Греции, Рима, Византии. Рассматриваются эстетические идеалы красоты, ткани,цвет, орнамент, основные виды и формы костюма, украшение, головные уборы,прически, обувь, элементы символики.
Вразделе «Костюм средневековья» обучающиеся изучают: особенности историческогопериода, быт и одежду варваров. Особенности романского стиля, его отражение вкостюме. Образование новых форм европейской одежды. Готический стиль, егохарактерные черты. Рыцарство и его влияние на характер мужского костюма.Появление нового идеала женской красоты и отражение его в женской одежде.Декоративная косметика
Вразделе «Костюм эпохи Возрождения» изучаются искусство эпохи Возрождения,реализм искусства. Итальянская одежда мужская и женская. Появление белья.Влияние итальянской культуры на формирование французской моды. Особенностиразвития культуры и искусства в Испании. Виды и формы мужской и женской одежды.
Вразделе «Европейский костюм 17 столетия» рассматривается стиль «барокко», егохарактерные черты. Французский костюм 17 столетия. Виды отделки. Составныечасти мужского костюма. Женский костюм, новые элементы в конструкции. Влияниефранцузской моды на формирование костюма других стран Европы.
Вразделе «Русский костюм» изучается общая характеристика периода Киевской иМосковской Руси. Эстетический идеал красоты и основные особенности костюма этихпериодов, ткани, цвет, орнамент. Новые черты в одежде. Великокняжеские одежды,костюм дружины, городского населения. Украшения, головные уборы, обувь,прически.
Вразделе «Европейский костюм 18 столетия» рассматривается стиль «рококо».Декоративное оформление одежды. Появление новых видов одежды. Изменение впокрое. Использование панье и карсетов в женском костюме. Прически, парики,декоративная косметика. Культура и быт Англии. Влияние английского костюма нафранцузский.
Вразделе «Костюм периода Французской буржуазной революции» обучающиеся изучаютхарактеристику исторического периода, его влияние на эволюцию костюма. Демократизациякостюма. Формы античного костюма в женской одежде. Элементы символики. Влияниеанглийского костюма на мужскую одежду. Влияние французской моды на формарованиеЕвропейского костюма и его развитие в первой половине 19 столетия.
Вразделе «Русский костюм 18 столетия» обучающиеся рассматривают характеристикупреобразованной России в период Петра I. Реформы в области костюма. Введение в национальный костюм европейскихформ. Костюм дворян. Одежда русского «рококо». Костюм горожан.
Вразделе «Европейский костюм 19 столетия» раскрывается характеристикаисторического периода. Развитие легкой промышленности Франции, ее положение намеждународном рынке. Выработка общего типа-«городского костюма». Стиль «ампир»в костюме. Силуэты женских костюмов 10-20-х годов. Создание мужского деловогокостюма. Изменение и формирование костюма 30-40-х годов. Стиль «бадермайер» вкостюме. Особенности ткани, покроя и силуэтов 50-60-х голов. Мода и костюм70-90-х годов. Зарождение стиля «модерн». Английский стиль в одежде.
Вразделе «Особенности костюма 19 столетия в России. Народный костюм» изучаетсявлияние европейской «городской» моды на формирование костюма 19 столетия вРоссии. Костюм русского дворянства, чиновничества и крупной буржуазии. Костюминтеллигенции и русских рабочих. Русский народный крестьянский костюм.Национальный костюм губерний.
Вразделе «Европейский костюм 20 столетия» рассматриваются основные историческиеэтапы периода. Социально-экономическая обстановка в Европе в конце 19 и вначале 20 вв., влияние на моду. Ведущие модельеры западно-европейского костюма,их роль в становлении и развитии моды 20 века. Расцвет стиля «модерн»,отражение стиля в женском костюме. Новые линии, покрой. Распространениеанглийского костюма как делового костюма женщины. Появление спортивногокостюма. Английский стиль в костюме мужчин. Новый военный костюм, его влияниена костюм гражданский мужской и женский (1914-1917гг.). Европейский костюм1920-30-х голов. Характеристика 40-х голов. Костюм 1950-60-х годов. Поиск новыхпропорций и форм. Костюм 1970-х годов.
Вразделе «Костюм периода становления СССР» рассматривается революция 1917 г. вРоссии, ее влияние на развитие культуры. Революционная символика в костюме.Костюм периода НЭПа. Влияние западной моды. Костюм пролетарский, буржуазный,комсомольский и пионерский.
