Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге
Известно, что территория, где ныне расположен Санкт-Петербург, много веков назад принадлежала Великому Новгороду. Земли здесь не радовали плодородием или пышной растительностью: преобладали чахлые почвы, болота, низкорослый кустарник, негустые леса. Но достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, как велико значение этих мест - и экономическое, и военное. Во времена Петра I, в результате Северной войны захваченные неприятелем земли были возвращены государству Российскому. Именно в ходе этой войны возник Санкт-Петербург в мае 1703 года как го- род-крепость и город-порт, как форпост русского государства на бере- гах Балтийского моря. У каждого только что рождённого города есть отправные пункты его дальнейшего развития. Вокруг них складывается центр, растут жилые и общественные постройки. Для Санкт-Петербурга, ставшего с 1712 года столицей России, такими пунктами были прежде всего Петропавловская крепость и домик Петра I вблизи неё, чуть выше по реке. Однако имелись ещё две точки на левом берегу Невы, важные для формирования города. Это Адмиралтейство - судостроительная верфь и крепость - и Летний дворец Петра немного выше по течению, где от Невы отделяется её рукав Фонтанка, которую тогда называли Безымян- ным ериком. Соседство петровского дворца с прилегающим к нему Летним садом и близость Адмиралтейства предопредилили важность этого места в жизни столицы.
С первых лет существования города одной из самых важных задач, вставших перед его строителями, стало осушение болот. Без этого не- возможно было сооружать здания, даже простейшие, устраивать сады и парки. Для осушения Большого луга в начале 10-х годов XVIII века прорыли два канала между Невой и маленькой речкой Мьёй, позднее наз- ванной Мойкой, - Красный, засыпанный в 80-е годы XVIII века, и Лебя- жий, существующий по сей день. Они отделили луг от Летнего сада с востока и от рабочих слобод с запада, превратив в настоящий остров, так как с севера и юга его ограничивали Нева Мья, продолженная на восток до Безымянного ерика.
Конечно, узенькие каналы нельзя назвать серьёзными водными преградами, но они всё же затрудняли доступ сюда: ведь мостов не было, Пётр запрещал их строить, желая таким радикаль- ным образом поощрить "малое" судоходство. Царь требовал, чтобы "употребляли суда точно так же, как на сухом пути кареты и коляски, а не сорные телеги" и чтобы "каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно". Так что простые горожане на Большой луг и в Летний сад попадали редко. Да к тому же что им было здесь делать? В дворцовый Летний сад их обычно не пускали, ехать отсюда было некуда, разве что на противоположный берег Невы, но такая переправа через широкую реку требовала немалых усилий, и без особой надобности на ту сторону не отправлялись. За время правления Петра I новый город на Неве приобрёл извест ность в Европе и стал привлекать всё больше иностранных путешествен- ников. Они удивлялись, как много удалось сделать здесь за считанные годы. Среди мест, вызывавших особый интерес, был Летний сад с его окружением, включая Большой луг. Летний сад увековечен во многих произведениях искусства, к нему не раз обращались художники и поэты, и рассказывать о нём можно бесконечно. Сад важнейшая часть ансамб- ля Марсова поля, его восточный "фасад". В XVIII веке на протяжении целых десятилетий они составляли одно художественное целое. "Летний сад был разбит на громадном пространстве, захватывая часть Царицына луга" писал историк города В. Авсеенко, и это утверждение совпадает со многими другими описаниями старого Петербурга.
Летний сад - почти ровесник города, он существует с 1704 года. В его создании и украшении принимали участие видные архитекторы: Ж-Б. Леблон, И. -Г. Маттарнови, М, Земцов, мастера-садоводы Я. Роозен, И. Сурмин, Л. Лукьянов, И. Яковлев и другие не менее известные архитек- торы. По замыслу Петра, сад должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. Здесь, на левом берегу Невы, была своего рода периферия, отделённая широкой водной гладью реки от шума и суеты первой петербургской площади.
