Реферат по предмету "Физика"


Первый полет в космос Гагарина

По Физике на тему: “Первый полет в космос Гагарина” “Первый полет в космос Гагарина”
12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, ВЫВЕДЕН НА ОРБИТУ ВОКРУГ ЗЕМЛИ ПЕРВЫЙ В МИРЕ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ-СПУТНИК “ВОСТОК” С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ. ПИЛОТОМ-КОСМОНАВТОМ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ-СПУТНИКА “ВОСТОК” ЯВЛЯЛСЯ ГРАЖДАНИН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЛЕТЧИК МАЙОР ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.
Человек словно птица, всегда стремился в небо, познанием, взглядом, мыслью, полетом…
Путь человечества к познанию окружающего мира длился тысячелетия, от Аристотеля до Коперника, по настоящее время. Это был путь временного торжества ложных истин, путь костров и отречений. Но в то же время это была дорога величайших открытий, предвидений и прозрений, дорога торжества человеческого гения. Вполне понятно стремление человека во все времена создать систему окружающего мира.
Стоит заметить, что за несколько столетий до Аристотеля знаменитый математик Пифагор Самосский высказал мысль о том, что Земля имеет шарообразную форму и обращается вокруг собственной оси. Более того, он считал, что и Солнце, и Земля, и Луна вращаются вокруг некоторого общего гипотетического центра, который он назвал центральным огнем. Это движение планет и Солнца создает гармонию небесных сфер. Греческим математиком Аристархом было определенно Солнце расположено в центре мира, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.
ГАГАРИН ПЕРВЫМ ИЗ ЗЕМЛЯН ОСУЩЕТВЕТИЛ МЕЧТУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА УВИДЕЛ НАШУ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ С КОСМОСА:
- “ВНИМАНИЕ! ВИЖУ ГОРИЗОНТ ЗЕМЛИ! ТАКОЙ КРАСИВЫЙ ОРЕОЛ. СНАЧАЛА РАДУГА ОТ САМОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ, И ВНИЗ ТАКАЯ РАДУГА ПЕРЕХОДИТ. ОЧЕНЬ КРАСИВО…” Через 108 минут после старта, “Восток” благополучно опустился на поле колхоза “Ленинский путь” у деревни Смеловки.
Человечеству очень повезло, что на крутом повороте к звездам из его рядов на самый краешек Земли вышел именно Гагарин– наш соотечественник. Волненья бьет, как молоток по нервам; Не каждому такое по плечу: Встать и пойти в атаку самым первым! Искать других сравнений не хочу. (Константин Симонов).
Первым! Среди миллиардов землян! Таким запомнилось утро космической эры. Человек прошедший такой долгий и трудный путь –от каменного ножа до небывалого корабля-спутника. Гигантское напряжение воли и мысли великих ученых прошлого–Архимеда и Коперника, Галилея и Бруно, Ломоносова и Ньютона, Аристотеля и Коперника Кибальчича и Циоковского, осуществил Юрий Гагарин крылатой фразой: “Поехали”. Так начиналась космическая эра.
События тех часов, минут, секунд запечатлены тысячами всевозможных свидетельств. Но самые главные из них–это ощущения, мысли, чувства. Первого космонавта, первого из землян, ставшего на земном пороге Вселенной у подножия ракеты. Вот они:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется, мне сей час одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, иногда мне предложили совершить этот первый в истории землян полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой– можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. … Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников–советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделано все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли, я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма– общества, в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят друг, другу люди, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких. До скорой встречи! »
За день до старта, когда не поздно было и отказаться от полета, Королев и Гагарин поднялись на ракету, окруженную фермами обслуживания. Долго стояли там наверху, беседовали. Сергей Павлович сказал: «И старт, и полет не будут легкими. Вам, Юра, предстоит испытать и перегрузки, и невесомость, и, возможно, что-то еще нам неизвестное. Вы знаете. Об этом мы много знать говорили, и, тем не менее, я хочу еще раз напомнить вам, что в завтрашнем полете есть, конечно, большой риск. И это для вас тоже не новость. … Все может быть, Юра. Но помни (здесь Королев перешел на “ты”) одно– все силы нашего разума будут отданы немедленно тебе». Да, Гагарин знал, на что идет, и шел без малейшего внутреннего колебания… Нет, недаром он совершенно безгранично верил Главному конструктору, восхищался его талантом. А восхищение двадцатисемилетнего человека не могло не породить в нем неколебимую веру в то, во что уверовал Сергей Павлович. И вера эта была не последним компонентом в той подъемной силе, что вывела Космонавта-1 на небывалую орбиту.