Вразделе «Костюм и мода советского периода» изучается одежда народов СССР,национальные костюмы. Зарождение отечественного моделирования. Дизайнерскиецентры, организации, предприятия промышленности и сферы услуг. Модели одежды вразные годы советского периода. Факторы, влияющие на моду 50, 60, 70, 80-хгодов. Мужской и женский костюмы. Конструктивно-декоративные особенности.Народные традиции и костюмы, их роль в формировании моделей одежды в советскийпериод. Роль отечественных модельеров в развитии моды.
Вразделе «Современный костюм» обучающиеся рассматривают современную модуотечественную и зарубежную, основные направления. Детальность отечественныхмодельеров. Работу зарубежных мастеров современной моды. Современный костюм:виды одежды мужской и женской. Ткани.
Врезультате изучения разделов дисциплины обучающиеся должны:
- знать основныехудожественные стили и направления в одежде, историко-костюмную терминологию,основные виды и формы костюма;
- владетьопределенным объемом знаний в области культуры и искусства изучаемыхгосударств;
- уметьанализировать и безошибочно распознавать по элементам и характерным качествамкостюма историческую эпоху.
Вразработанную нами учебную программу входят: пояснительная записка, содержаниепрограммы, тематический план, задания к лабораторно-практическим работам исамостоятельным работам, вопросы для итоговой аттестации (см. прил. А).
Впрограмме курса «История костюма и моды» просматривается связь с материаламиследующих дисциплин: «Конструирование одежды». «Рисунок». «Основы композициикостюма». «Моделирование и художественное оформление одежды». «Технологияизготовления одежды».
Всодержании программы указана последовательность изучения разделов и тем, ихназвание и содержание в обобщенном виде.
Тематическийплан (прил.А) включает название разделов, тем и количество часов отводимых наих изучение.
2.2Разработка перспективно-тематического плана
Подготовительнаяработа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка — кучебному году, теме и текущая — к уроку. Содержание подготовительной работы накаждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовкиучебно-материальной базы и планирования учебного процесса.
Подготовкак учебному году включает изучение преподавателя квалификационной характеристикипрофессии, учебного плана, программы своего предмета, программыпроизводственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана.
Подготовкак изучению очередной темы учебной программы начинается, прежде всего, с того,что преподаватель определяет место данной темы в учебном процессе по курсу,содержание, а также количество отведенных на нее часов. Итогом перспективнойподготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана(см.прил. А).
Основойперспективно-тематического планирования является отражение вперспективно-тематическом плане системы уроков по теме, что позволяетразвернуть ее содержание строго логическом порядке, когда учебный материалкаждого урока базируется на знаниях и умениях обучающихся, полученных напредыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующихуроков. Тщательно продуманная система уроков обеспечивает правильное развитиепроцесса обучения в пределах темы, рациональное сочетание работы по восприятиюучебного материала, его осмыслению, закреплению и применению [39, с.97].
Подисциплине «История костюма и моды», нами был разработанперспективно-тематический план для первого курса обучения, по профессии«Закройщик» (прил. А).
В разработанномперспективно-тематическом плане системы уроков фиксируется  так: указываютсяномера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткоеих содержание, а также цель каждого урока. Проставленная нами нумерация уроковпозволяет лучше ориентироваться в своевременности их проведения и учитыватьвыполнение программы в часах
Впроцессе составления перспективно-тематического плана тему урока использоваликак главную мысль (что должны изучить обучающиеся), содержание как основные вопросы,которые выражают сущность учебного материала, планируемого на урок, а целиуроков к теме намечены ориентировочно, для определения точного места каждогоурока в системе уроков по теме. Так как конкретная рабочая цель урока,учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственноперед уроком.
Присоставлении перспективно-тематического плана нами были зафиксированы объектыматериально-технического оснащения по каждому уроку (учебно-наглядные пособия,кино- и диафильмы, задания для лабораторно-практических работ и т.д.). Намибыли отражены межпредметные связи материала темы, выделена самостоятельнаяработа обучающихся на уроках, продуманы виды домашних заданий.
2.3Обоснование использования наглядности и технических средств обучения дляобеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»
Впроцессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщенииобучающимся учебного материала преподаватель широко использует один изважнейших принципов дидактики-принцип наглядности.
Принципнаглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебныхпособий и аудиовизуальных технических средств обучения. Применение наглядностив процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» имеет ряд особенностей,связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значениеимеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных исхематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем,эскизов моделей.
Правильноеи своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимсянового материала, во время проведения уроков по дисциплине «История костюма имоды», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядныхпособий на уроках повышает их дидактическую ценность. По данным ЮНЕСКО, человекзапоминает: слушая-15%, глядя-25%, слушая и глядя одновременно-65% информации.Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессовдолговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30% услышанной информации, 28%увиденного, только 15% одновременно услышанного и увиденного. Через 3 днясоответственно забываем 90, 80 и 35% информации [14, с.215].
Необходимодемонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимостьпо содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий,демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоенияучебного материала; не следует перегружать ими урок.
Впроцессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно,большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.
Большоезначение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности.Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно словопомогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобратьизобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительнопроинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью.Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуетсяпоказывать наглядное пособие до момента его демонстрации.
Дидактическиепособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся прирассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.
Необходимо,чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объектылучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала.Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так какэто отвлекает внимание обучающихся.
Приизучении нового материала на доске следует записать тему, специальные термины.Надписи должны быть отчетливы, сделаны крупным шрифтом. Чтобы выделитьотдельные термины, следует использовать цветные мелки.
Дляпреподавания учебной дисциплины «История костюма и моды» широко применяютсятехнические средства обучения, что обусловлено исключительно сильнымэмоциональным воздействием на обучающихся; повышения производительности иоблегчения труда преподавателей и обучающихся в связи с непрерывным увеличениемобъема знаний и умений.
Эффективностьтехнических средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколькоудачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых науроке.
Техническиесредства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходуурока в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствамии формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условияведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этаповучебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии,осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью техническихсредств обучения.
Применениетехнических средств обучения влияет на методы организации познавательнойдеятельности обучающихся и руководства ею Слово преподавателя, несмотря на егоогромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает бытьединственным источником информации.
Вовремя проведения урока по дисциплине «История костюма и моды» широко используютучебное кино, оно позволяет демонстрировать объекты в движении, анализировать иосуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному.Учебный филь применяется как иллюстрация к изложению учебного материалапреподавателем, а также, как средство самостоятельного его изученияобучающимися. При изучении дисциплины «История костюма и моды» учебное киноиспользуется, как введение в изучение нового учебного материала, когда обучающиесяне имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогаетпознакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимыйэмоциональный настрой. Он служит иллюстрацией к изложению материалапреподавателя, что позволяет обучающимся представить, то, что излагаетпреподаватель.
Диафильмы,как учебное кино могут быть средством иллюстрации и первоисточником знанийобучающихся. При проведении дисциплины «История костюма и моды», диафильмы чащевсего используются как средство наглядности, и в этом случае к ним полностьюотносятся требования, предъявляемые к демонстрации плоскостных наглядныхпособий. Преподаватель во время демонстрации диафильма может подробнокомментировать материал, задавать вопросы обучающимся, отвечать на их вопросы.
Присообщении учебного материала использование диафильмов и диапозитивов приноситмаксимальный эффект в тех случаях, когда демонстрация органически сочетается собъяснениями преподавателя. Нецелесообразно сначала излагать весь материал, азатем показывать диафильм. Нельзя заменять систематическое изложение материалапоказом диафильма. Диафильмы можно демонстрировать отдельными кадрами, а такжеполностью, особенно в тех случаях, когда содержание и последовательностьизображений в нем логично и полностью раскрывают изучаемый вопрос.
Внастоящее время в ведении дисциплины «История костюма и моды», широкоприменяется видеомагнитофон. Он дает возможность записывать и воспроизводить науроках в необходимое время показа мод. Ценность его применения в том, что с егопомощью можно оперативно сделать несколько вариантов, записей, а затем отобратьдля демонстрации наиболее удачные или характерные моменты. Применениеиспользования данного технического средства обучения в значительной степениповышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Впроцессе обучения не только передаются знания обучающимся, но и осуществляетсясложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чегоформируется их мировоззрение, нормы поведения, происходит становлениехарактера. Поэтому центральной фигурой сложного и многогранного педагогическогопроцесса был, есть и будет преподаватель. Все технические средства, в том числеи так называемые обучающие машины, — лишь орудие в руках преподавателя,увеличивающее возможности его воздействия [40 с.126].