В северо-восточной части сада, где до основания города находилась мыза (усадьба) шведского майора Конау, по проекту Д. Трезини построили небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. В 1710 году на чали "бить сваи" под фундамент, к весне 1712 года здание было вчерне завершено, но отделка фасадов и интерьеров продолжалась до 1714 года при участии А. Шлютера. Прямоугольное в плане здание имеет мало обще- го с дворцом в обычном понимании этого слова, оно невелико и сравни- тельно скромно. Фасады первоначально украшали лишь наличники окон и русты по углам; чуть позднее между окнами первого и второго этажа были размещены двадцать девять рельефов из терракоты на темы антич- ной мифологии, иносказательно напоминающие события Северной войны.
Планировка двух этажей дворца одинакова: в каждом по шесть жилых комнат, поварня, коридор и комната для дежурных денщиков и фрейлин. Внизу были апартаменты Петра, наверху - покои Екатерины I. Хотя дале- ко не всё внутреннее убранство сохранилось, многое в комнатах выгля- дит так, как при основателе города. В 20-е годы XVIII века Летний сад быстро расширялся и благоуст раивался. К концу царствования Петра он был по размерам куда больше существующего в наши дни, включая территорию нынешнего Михайловского сада и место, где позднее появился Инженерный замок с его окружени- ем. В то время обычно различали три царских Летних сада: первый за- нимал северную часть современного, от Невы до поперечного канала, позднее ликвидированного (он делил территорию примерно пополам), второй - южную часть, от канала до Мойки, третий простирался южнее этой речки.
Как известно, садово-парковое искусство знает два основных типа садов регулярные и пейзажные (их иногда ещё называют соответствен- но французскими и английскими). Летний сад создавался как регуляр- ный, или, как его ещё именуют, архитектурный - с чёткой планировкой, прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником, зачастую в форме правильных геометрических фигур: шара, куба, пира- миды. Образцом был Версаль, знаменитая резиденция монархов Франции под Парижем. Пётр хотел, чтобы его сад превзошёл парк "короля-солн- ца" Людовига XIV. Где бы он ни был и чем бы ни занимался, царь не забывал про свой "огород" (так иногда называли в то время сады), требуя, чтобы сюда доставляли ценные сорта деревьев и цветов, вся- ческие диковинки, чтобы приглашались искусные мастера-садоводы.
Как выглядел Летний сад в 20-е годы XVIII века, даёт представ- ление дневник камер-юнкера Ф. -В. Берхгольца, приезжавшего несколько раз в Петербург в свите герцога Голштинского. "Сад это, - читаем мы, - имеет продолговатую форму; с восточной стороны к нему примыкает Лет- ний дворец Петра I, с южной оранжерея, с западной - большой краси- вый луг, на котором при всех празднествах обыкновенно стоит в строю гвардия.... а с северной он омывается Невою, в этом месте довольно широкою". Обратите внимание в этом описании на "большой красивый луг" к западу от Летнего сада - это будущее Марсово. Парадной частью сада при Петре была северная, примыкавшая к Неве, где обычно проис ходили празднества, торжественные церемонии. Именно здесь располага- лось больше всего "садовых затей", восхищавших современников. В 1715 - 4 - году в этой части сада архитектор И. -Г. Маттарнови, один из строите- лей здания Кунсткамеры на Васильевском острове, возвёл на берегу Не- вы три галереи. Особенно нарядной была центральная, расположенная на главной оси сада, примерно посередине между Фонтанкой и Лебяжьим ка- налом. Её украшали двенадцать парных мраморных колонн, широкий про- ход посередине был устлан белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, приобретённая для Петра в Италии. Царь настолько дорожил скульптурой, что даже приказывал ста- вить для её охраны особых часовых. Мраморная богиня , названная позднее Венерой Таврической, ибо она долго находилась в Таврическом дворце, ныне хранится в государственном Эрмитаже.
От галереи вела вглубь сада аллея. На ней были оборудованы че- тыре площадки с фонтанами. Во время торжеств и приёмов на первой площадке, Дамской, обычно находилась Екатерина I с придворными дама- ми, на второй, Шкиперской, сам Пётр, проводивший здесь время в мужс- кой компании, потягивая пиво, беседуя и развлекаясь игрой в шашки. Шкиперскую площадку окружали четыре декоративно подстриженных куста, в стороне был выкопан пруд. В беседке на острове посреди пруда часто любил уединяться Пётр. Повернув от четвёртой площадки по боковой аллее налево, К Фон- танке, посетитель через минуту-другую оказывался перед Гротом.