Юрий Гагарин не просто поднялся над планетой, не просто возвысился над Человечеством, а возвысил всех землян на уровень задачи, до него казавшейся невыполнимой. И дань признательности, которую отдавали ему все люди без исключения, была столь сердечной и искренной потому, что выражала их совсем необычное, новое к самим себе уважение, уверенность в человеческом достоинстве и могущества. За 108 минут гагаринского полета все мы стали другими. Стали сильнее, и звезды уже не казались нам такими далекими.
Ведущие политические деятели мира, ученые, писатели заговорили о Гагарине как о “символе эпохи”, “гордости науки”, “легендарном сыне Земли”, “Первом гражданине Вселенной”. Его безоговорочно поставили в ряд с Колумбом и Магелланом. То не было случайностью. Земляне увидели в Гагарине весьма характерного представителя новой социальной реальности, представителя нового мира, рожденного не разрушать, а созидать. Именно это покорило сердца миллионов людей. Детство Юры прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем –в небольшом городке Гжатске. Отец и мать, так же как и деды и бабки, крестьяне. Юрий Гагарин от души смеялся, когда узнал, что за границей кто-то распустил слух, будто я происхожу из знатного рода князей Гагариных, которые до революций владели дворцами и крепостными крестьянами…
Его родители, они родились еще до победы Советской власти. Поэтому образования получить не могли. Ведь до 1917 года даже четыре класса школы были доступны далеко не всем крестьянским детям. Но я помню, как в деревне говорили: “Золотые руки у Алексея Гагарина! ”
Мама удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой его вопрос. Юре она казалась, неиссякаемым источником мудрости.
К учению он относился серьезно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. На самом деле в клушинской школе, порог которой Юра переступил 1 сентября 1941 года, дневников не было и в помине. Шла война. В одной небольшой классной комнате одновременно занимались два класса–первый и третий. Потом, во вторую смену, - второй и четвертый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев… С войной пришлось столкнуться рано.
“Сам погибай, а товарища выручай” –эту пословицу ему пришлось не раз слышать позже от бывших фронтовиков, от инструкторов в аэроклубе, от командиров в авиационных частях, в которых он служил.
В техникуме, в Саратове, пришлось изучать физику на высоком уровне. В физическом кружке он подготовил и сделал два доклада. Первый–о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Тема второго выступления называлась “К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях”. Чтобы подготовится к докладу, пришлось прочитать и сборник научно-фантастических произведений Циолковского и много других книг. Лет двенадцати он, как и все ребята зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в гжатской библиотека была очередь. Ребята их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто прочитал книгу первым.
Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и начались “космическая” биография Гагарина, занятия в аэроклубе, полеты на планере, прыжки с парашюта, Оренбургское авиационное училище, так продолжалась жизнь и учеба будущего первого космонавта.
И вот Москва, “Звездный городок”, к полетам нас готовили специалисты самых различных областей знания. Изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизики, астрономию, медицину. Кроме теории, много времени уходило на физическую подготовку.
Готовился и космический корабль. Юра впервые увидел летом 1960 года за девять месяцев до старта. Будущий “Восток” сразу всем понравился. Тогда же они узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов, их познакомили с тепловой защитой корабля. Космический корабль состоял из двух отсеков. Первый – “жилой”. Это кабина пилота с рабочей аппаратурой. Второй отсек – с тормозной установкой, которая обеспечивает посадку корабля. Самый большой предмет в кабине –кресло. В него вмонтирован катапульта, схожая с теми, что имеются на реактивных самолетах. По команде кресло с человеком отделяется от корабля. Кроме катапульты, в кресло вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация для связи в случае вынужденной посадки на воду, запас медикаментов. В кабине расположены аппараты и системы, обеспечивающие нормальные условия жизни и работы космонавта: температуру воздуха, влажность, содержание кислорода и так далее.
Управление кораблем настолько совершенно, что оно вызывало у космонавтов, откровенное чувство восторга учеными и конструкторами.
Мы знали что, в космос корабль выводится многоступенчатой ракетой. Как только “Восток” достигает заданной высоты, он отделяется от ракеты-носителя и продолжает полет самостоятельно. Скорость– около восьми километром в секунду. Ракета, которая вывела на орбиту Земли “Восток”, имела общую мощность двигателей около 20000000 лошадиных сил.
