Реферат по предмету "Культура и искусство"


Зодчество на Руси

Зодчество на Руси

           После
монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и
застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры
строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая
преемственность. Поэтому во многом приходилось начинать сначала. Строительство
теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и
Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь). Географическое
положение Пскова , постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили
развитие здесь оборонного зодчества. В ХIV – ХV вв.
возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и “Довмонтова города”. К
началу ХVI в. общая
протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.

          Псковские
храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк
не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия со взвоза, 1494 г. и
др.). Архитектурный облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами,
папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного
фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над
погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.) Вековые традиции, гибкость
архитектурного мышления , практичность создали заслуженную славу псковским
зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого
Российского государства.

         В “послекуликовский”
период московского зодчества (рубеж ХIV –ХV вв.)
каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в
Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске. Дошедшие до нас
постройки представляют новый тип одноглавого храма башнеобразной конструкции,
поднятого на высоком цоколе; со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных
закомар и кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом, с системой
лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице – Сергиева
монастыря, 1422-23 гг; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря в Москве,
1425 – 27 гг.)

          На рубеже XV – XVI вв. начался новый
этап развития каменного зодчества. Творения русских мастеров в
монументальных формах отражали крупные перемены, происходившие в жизни страны.
С превращением Москвы в столицу независимого единого государства, формированием
представления о ней как об оплоте Православия связано стремление поднять
художественный и технический уровень московского строительства.  Искуснейшие русские мастера (псковичи,
тверичане, ростовчане) работали здесь рядом с лучшими зодчими Европы.  В результате московское зодчество теряло
региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.  К концу  XV в. белокаменный Кремль
Дмитрия Донского (1367 г.) обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля
(1465-95 гг.) были приглашены итальянские мастера (миланский инженер Пьетро
Антонио Солари и др.). Новые кирпичные стены (протяженностью более 2 км с 18
башнями) оказались не только прекрасным укреплением, но и замечательным
произведением искусства. В 30-е годы  XVI в. была возведена вторая
линия каменных укреплений в Москве – стены Китай-города (зодчий Петрок Малый),
а в 1585-93 гг. – третья – Белый город (мастер Федор Конь). Своеобразным итогом
развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский  кремль (1595-1602 гг., зодчий Ф.Конь).

          Инженерный и
эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей
(Новгород,1490-1500 гг.; Нижний Новгород,1500-11 гг.; Тула, 1514-21 гг.;
Коломна, 1525-31 гг. ).

          На Соборной
площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были
возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-79 гг.)
итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского
Успенского собора, творчески соединил 
наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием
архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение,
поразившее современников “величеством, высотою, светлостью, звонкостью и
пространством”. Композиция нового собора была взята за образец при
строительстве Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524-25
гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.), Софийского
собора в Вологде (1568 – 70 гг.) и др. В 1505 – 09 гг. итальянец Алевиз
Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его
наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь
откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского
строительства, знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве.
Благовещенский собор (1484 –86 гг.) и церковь Ризположения (1484 – 86 гг.),
построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского,
владимирского и раннемосковского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади
Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1467 – 91
гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми
сводами с мощным опорным столбом посредине; и высокий столпообразный храм –
колокольня Иоана Лествичника (Бон Фрязин, 1505 – 08 гг.), представлявшая собой
башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Изящество постройки
подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы.

          Сложение
новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В 1-ой половине ХVI в. русские зодчие
осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового
храма. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе
Коломенском (1530 – 32 гг.). Это поистине русская во всех формах постройка,
порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма. Композиция церкви
складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с
выступающими притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с
главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для
обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент важному событию –
рождению наследника престола. Сложная форма двускатных кокошников,
восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение
центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы Иоана
Предтечи в селе Дьякове также свидетельствуют о воздействии деревянного
зодчества.

           Русскими
зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 – 61 гг. в память о взятии Казани
воздвигнут на Красной площади собор Покрова, “что на рву”. Архитектурный
ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в
названиях которых отразились казанские события. Храм на Красной площади, как
отмечали иностранцы, “построен , скорее, как бы для украшения, чем для
молитвы”. Светское начало в нем превалирует над культовым. Это высшая точка
развития русского зодчества ХVI
в.

            Во 2-ой
половине ХVI в. в
культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Стоглавый церковный
собор 1551 года строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было
приказано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора,
шатровые постройки, противоречащие византийским образцам, были запрещены. В
результате появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского
шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове,в архитектуре вновь
наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности
(церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы, 1598 – 99 гг. В целом,
зодчество ХVI в. по
масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее
ярким этапам в истории русской архитектуры.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розвиток образотворчого мистецтва і архітектури на Україні в XVI
Реферат Брожение
Реферат Beowulf Essay Research Paper Beowulf is considered
Реферат История Франкского Королевства эпохи Каролингов
Реферат Загадка стихотворения Р-Л Стивенсона Бурная ночь
Реферат Опавское княжество
Реферат Цивилизации в условиях глобализации к сотрудничеству в решении продовольственной проблемы
Реферат Истоки и смысл тоталитаризма
Реферат Николай Второй 2
Реферат Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации: история становления и развития
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов инструментальные средства маркетинговых интернет-коммуникаций
Реферат Философские истоки и основы мировосприятия И. Бродского
Реферат История появления механизмы устройства и принцип работы швейной машины
Реферат Русская духовность и особенности религиозности
Реферат Themes In The Sun Also Rises Essay