Этот павильон прямоугольной формы завершался куполом, увенчанным шестиг- ранным фонариком, стены его были украшены колоннами и скульптурами, а соединённые арками три зала отделаны туфом, причудливыми раковина- ми, мелкими разноцветными камнями и толчёным стеклом. Казалось, что это сказочная пещера. Общее внимание привлекал тогда и спроектированный Леблоном птичник, где содержались орлы, чёрные аисты и другие диковинные пти- цы. Он напоминал, по словам историка искусства А. Новицкого, "необык- новенно красивую архитектурную игрушку самой затейливой конструкции в форме индо-китайской пагоды: в плане представляя осмиугольную звезду, почти сплошь покрытую резным орнаментом" с крышей, увенчан- ной золочёным флюгером в виде дракона.
Не раз вспоминали современники о фонтанах петровского Летнего сада. Хотя они и уступали по масштабу и оригинальности замысла фан- тастической водяной феерии Петергофа, но очень оживляли аллеи и пло- щадки. В 1721-1724 годах в Летнем саду, на месте одноэтажной царской - 5 - "мыльни", архитектор ван Звитен возвёл второй Летний дворец, распо- ложенный симметрично первому, у ответвления от Невы Лебяжьего кана- ла. Существовал он недолго и не сыграл заметной роли в формировании облика близлежащих мест. Куда более интересным сооружением оказалась так называемая "Зала для славных торжесвований", построенная на бе регу Невы, в 1725 году в считанные месяцы для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Карлом Фридериком Голштейн-Готторпским. Возвести её "в самом кратком времени преизрядным художеством" было поручено одному из первых крупных российских архитекторов М. Земцову.
Богато и нарядно выглядели фасады: плоскость стен между окнами (их насчитывалось пятьдесят два) оживляли пилястры, соединённые гирлян- дами, линия парапета по краю крыши прерывалась вазами на пьедеста- лах. Почти всё пространство внутри занимал огромный двухсветный зал, украшенный живописью на батальные темы и шпалерами, к нему по сторо- нам примыкали два более низких, одноэтажных помещения. Вход, над ко- торым располагалась скульптурная композиция с фигурами Марса и Неп- туна, находился в центре, связывая зал непосредственно с аллеями са- да. Из "забав" и украшений петровского времени до наших дней почти ничего не дошло, зато сохранилась ценнейшая коллекция садово-парко- вой скульптуры - около девяноста мраморных статуй и бюстов. Приобре- тённые по распоряжению Петра I главным образом в Италии, они выпол нены мастерами венецианской школы П. Баратта, Дж. Бонацца, А. Тарсия, Дж. Зорзони и другими.
В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие погибли или "перекочевали" в летние загородные царские рези- денции и в Эрмитаж. В числе статуй - бюсты (их тогда называли "груд- ные штуки") Александра Македонского, Юлия Цезаря, римского императо- ра Траяна, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христи- ны, фигуры героев античной мифологии, аллегоричные изображения при- родных явлений или отвлечённых понятий ("Ночь", "Полдень", "Утро", "Закат", "Навигация", "Астрономия" и так далее). Одна из самых из вестных скульптур - "Мир и изобилие" работы П. Баратта, аллегория Ништадтского мира. Сидящая женская фигура, олицетворение России, держит в правой руке опрокинутый факел - символ окончания войны, в другой руке у неё - рог изобилия. Рядом стоит крылатая богиня Побе- ды, венчая Россию лавровым венком. В петровское время скульптуры, фонтаны, павильоны украшали главным образом первый и частично второй Летний сад. Но и третий не - 6 - пустовал. Здесь, на южном берегу Мойки, где теперь находится в Ми- хайловском саду павильон Росси, в 1712 году начали строить небольшой дворец для Екатерины I. Завершённый золочёным шпилем с фонариком, он выглядел довольно богатым и назывался "Золотые хоромы". Конечно, эпитет "богатый" применим к нему лишь в сравнении с обычными пост ройками тех лет, а рядом с великолепными царскими резиденциями более позднего времени он показался бы маленьким и невзрачным. Этот дворец дал ещё одно название Большому лугу - Царицын луг.