2.4Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям
Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, врезультате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В процессеизучения специальных дисциплин, решаются следующие задачи: практическоеприменение знаний, система повторения и выполнения домашней работы учащимися,проведения лабораторно-практических работ (прил. Б).
Позадачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы подисциплине «История костюма и моды» являются важным средством связи теории спрактикой. При этом знания закрепляются и совершенствуются, обучающиесяприобретают умения творчески их использовать для решения учебных ипроизводственных задач. В ряде случаев лабораторно-практические работы служатисточником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения иуглубления. Все это влияет на определение вида, тематики и содержаниялабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемовруководства деятельностью обучающихся.
Вовремя изучения дисциплины «История костюма и моды» лабораторно-практическиеработы могут быть как иллюстративными так и исследовательскими.
Так,например во время выполнения практических работ по дисциплине «История костюмаи моды» обучающиеся выполняют работы по уже известным им вопросам, после тогокак преподавателем установлены закономерности и причинно-следственные связи ипроведены необходимые демонстрации. Поэтому эти работы являются иллюстрацией куже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, обучающиеся ещераз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее ивсесторонне.
Приизучении некоторых тем выполнение практической работы имеет иной характер.Результаты выполнения работы обучающимся предварительно не известны ипрактическая работа предшествует тем выводам, которые даются в учебниках и науроке. Поэтому в результате лабораторно-практической работы учащиеся подводятсяк новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.
Отхарактера лабораторно-практической работы зависит методика ее проведения:способы руководства деятельностью обучающихся со стороны преподавателей,содержание инструкционных указаний, сложных заданий, последовательностьвыполнения отдельных операций.
Визучении данной дисциплины практические работы занимают различное место вучебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала науроках В этом случае их задача — накопить факты, на которые преподаватель иучащиеся могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Практическиеработы могут проводиться в непосредственной связи с изучением программногоматериала, облегчая учащимся его усвоение. Наконец, они могут следовать заизучением материала на уроках и включать наблюдения, имеющие целью подтвердитьсообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания на практике.
Преподавательруководит процессом выполнения практических работ в форме инструктирования,основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочнойосновы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.
Поместу в учебном процессе и основной дидактической цели инструктированиеразделяется на вводное, текущее и заключительное; по способу подачи информации- на устное и письменное.
Визучении дисциплины «История костюма и моды» каждая практическая работа толькотогда дает положительные и ценные результаты, когда обучающимся ясна цельпредстоящей работы, понятны пути, которыми они должны идти к цели. Обучающиесядолжны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученнымматериалом или какое значение она имеет для дальнейшего продвижения вперед.Поэтому в процессе вводного инструктажа раскрывается цель работы, определяетсяплан ее проведения, даются необходимые инструктивные указания об организацииработы.
Методикавводного инструктажа во многом зависит от характера и организациилабораторно-практической работы. В тех случаях, когда проводитсялабораторно-практическая работа исследовательского характера, преподавательподробно объясняет ее порядок, указывает, в какой последовательностипроизводить, сравнивает полученные результаты, выявляет их зависимость, делаетобоснование выводов.
Вовремя изучения дисциплины «История костюма и моды» руководство выполнениемлабораторно-практической работы преподаватель осуществляет в форме текущегоинструктирования в процессе обхода рабочих мест. При этом преподавательконтролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшимизатруднениями, отвечает на их вопросы. Иногда он сам задает вопросы, чтобыпроверить, насколько сознательно, обучающиеся выполняют работу. Преподавательвмешивается в работу учащихся только в тех случаях, если видит, что она пошлаявно по неправильному пути или обучающийся нарушает правила безопасности.
Послевыполнения всеми обучающимися лабораторно-практических работ подводят их итоги.При этом в ходе беседы преподаватель совместно с обучающимися анализируетрезультаты, делает сравнение, сопоставления, подводит обучающихся копределенным выводам [39, с.191-204].
Оценказа лабораторно-практическую работу выставляется с учетом: качествапредставленного отчета, текущих наблюдений за обучающимися (соблюдение правилтехники безопасности, правильности выполнения трудовых приемов, правильностью организациирабочего места).
Воснову предлагаемых нами практических занятий разработанных по дисциплине«История костюма и моды», положена утвержденная программа этого курса,  сучетом современных направлений моды.
