План. 1. Введение………………………………………………………2 2. История создания экологической тропы…………………. …3 3. Цели и задачи учебных экологических троп………………. 8 Типы учебных троп……………………………………………9 Организация экологической тропы: А) Требования к выбору маршрута………………………. 13 Б) Оборудование экологической тропы…………………. 15 В) Подготовка экскурсоводов…………………. …………16
6. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников………………………………………………………19 7. Заключение……………………………………………………23 8. Литература………………………………………………...…25 Введение.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания“учебного кабинета в природе”. Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой “дикой” природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: 1) педагогов и студентов; 2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;
3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др. Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.
Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников)— это два, два с половиной часа —соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до 1, 5ч) История создания экологической тропы.
Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде“заповедника для пешеходов” –проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.
Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются их составной частью. Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области“Моравский крас” (“Мацоха”), другие — в словацких горах “Малой Фатры” (“Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры”, “Разбойничья тропа” и др. ). Интересен также опыт организации троп природы, накопленный в ГДР. В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своёобразия
Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы— первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта—специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени практически вся территория Эстонии, . включая национальный парк, ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.
Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей пользуется “Тропа зверей” с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея “Лесное эхо” недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа “Солнечная”. Все сооружения тропы выполнены из неделовой древесины, обработанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.
Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район) На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа “Лебедь”. На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе. Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу —целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.
Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп “Измайловская” (в черте Москвы) и “Пущинская” (Московская обл. ), Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии. Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, организовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной “странице” плакат по охране природы, на другой —текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка
Первичная организация ВООП Комсомольского государственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установлено 30 красочных стендов и аншлагов. Большая часть троп в настоящее время сформировалась как туристские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации около 20 учебных троп. В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудовали и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт. , разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации. В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководством лаборатории—экологического образования.
Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для учащихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассники проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.
Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.
Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке“Лосиный остров” —Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке“Сокольники”(школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой протяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), экологической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстетическим качествам тропы создают на Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических (“По реке Горынь”) и природных познавательных (Дахновская). Создание учебных троп для нашей страны —дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения. Цели и задачи учебных экологических троп.
Само название “учебная тропа природы” можно понимать как “мы изучаем природу” и как “природа нас учит”. Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, “каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.
С одной стороны, задачей тропы является своеобразный “природоведческий ликбез”, т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников— научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей . друг с другом и отношения человека к природе
' Особенно широко. тропы. природы позволяют развернуть экологическое . образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама“просит нашей помощи, защиты и любви”. Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой— ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в . других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное... В основе этого лежит феномен. непонимания подростком, а затем и, взрослым состава нарушения, в своём поведении в окружающей природе. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил. Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отдыхающих, показав им не менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трассы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута. Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.
Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом обычно рядом с тропами выделяют защитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточно отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы территорию, свободную от хозяйственного использования. Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки, . зоны отдыха, зеленые зоны городов и даже леса промышленного использования и нелесные площади: тундра, степь, полупустыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охраняемым... . За последние пять лет в нашей стране часто организуют тропы в окрестностях школ, пионерских лагерей, где они создаются силами самих школьников. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где проводится экологический лрактикум и организуется _ природоохранная деятельность учащихся, то ее использование настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе. Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности -—убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, “учителями” и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Типы учебных троп.
Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.
Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.
Прогулочно-познавательные тропы природы, или тропы “выходного дня”, имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий . значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума; подмосковные леса прошлого, их оборонная и строительная роль, превращение коренных лесов в производные. Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоящее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Несмотря на сезонный характер, они приобретают значение своеобразного экологического фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность и т. Д.
Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных, рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой — ведь недолго и замерзнуть. Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты“выходного дня” средней протяженностью 20—30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движения может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназначенные для организованного прохождения под руководством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т. п. ). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для посетителей. Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.
Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.
Прогулочно-познавательные и познавательно-туристические тропы по основной научно-информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими, геологическими. Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они и для посещения отдыхающими. Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы — организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы. Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте. По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером может служить тропа“Пущинская” в Московской области. От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример— тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся экскурсии. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.
Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально “дикой” и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте: в лесу, лесопарке, по берегу реки и т. д. ; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме. Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории. Организация тропы.
Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на территории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, журналисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллективов. С помощью местной системы информации формируется общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по организации учебной тропы. В нее желательно привлекать учителей разных предметов, старшеклассников, студентов. Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ— паспорт на экологическую тропу. Паспорт на учебную экологическую тропу. Местонахождение Проезд далее пешком Землепользователь Постановление органов власти о создании тропы Значение тропы
Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними) Режим использования Необходимые мероприятия Ответственный за охрану тропы Шефствующие учреждения Тропа создана Приложения: а) карта-схема маршрута б) описание экскурсионных объектов Организация экологической тропы: Требования к выбору маршрута.
Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы, дадим краткую характеристику трех главных требований, которым она должна удовлетворять Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия. Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности: причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п. , но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.
Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей. Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но также и своеобразное эхо —отражение от стенок грота звука голосов, проезжающей машины, пролетающего самолета.
Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические“бомбы”, пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их естественном состоянии.
Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут слеует планировать таким образом, чтобы он по воз-можности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями. 2. Доступность для посетителей —одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы. Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе. Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п. ), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию. Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т. е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению, практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями
3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, —непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с природой.
Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса, зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы.
Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района. С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей посещаемой территории. 'Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство — ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождливых дней, в хозяйственной освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы. Оборудование экологической тропы.
Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.
Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами. Лучше, если руководит такой работой учитель географии Желательно, чтобы постоянными консультантами этой рабочей группы были учителя биологии, истории, труда, художественного воспитания. При необходимости для консультации могут привлекаться местные специалисты.