Именно оно чаще всего употреблялось во второй половине XVIII века и даже в XIX веке. Всевозможные хозяйственные постройки вокруг дворца: конюшни, оранже- реи, амбары - занимали большую территорию, ограниченную Мойкой, Большой прешпективой (Невским проспектом), Кривушами (каналом Грибо- едова) и Фонтанкой. По воспоминаниям одного из современников, в на- чале 20-х годов XVIII века в саду у "Золотых хором" ещё ничего не было, кроме фруктовых деревьев, преимущественно яблонь, да пяти пру- дов, где разводили живую рыбу для царских трапез. Зато в оранжереях и парниках зрели редкие для северных мест плоды - бананы, ананасы и другие дары щедрого юга. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки отвели место для прогулок, отсюда наплавной мостик через Мойку вёл во второй Лет- ний сад. В своём любимом "огороде" Пётр I нередко устраивал ассамб- леи - приёмы гостей, где "можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается.... ". Учреждённые ука- зом от 26 ноября 1718 года, они сыграли заметную роль в ломке старо- го быта. Гости обычно съезжались к пяти часам пополудни и оставались до позднего вечера, а чтобы никто не мог уйти до окончания ассамблеи, Пётр приказывал запирать ворота садовой ограды. Пока приглашённые веселились или, наоборот, скучали, рядом с садом, на Большом лугу, играли оркестры. Они состояли, как вспоминал очевидец, "из несколь- ких труб, фаготов, валторн, гобоев и литавр. Капельмейстер из сол- дат.... бил там в огромный турецкий барабан и нередко считал четвер- ти, отчего и сам не всегда попадал в темп". К началу празднества на лугу обычно "выстраивались Преображенский и Семёновский полки, царь угощал солдат, поднося собственноручно из деревянных чашек вино и пиво. Народ толпился около горячих пирогов и печёного хлеба, жареных туш свиней, баранов и быков с золочёными рогами, которые нередко раздавал сам Пётр".
После смерти Петра I центр политической и общественной жизни - 7 - государства на некоторое время переместился в Москву. В начале 1728 года туда выехала царская семья и двор, и переезд этот имел отчётли- вый политический смысл, означая временное торжество противников пет- ровских реформ. Они стремительно бежали из неуютного для них города, и это, конечно, сказалось на молодой столице: в её облике всё замет- нее стали проступать черты упадка и запустения. Однако уже в 1732 году императрица Анна Иоанновна, возведённая дворянством на трон с требованием вернуться к политике Петра, возвратилась в Петербург, а за ней волей-неволей потянулся и двор. Строительство в городе возоб- новилось, но в 1736-1737 годах опустошительные пожары уничтожили большую часть построек на Адмиралтейской стороне, в том числе и у Летнего сада.
Бедствие заставило упорядочить застройку города, хоть немного уменьшить скученность. В 1737 году учредили так называемую "Комиссию о Санкт-Петербургском строении", сыгравшую важную роль в развитии города. С конца 20-х годов характер застройки города заметно изменился. Если при Петре в первую очередь возводили здания практического наз- начения - жилые дома, всевозможные хозяйственные сооружения, - то теперь силы и средства обращались главным образом на возведение дворцов и храмов. Произошла и стилевая эволюция: сдержанность архи- тектурного оформление уступила роскоши и великолепию. Середина XVIII века стала периодом безоговорочного господства в русском зодчестве нарядного, праздничного, ликующего стиля барокко. В Петербурге, в том числе и у Летнего сада, были созданы здания, характерные для ар- хитектуры этого стиля. Это прежде всего творчество зодчего Бартоло- мео Франческо Растрелли (1770-1771). Около Летнего сада построек его не сохранилось, но на определённом этапе формирования ансамбля его здания - и прежде всего Летний дворец Елизаветы Петровны - играли здесь главную, определяющую роль. Поэтому нельзя не вспомнить об их авторе. Будущий зодчий, сын известного скульптора Бартоломео Карло Растрелли, приглашённого в Россию Петром I, приехал сюда шестнадца- тилетним юношей вместе с отцом и провёл здесь почти всю жизнь. В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила молодому Растрелли со- орудить для неё новый одноэтажный Летний дворец рядом с Большим лу- гом, на месте "Залы для славных торжествований". Приказ был выполнен быстро. "Я построил деревянный дворец напротив Большой реки Невы, - вспоминал позднее архитектор, - состоявший из 28 комнат с большим за- лом. С большим спуском к воде для барок и придворных шлюпок".