Теперь это уже стало традицией: пред отъездом на космодром космонавты идут на Красную площадь, к Кремлю, к Мавзолею Владимира Ильича Ленина. Так я однажды шагал по морозной, но уже охваченной предчувствием весны Москве. Тысячи людей шли по улице Горького навстречу ему, обгоняли. И никто, конечно, не знал, что готовится грандиозное событие, подобного которому еще не знала история. Я постоял у Кремлевской стены, еще раз взглянул, на Мавзолей Ленина спустился к Москве-реке… В ту же ночь вылетел на Байконур.
Вместе с ним на космодром летели Герман Титов, еще несколько космонавтов, группа научных работников и врач.
Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Он буквально был вдавлен в кресло. Как только “Восток” пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.
Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.
Самым красивым зрелищем был горизонт –окрашенная всеми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному....
Дел после первых полетов в космос у них не убавилось, а прибавилось. Все они продолжали учиться. Совершенствуем знания в области космических полетов. Они не ушли из отряда космонавтов, а продолжаем ежедневно работать в классах и лабораториях, передавая опыт своей смене.
Чудесные ребята готовятся продолжать наше дело! Им будет и легче, и сложнее, чем им. Легче– потому что они уже многое узнали. Труднее – потому что с каждым разом задания будут сложнее, аппаратура – тоже. Судьба выдвигает его в ряды государственных деятелей страны. Его избирают членом ЦК ВЛКСМ, он становится председателем общества дружбы СССР с народом Кубы, депутатом верховного совета СССР. Оказанное ему высокое доверие он постоянно подкрепляет делом. Сенсационный полет в космос не изменил суть и природу. Первого космонавта.
Труд непрестанно обогащал этого человека, открывая в нем все новые и новые черты редкостного личного и профессионального дарования. Вот еще один “секрет” его переменчивости. В нем открылась необычайная динамичность. Каждый день и поныне мы продолжаем, как бы открывать для себя Гагарина. Его черты мы неизменно видим в новых покорителях космоса. Сегодня, от полета к полету, нас буквально захлестывает новейшая информация о достижениях нашей науки и техники, о гагаринцах, творящих небывалое в космическом пространстве, гагаринцах мужественных, волевых, скромных, разносторонне одаренных и… дополняющих черты именитого первопроходца.
Даже тогда, когда люди полетят к другим галактикам, точка отсчета останется прежней: день его полета– 12 апреля 1961 года.
Homo sapiens (человек разумный) –вершина всего, что сотворила природа. Она отменно поработала над своей “конструкцией”, в результате длительной эволюций ставшей разумной за счет самой высокой восприимчивости к окружающему. Но и это самое окружающее неплохо на Земле приспособлено к человеку. В сущности, мы с вами способны жить в мизерном диапазоне температур, давлений, в строго взвешенном сочетаний химических компонентов, в условиях надежной “магнитной” связи с планетой. В пределах строго ограниченных скоростей перемещения.
Подвиг для любого человека начинается на школьной скамье. Он так думает, что это самая подходящая для любого стартовая площадка. Но при этом надо помнить, что человек может состояться не только оттого, что дает ему школа, но еще оттого, что он сам сумеет от нее взять!
Несмотря на раскрывшуюся в нем человеческую разносторонность, в полетах только и мыслил он свое наиболее полное человеческое самоутверждение. Движимый этим, ушел он в свой последний трагический полет, готовя себя ко второму космическому.
Космонавтика в тысячу раз моложе истории человечества, его осознанного опыта. А там, в далеких далях третьего измерения, мы делаем лишь первые шаги. И большинство из них осуществляется в рамках задач, которые лежат за пределами изведанного. Значит, таит в себе необходимость столкновения с различными обстоятельствами, которые подстерегают нас в космосе. Чем окончится каждое такое столкновение, заранее наверняка знать нельзя. Всякий раз космонавт идет навстречу с риском, ни с чем на планете не сравнимым. Чем глубже в этом разберется наша молодежь, тем будет лучше для понимания и восприятия космических полетов и сложности работы космонавтов на космической орбите. Появилось новое поколение комических кораблей, появилось новое поколение космонавтов. Думается, мы пойдем по пути создания больших орбитальных станций, причем с несколькими стыковочных узлами. Будут созданы специальные корабли типа “Прогресс” “Энергия” “Буран” “Мир” с различным назначением, которые будут подходить к станций. Наверное, наиболее целесообразно и оптимально их использовать после стыковки несколько месяцев, годов. А по мере выхода ресурсов такой модуль можно отстыковать и заменить новым. Речь идет о длительных полетах. Вот все, что будет решаться в ближайшие десятилетия. …То, чего мы добились в освоении космоса, - это заслуга не отдельных людей… все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов – это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. … Это – заслуга всего народа. С. КОРОЛЕВ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.