После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, информационные — черным. На оборотной стороне карты д. пог пояснение к цифровым обозначениям. Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом учащихся учитель-организатор планирует работу по комплектации тропы необходимыми объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.
Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы. Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы. Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.
Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.
Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие ;
производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как . много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава.
Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании такого учебного кабинета в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения. Руководят конкурсом учителя художественного воспитания и трудового обучения при консультации учителей биологии и географии. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов. В его состав входят педагоги, родители, шефы, представители общественных организаций, старшеклассники. В торжественной обстановке, на общешкольной встрече объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам школьники на уроках труда и внеклассных занятиях делают соответствующие изделия и устанавливают их на местности. К изготовлению отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители, общественность. Школьники гордятся своим участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего труда и своих товарищей. Подготовка экскурсоводов.
Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична и демонстрация некоторых объектов или явлений (следы животных, фенофазы растений, атмосферные процессы и др. ) требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий. При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария, который воспроизвести в точности практически невозможно.
Проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам несравненно больше, чем знаком- ство с тем же материалом по книге или телефильму, а Однако возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы, разобраться в характере влияния на нее человека появляется только во время более или менее продолжительного пребывания на тропе.
Фактически единственным юридическим лицом, которое во время посещения тропы может осуществлять эффективный контроль за соблюдением природоохранных требований, является экскурсовод, поэтому он должен иметь полномочия общественного инспектора ВООП и уметь ими пользоваться: знать основы природоохранного законодательства и владеть навыками оперативной работы инспектора ВООП. В нашей стране подготовку специалистов такого типа не ведет ни одно из учебных заведений, хотя на кафедрах Ташкентского и Ростовского университетов есть специализация географов для работы в системе туристических учреждений. Таким образом, определенные возможности решения кадровой проблемы существуют, важно лишь, чтобы советы по туризму и экскурсиям поп явили к ней настоящую деловую заинтересованность
Но как бы хорошо ни был подготовлен экскурсавод, эффективность его работы во многом зависит от правильного формирования группы посетителей троп Поэтому в организации путешествия по природной тропе большое значение имеет предварительная информация участников о характере препятствий на маршруте, его протяженности, необходимом снаряжении, достопримечательностях маршрута, особенностях природоохранного режима в его зоне. Самый вероятный контингент участников путешествий по природным тропам — учащаяся молодежь, поскольку именно эта социальная группа представлена наиболее широко среди самодеятельных и неорганизованных туристов. Поэтому при планировании обслуживания на природной тропе и рекламировании его следует ориентироваться прежде всего на этот возраст. От успешного вовлечения этого контининта-учащейся молодежи—в систему планового туризма будет во многом зависеть решение ключевых проблем рационального использования рекреационных ресурсов
Небольшая численность группы диктуется также требованиям техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать не только в горных районах (об этом знают — хотя бы теоретически —все туристы и экскурсанты), но также и в равнинных. Поэтому всю группу, прибывшую к тропе автобусом или поездом, следует делить на подгруппы численностью до 15 человек, в каждой из которых работает свой экскурсовод-инструктор Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.
Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное —принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию. Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения. Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся в процессе создания и использования экологической тропы. Опыт создания экологических троп “Измайловская” и “Пущинская” показывает, что работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в такой последовательности. Первый этап — подготовительный.
Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят —организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, . школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в общем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и возможностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.
После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании“учебного кабинета” в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения. Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школьники гордятся участием в таком серьезном деле и берегут плоды труда своих рук. Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы в московской школе № 446.
Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 человек любителей и знатоков природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего бригада вычертила план-схему маршрута.
Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защищался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем рассказе.
Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.
Вторая бригада — организаторы внутришкольной работы. Эта бригада проводила конкурсы на лучший призыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой бригадой. Условия конкурсов, разработанные учащимися, публиковались в школьной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники конкурсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы, в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товарищей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.
Третья бригада — изготовители —делала стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами. Работа проходилась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.
Четвертая бригада — художники-оформители. Получая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты карандашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, орнамент.
Так работа по оформлению тропы приобрела массовый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к деловому общению и взаимопомощи, приобретали умение распределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.
Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные “действующие лица” экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсоводами становятся члены первой бригады, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик. Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.
В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окружающей среды.
В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся. Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.
К этому времени бригада изготовителей под руководством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и устанавливала дорожные знаки.
Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.
Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась работой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята давали друг другу советы, создавали проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов. Задача учителя —научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.
Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми особенно остро. Посетители тропы задумываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.
Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школьного коллектива. На торжественный митинг приходят родители, учителя, представители Общества охраны природы. За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и методистами, учеными и специалистами, руководителями отделений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города— с аудиторией разного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием— нелегкая задача. Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы. Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе—это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края. Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы, унося в жизнь то, что приобрели на учебной тропе. Школе они оставляют хорошую память о себе, традиции и смену. Знаменательным событием в жизни школьников средних классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного общества “Эколог”. Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обучают младших, консультируют их, готовят к роли экскурсоводов. Рекомендация в экскурсоводы —поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжаются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.
Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреационной зоны, где проложен экологический маршрут, —' “учебный кабинет”, природы. Природа сама учит и воспитывает своих защитников, хранителей ее ценностей. Заключение.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав —важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени— оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа —это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция. Литература.
Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 1986.
Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя– М. : Просвещение, 1984. Дерябо С. Д. , В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.
4. Ремизова Н. И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л “Биология в школе” №6, 2000. 5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М. : Просвещение, 1984. 6. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. Экологическое образование (учебные тропы)– Сб. “общество и природа” МГУ , 1981