В начале 40-х годов Растрелли начал возведение ещё одного Лет- него дворца, на этот раз для правительницы Анны Леопольдовны. Место для него было выбрано в третьем Летнем саду, у самого Большого луга (там, где сейчас Инженерный замок). Пока велось строительство прои- зошёл дворцовый переворот, и на престол вступила Елизавета Петровна. Она и стала хозяйкой нового здания. В середине и второй половине XVIII века именно оно прежде всего бросалось в глаза всем, кто попа- дал в эти места. Его стали называть Летним дворцом Елизаветы Петров- ны. "Строение этого дворца, - читаем мы в документах того времени, - начато 24 июня 1741 года. Повелено строить с крайним поспешанием". К 1744 году здание вчерне было закончено, продолжалась лишь отделка. Сам Растрелли писал о дворце: "Это здание имело более 160 апартамен- тов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зерка- лами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прек- расными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позоло чены". Не случайно в этих немногих строках несколько раз встречается слово "украшение": богатство декоративного убранства имело для архи- тектора первостепенное значение. Хотя
Летнего дворца Елизаветы Пет- ровны уже давно нет, рисунки, гравюры, картины, планы XVIII века да- ют возможность достаточно отчётливо представить его облик. С Потеш- ного поля открывался вид на главный фасад дворца, обращённый на се вер, к Мойке и Летнему саду. На фоне светло-розовых стен эффектно выделялись белоснежные пилястры и резные наличники огромных окон второго, парадного, этажа. Нарядно выглядела балюстрада со статуями, разорванный фронтон над центральной частью фасада, украшенный резной декоративной скульптурой с гербом императрицы. К парадному подъезду вели не только два марша широкой лестницы, но и два пандуса.
Перед дворцом был раскинут партерный цветник, тоже по рисунку Растрелли, в его центре били фонтанные струи, а вдоль Мойки тянулись аккуратно подстриженные деревья, похожие на зелёные пирамиды. Чтобы Елизавете Петровне было удобно гулять в нём, через Мойку в 1744 году соорудили специальную крытую деревянную галерею. Внутри этого "служебного пе- рехода" висели картины. Те, кто приезжали во дворец, видели сначала не северный фасад, обращённый к Мойке, а противоположный, южный. Дворец с его, окружением был по существу, усадебной постройкой, мало связанной с остальным городом, хотя и занимал в его центральной час- ти большую территорию. После завершения строительства Летнего дворца - 9 - у северо-западного крыла здания по чертежам Растрелли построили не- большой павильон Эрмитаж, а возле него появился "возвышенный сад на каменном фундаменте" с двумя прудами. Ещё через несколько лет архи- тектор перекинул через Фонтанку Акведук, украшенный балюстрадой, ка- риатидами на опорах, гирляндами, венками; вскоре к северо-восточному крылу дворца пристроили, тоже по проекту Растрелли, "новый большой галерейный зал", убранный не менее богато, чем главные парадные по- мещения, а также придворную церковь. Дворцовая усадьба дополнялась всё новыми и новыми постройками, созданными в основном рукой одного мастера, которому помогали архитекторы Алексей Евлашев, Николай Ва- сильев и многие другие. Вблизи дворца устроили лабиринт с сетью из вилистых дорожек, карусели и другие "забавы" - вполне в традициях садово-парковой архитектуры XVIII века. Елизавета Петровна любила свой Летний дворец. Весной, 30 апреля, она обычно переезжала в него с двором из Зимнего дворца и жила здесь до 30 сентября, так что в эти месяцы сюда перемещался центр государственной жизни. Тут часто происходили официальные приёмы, всевозможные торжества. Не потерял своего значения дворец и после смерти дочери Петра. Вскоре после постройки Летнего дворца с юга Летнего сада, на его границе на северо-западе, у Невы, выросло другое сооружение Растрелли - так называемый Оперный дом на Царицыном лугу. Он был возведён в 1750 году в считанные месяцы, после того, как пожар унич- тожил существовавший до этого Оперный театр вблизи Невской проспек- тивы. По-видимому, в творчестве великого архитектора театр на Цари- цыном лугу оказался постройкой заурядной. О нём даже не всегда вспо минали биографы Растрелли. Сооружение не вызывало одобрения: оно по- казалось слишком тесным и неудобным.