Разработанныепрактические работы способствуют глубокому освоению теоретических знаний,приобретению практических навыков при выполнении творческих заданий. Длявыполнения работы обучающиеся должны повторить теоретический материал,используя конспекты уроков и рекомендуемую литературу, а также ознакомиться сосновными сведениями о работе.
 
2.5Методическая разработка урока
Урок-этоосновная организационная форма логически законченного, целостного,ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В немпредставлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательногопроцесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности обучающихся,контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательногопроцесса лежат в основе классификации уроков, которые в зависимости от основнойцели подразделяются на: урок ознакомления с основным материалом; урокзакрепления изученного материала; урок проверки знаний и умений.
Впрактике обучения обычно применяется комбинированный урок. В рамках этого урокаосуществляется и ознакомление с новым материалом и его закрепление.
Типологияуроков в зависимости от формы организации деятельности обучающихся представленана рис.1.Урок формированиятеоретических знаний
Основныехарактеристики урока: деятельность обучающихся жестко управляется деятельностьюпреподавателя на всех этапах; учебный материал как правило не известенобучающимся; в структуре урока возможно выделение четких этапов:
- актуализацияопорных знаний и умений;
- формированиеновых понятий;
- применение новыхзнаний.
Конструированиеурока данного типа осуществляется следующим образом:
1. Постановка целиурока
Цельурока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретныхдействиях учащихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структуртеоретических знаний и уровень усвоения материала.
2. Планированиедеятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации
Актуализациюзнаний можно провести, выполняя следующие операции:
- опрос учащихся попредыдущему материалу;
- решение задач сприменением опорных понятий;
- постановкудемонстрационного эксперимента.
Длятого чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задачна этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Дляпостановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление илипроцесс.
3. Планированиеформирования новых понятий и способов деятельности
Реализуяданный этап разработки урока, преподаватель обдумывает, как будетосуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможнообеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.
Знакомствос новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы;организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовыхзадач.
Обеспечениеформирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться посредствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решениятиповой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объясненияпреподавателя.
4. Планированиеэтапа применения знаний
Этотэтап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач;решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.
Наданном этапе преподаватель подбирает необходимые задачи или тесты планируемогоуровня.
Припроектировании урока следует знать, во-первых, его функции. Воспитательнаяфункция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств надостижение цели и развития личностного потенциала обучающихся. Образовательнаяфункция урока состоит в его способности формировать у обучающихся знания,навыки, умение, составляющие содержание профессионального потенциала будущихрабочих. Развивающая функция-нацеленность урока на развитие психологическихкачеств обучающихся.
Во-вторых,любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущихдидактических задач организации познавательного процесса обучающихся. Кдидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логическиеоперации учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельностипреподавателя.
В-третьих,необходимо знать виды уроков. Они определяются на основе различий применяемыхметодов и простых форм. Выделяют такие виды уроков как: урок-беседа;урок-лекция; урок-дискуссия; урок-семинар и т.д.
В-четвертых,педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах. Учебнаядеятельность-это деятельность обучающихся по усвоению знаний, а такжедеятельность педагога, создающая условия знаний и обеспечивающая умственноеразвитие обучающихся.
Различают три формы организации учебной деятельности: фронтальную,групповую, индивидуальную. Фронтальная форма предусматривает работу педагогаодновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми,контролировать все и т.д. Групповая форма предусматривает разделениеобучающихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можноиспользовать, например, при лабораторных работах. Индивидуальная формауглубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся даетсясамостоятельное задание. Все эти формы ценны по себе и применяться могут тольково взаимосвязи. Урок не только организует процесс познания обучающихся ипедагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью. Управлять- это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на уроке,отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания иучения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее.Выполняя эту работу педагог дозирует, направляет, усиливает, ускоряет процесспознания обучающимися опыта поколений.План-конспект урокатеоретического обучения
Урокпо дисциплине «История костюма и моды»Тема урока: «Женскийкостюм 50-80-х годов»
Датапроведения 18.12.03г.
Целиурока: научитьучащихся обобщать. Анализировать и выделять главное в костюме, точно определятьпропорции. Развивать глазомер. Формировать умение и навыки творческой поисковойдеятельности. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Типурока-урок изучениянового материала.
Методыведения урока:монологический, диалогический.
Межпредметныесвязи: основыконструирования и моделирования, рисунок.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.