Реферат по предмету "Биология"


Биология как наука 3

Биология — науки о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строе­ние и функции живых существ, а также их сообществ. Она вы­ясняет происхождение, распространение и развитие живых орга­низмов, связи их друг с другом и с неживой природой.

Живому миру характерно необычайное разнообразие. В на­стоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1 млн, видов животных, более 3 тыс. видов бак­терий и сине-зеленых водорослей, сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1—2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов — задача общей биологии.

Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые орга­низмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинст­ва неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный спо­соб описать жизнь — это перечислить основные свойства живых организмов.

1.  Одна   из   наиболее   примечательных  особенностей  живых организмов — это их сложность и высокая степень организации.
Они характеризуются усложненным внутренним строением и со­держат множество различных сложных молекул.

2.         Любая составная часть организма имеет специальное на­значение и выполняет определенные функции. Это относится не только к органам (почки, легкие, сердце и т. д.) и клеткам, но и к внутриклеточным структурам и молекулам.

3.         Живые организмы обладают способностью извлекать, пре­образовывать   и   использовать   энергию   окружающей   среды -либо в форме органических питательных веществ, либо в видеэнергии солнечного излучения. Благодаря этой энергии и веще­ствам, поступающим из окружающей среды, организмы поддер­живают свою целостность (упорядоченность) и осуществляют раз­личные функции, возвращают же в природу продукты распада и преобразованную энергию в виде тепла, т. е. организмы спо­собны к обмену веществом и энергией.

4.          Организмы способны специфически реагировать на изме­нения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее раздражение — универсальное свойство живого.

5.          Живые организмы хорошо приспособлены к среде обита­ния. Они прекрасно соответствуют своему образу жизни. Доста­точно ознакомиться со строением крота, рыбы, паразитического червя, чтобы представить в общих чертах, как они живут. Осо­бенности строения, функций и поведения данного организма, от­вечающие его образу жизни, называются адаптациями (приспо­соблениями),

6.          Самая   поразительная  особенность  живых  организмов -способность к самовоспроизведению, т. е. размножению. Потом­ство всегда сходно с родителями. Существуют механизмы пере­дачи информации о признаках, свойствах и функциях организ­мов из поколения в поколение. В этом проявляется наследствен­ность. Как установлено, механизмы хранения и передачи наслед­ственных свойств одинаковы для  всех видов. Однако сходство родителей и потомков никогда не бывает полным: потомки, буду­чи  похожи  на   родителей,  всегда  в  чем-то  отличаются  от них. В этом состоит явление изменчивости, основные законы которой также общие для всех видов. Таким образом, живым организ­мам   свойственны   размножение,   наследственность   и   изменчи­вость.

7.          Для живого характерна способность к историческому раз­витию и изменению от простого к сложному. Этот процесс назы­вают эволюцией. В результате эволюции возникло все многооб­разие   живых   организмов,   приспособленных   к   определенным условиям существования (см. форзац II).

Уровни организации жизни. Для живой природы характерны разные уровни организации ее структур, между которыми суще­ствует сложное соподчинение. Жизнь на каждом уровне изучают соответствующие разделы биологии: молекулярная биология, ци­тология, генетика, анатомия, физиология, эволюционное учение, экология.

Самый нижний, наиболее древний уровень жизни — это уро­вень молекулярных структур. Здесь проходит граница между живым и неживым. Выше находится клеточный уровень жизни. И клетка, и заключенные в ней молекулярные структуры в глав­ных чертах строения у всех организмов сходны.

Органно-тканепый уровень характерен только для многокле­точных организмов, у которых клетки и образованные из них части организма достигли высокой степени структурной и функ­циональной специализации.

Следующий уровень — это уровень целостного организма. Как бы ни различались организмы между собой, их объединяет то, что они все состоят из клеток.

Вид, объединяющий сходные в основных чертах организмы, составляет более сложный уровень организации жизни. Здесь

действуют свои законы —законы внутривидовых отношений ор­ганизмов.

Наконец, еще более высоким уровнем является уровень био­ценозов, т. е. сообществ всех видов, населяющих ту или иную территорию или акваторию. На этом уровне действуют законы межвидовых отношений.

Совокупность всего живого, населяющего Землю, составляет биосферу. Это высший уровень организации жизни. Законы, ха рактерные для более высоких уровней организации живого ми­ра,   не  исключают  действия  законов,   присущих  более  низким уровням.

Общая биология изучает законы, характерные для всех уров­ней организации жизни.

Методы изучения биологии. Для изучения живой природы биологи применяют различные методы. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность уста­новить закономерности, общие для разных явлений в живой при­роде. 8 эксперименте или в опыте создается ситуация, помогаю­щая выявить те или иные свойства биологических объектов. Ис­торический метод позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. Кроме этих основных методов применяется мно­го других.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, разнообраз­ные химические анализаторы, компьютеры и множество других приборов, позволяющих раскрыть тайны живой материи. Свой вклад в изучение биологии вносят специалисты, казалось бы, да­лекие от биологии: химики, физики, математики, инженеры и многие другие.

Значение биологии. Биологические знания лежат в основе ме­дицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важ­нейшие практические задачи. Одна из них— производство про­довольствия. Для того чтобы обеспечить питанием все увеличи­вающееся население нашей планеты, необходимо иметь высоко­продуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии, прежде все­го законов наследственности, и не опираясь на них в агрономии и зоотехнике.

Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжелых, как сер­дечно-сосудистые, рак, СПНД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.

Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством,— охрана природы и приумножение ее богатств.

Эта задача продиктована тем, что под влиянием хозяйственной деятельности  человека  идет процесс загрязнения  окружающей среды,   вследствие   чего   происходит   сокращение   численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружи тощей среды отрицательно влияет на здоровье человека.

Остановить развитие промышленности и рост городов невоз­можно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, кото рую несет этот процесс природе и самому человеку, что такж< требует глубокого знания законов общей биологии.

Прогресс биологии в XX в., ее возросшая роль среди други>. наук и для существования человечества определяют и ее значи тельно более высокий уровень сравнительно с тем, какой они имела 30—40 лет назад. По уровню биологических исследований можно судить о материально-техническом развитии общества, так как биология становится реальной производительной силой, а также научной основой рациональных отношений между чело­веком и природой.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Реферат Why Art Changed So Drastically Essay Research
Реферат Негативні емоції у дітей 11-13 місяців як прояв прив’язаності до батьків
Реферат Искусство в системе духовных ценностей общества
Реферат Wap Essay Research Paper What is WAPWAP
Реферат Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского середина XIII - середина XVI в.
Реферат Формирование физико-химических свойств пахотных почв лесостепи центрального Черноземья и пути
Реферат Назначение, область применения и состав программных продуктов серии Аналитик
Реферат Информационно–правовая основа службы мировых судей
Реферат Складання патенто-правових документів на "Машину для виймання анодних штирів алюмінієвого електролізера"
Реферат Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина DENIM
Реферат Научный метод типы научной рациональности
Реферат Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Реферат Электрический ток в вакуме. Электронные лампы. Их применение
Реферат Семейные отношения