Много работал Растрелли и в самом Летнем саду: сохранилось нес- колько десятков чертежей архитектора к различным сооружениям. С его именем связано строительство амфитеатра с цветочным партером против второго Летнего дворца, где с луга был вход в сад по мосту, переки- нутому через Лебяжий канал. Амфитеатр украшали беломраморные вазы и бюсты римских императоров, они эффектно выделялись на фоне зелёной стены. Важнейшей работой 60-80-х годов было благоустройство набережных Невы. На целые километры "низкие топкие" берега покрылись камнем, и это заставило по-новому "зазвучать" расположенные здесь площади и здания. Рядом с Царицыным лугом, перед Летним садом, выросла изуми- 10 - тельная по совершенству пропорций решётка, Выполненная в 1771-1784 годах по проекту архитектора Ю. Фельтона, одного из главных творцов невских набережных, и П. Егорова. "Лучшею в мире" назвала эту ограду Анна Ахматова. Как и в прежние годы, строителям Петербурга приходилось вести жестокую борьбу со стихией. Одним из самых опустошительных было на- воднение 1777 года, оно причинило особенный ущерб низинам, в том числе Царицыну лугу и Летнему саду. Для сада наводнение оказалось роковым: лёгкие парковые сооружения, фонтаны, другие "забавы" были сметены потоками воды, даже не все многолетние деревья выдержали бу- рю. Постепенно внешние следы стихийного бедствия исчезли, но многое из того, что подверглось разрушению, например фонтаны, так и не было восстановлено.
В 80-х годах XVIII века был построен дом Н. Салтыкова на севе- ро-западе Летнего сада. Фельдмаршал князь Николай Иванович Салтыков был одним из приближённых Екатерины II, воспитателем её сына Павла и внуков - Александра и Константина; само место, отведённое для жилища этого вельможи, красноречиво говорит о его положении в высшем об- ществе. Генерал-фельдмаршал, кавалер всех русских орденов, он зани- мал весьма высокие государственные посты, был президентом военной коллегии, председателем Государственного совета и Комитета минист- ров, не отличаясь при этом ни талантом, ни высокими человеческими достоинствами. Проект его дома выполнил Джакомо Кваренги (1744-1817). Кваренги повторил судьбу не одного талантливого архи- тектора-иностранца: почти полная безвестность в родной стране и блестящий, бурный взлёт в далёкой России. Значение дома Салтыкова в творчестве зодчего довольно скромно, но в ансамбле Летнего сада он не заметен. Четырёхэтажный дом Салтыкова обращён фасадами на Марсово поле, Дворцовую набережную и Суворовскую площадь, сформированную позднее, в начале XIX века.
С четвёртой стороны к нему примыкает ря- дом стоящий дом. Во время строительства здания его западная сторона выходила в сад, тянувшийся до служебного корпуса Мраморного дворца и отделённый от Царицына луга забором. Эта сторона оставалась "глу- хой", и лишь в 20-е годы XIX века при устройстве предмостной площади и перепланировке всего района прорубили окна, которые оживили мрач- новатый вначале фасад. Современное здание имеет в плане форму удли- нённого прямоугольника с поясом посредине. Сначала решено было пос тавить его основным фасадом к Неве, причём этот фасад оказался в два - 11 раза уже бокового, "глухого", Обращённого на запад. Дом встал как бы торцом к Неве и Марсову полю.
В 1784 году рядом с домом Салтыкова началось строительство особняка Бецкого, законченное три года спус- тя. Четырёхугольное в плане, с большим внутренним двором, дом Бецко- го занимает территорию между Марсовым полем, Лебяжьим каналом, Двор- цовой набережной и домом Салтыкова. Стилистически оба здания близки друг другу, оба они - памятники архитектуры русского классицизма 80-х годов XVIII века. Кто автор проекта дома, точно неизвестно. Од- но время считали, что им мог быть Ж. -Б. Валлен-Деламот, строитель Большого Гостиного двора на Невской проспективе и Малого Эрмитажа. Возможным автором называли и И. Старова, назначенного в 1784 году главным архитектором "Конторы строений домов и садов её величества", которую возглавлял Бецкой. Но всё же это лишь предположение. С ноября 1833 года по август 1834 года совсем рядом с Летним садом на Пантелеймоновской улице (ныне дом 5 по улице Пестеля, сох- ранился в перестроенном виде) жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, и часть дня проводил в Летнем саду. Чтобы попасть туда, ему приходилось миновать Пантелеймоновский мост. 11 июня 1834 года он писал жене: "Летний сад мой огород. Я вставши ото сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, читаю и пишу. Я в нём дома".
К этому времени в сравнении с XVIII веком и вид, и характер Летнего сада изменились. В 1824 году, второй раз в своей истории после 1777 года, он подвергся опустошительному наводению, после ко- торого на месте разрушенных и повреждённых построек появились новые. Там, где стоял Грот, вырос замечательно лёгкий и изящный "Кофейный домик" по проекту К. Росси, а вблизи него - другой небольшой павильон "Чайный домик", созданный архитектором Л. Шарлеманем, автором решётки вдоль южной границы сада. Недалеко от неё, на берегу Карпиева пруда, в 1839 году установили большую, почти пятиметровую вазу из эльфдаль- ского порфира, подаренную России шведским королём. Постепенно круг людей, посещавших Летний сад, стал расширяться. Не только высокопос- тавленные чиновники и вельможи, но и не столь знатные горожане охот- но проводили здесь свободные часы. В саду, куда волей поэта водил гулять юного Онегина гувернёр-француз, Пушкин мог видеть бесчислен- ных прототипов своих персонажей. Действительно, Весь Летний сад - "Онегина" глава - 12
В аллеях сада можно было встретить многих других известных ли- тераторов: И. Крылова, В. Жуковского, А. Дельвига, и других. Тарас Шев- ченко в бытность студентом Академии художеств часто рисовал статуи в Летнем саду. Едва ли найдётся поэт, живописец, композитор, живший в Петербурге и не бывавший здесь, равно как и на Марсовом поле. Летний сад - восточный зелёный сосед Марсова поля - настоящий музей искусства. Дивная решётка, дворец Петра I, памятник Крыло ву, "Кофейный" и "Чайный" домики, беломраморные скульптуры, порфирная ваза. Там есть небольшая гранитная площадка, созданная по проекту ар- хитектора Г. Пильникова. На ней четыре чугунных треножника работы К. Росси, а за ними изящная скульптурная группа неизвестного автора начала XVIII века "Амур и Психея". Она напоминает о древнем мифе: юная Психея нарушила запрет своего возлюбленного, бога любви Амура, - никогда не пытаться увидеть его лицо. Ночью, при мерцании светильни- ка молодая женщина, склонившись над спящим, робко и восхищённо смот- рит на прекрасные черты, чтобы заплатить затем горькой разлукой за этот запретный миг. Но всё это экспонаты. Примечателен и сам зелёный наряд сада. Здесь больше двух с половиной тысяч деревьев: липы, ду- бы, клёны, ясени и другие породы, устойчивые к колебаниям капризной погоды Балтики. Около шестисот из них - старожилы, им свыше ста лет. Украшают сад цветы и декоративный кустарник примерно тридцать сортов: акация, сирень, барбарис, жимолость и многие другие.
Если у вас когда-нибудь появится возможность подробно осмотреть Летний сад не упускайте её. Не спешите, посмотрите на деревья, кус- тарники окружающие вас, почуствуйте красоту самой природы этого мес- та, посмотрите на каждую скульптуру, вспомните страницы истории - и вы непременно почувствуете удивительную завораживающую власть Летне- го сада, где ещё раз думаешь с гордостью о мужестве, труде и искус- стве Человека. Список использованной литературы: 1. "Архитектурный ансамбль Марсова поля" В. С. Шварц издательство"Искусство" (Ленинградское отделение), 1989г. 2. "Летний сад" Н. Семенникова Лениздат, 1970г. 3. "Поэзия садов" Д. Лихачёв Лениздат, 1981г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.