Реферат по предмету "Медицина"


Психическая напряжённость и её влияние на деятельность.

Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологии Р Е Ф Е Р А Т Психическая напряжённость и её влияние на деятельность. Автор: Преподаватель: В. К. Сафонов 1998 Содержание: О психических состояниях вообще Понятие “психическая напряжённость” Ситуации, вызывающие психическую напряжённость Психическая напряжённость и напряжение Влияние напряжённости на деятельность
Мотивы человека и состояния напряжённости (операционная и эмоциональная напряжённость) Выводы Литература О психических состояниях вообще
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.
Различные авторы дают разные определения понятия “психическое состояние”. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко считают, что причина замедленного научного познания психических состояний человека заложена в самой их природе. Так, имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н. Д. Левитов, Ю. Е. Сосновикова и др. ) прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Мне наиболее полным и простым представляется определение Н. Д. Левитова: Психическое состояние –это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Левитов считает, что психическое состояние –это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния. Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней. Понятие “психическая напряжённость”
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие “стресс”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д. , а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания. Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Ганс Селье и его школа дали глубокий анализ изменений в организме под действием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.
Против такого смешения выступил, в частности, видный американский учёный Р. Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Восстановление гомеостатической устойчивости осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипный характер реакций при физиологическом стрессе.
Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учёта таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказуемы. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой– страхом и т. п. Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. В целом считается, что главной составляющей, “фундаментальным компонентом” психологического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности, эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяются в большинстве исследований в качестве основной характеристики этого состояния. Неудивительно, что некоторые исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др. ). Между тем, если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным, включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и другие).
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия “стресс”, отягощённости его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы этому понятию предпочитают другое–“психическая напряжённость”, так как этот термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях. Итак, состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, её мотивацией и т. д. Ситуации, вызывающие психическую напряжённость
В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как “сложные”, “трудные”, “особые”, “эмоциогенные”, “критические”, “аварийные”, “чрезвычайные”, “экстремальные”, “сверхэкстремальные”, “гиперстрессовые” и т. п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания рассматриваемых ситуаций. Прежде всего, не выдерживается какое-то одно основание деления. Так, в одном случае акцент ставится на характеристике объективных особенностей стимуляции (“сложные условия”), в другом– на отношении субъекта к этой стимуляции (“трудные условия”), в третьем –на преобладающем компоненте возникшего состояния (“эмоциогенные условия”) и т. д. Более того, встречается разное понимание одних и тех же терминов. Так, понятие “экстремальные условия” одни авторы определяют как “неблагоприятные для жизнедеятельности”, другие–как “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта” (Небылицын, 1966), третьи–как условия, требующие мобилизации обычных “буферных”, а иногда и “аварийных” резервов организма (Ломов, 1970). Конечно, эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг друга, но каждый из них, тем не менее, акцентирует лишь одну сторону экстремальности.
Возникает вопрос: какова природа стрессоров и в какой мере возможна их систематизация?
Экстремальность как особенность стрессоров. Хотя существует несколько определений экстремальности, но при употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идёт не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Действительно, к ним относятся те виды стимуляции, которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием (например, шум при испытании реактивных двигателей на стенде). Кстати, экстремальность в этом случае создаётся не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности (примером могут служить исследования, посвящённые проблеме функционирования организма и психики человека в условиях сенсорной депривации). Экстремальность обусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую среду, в которой может протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т. п. ), характер действия стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т. п. ), объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации в ограниченное время, отсутствие информации, необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т. п. ). Одним из важных, но до сих пор мало исследованных факторов экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенно определять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её эффект. Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп психической активности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведёт к возникновению психической напряжённости. Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том, что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество экстремальности.
Однако эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическим действием, но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Так, непосредственная опасность для жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами, могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или, например, в связи с религиозными мотивами. Психология располагает большим числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объём знаний и т. д. существенным образом корригируют влияние объективных свойств раздражителя.
Это даёт основание считать, что “основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т. е. субъективному фактору” (Kofta, 1973). Отсюда ясна тщетность усилий найти специфические факторы, обусловливающие возникновение психологического стресса. Внешняя ситуация способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.
Экстремальность может иметь разную степень выраженности. Предположим, такие ситуации, как сдача очередного экзамена, посещение зубного врача (описываемые в литературе как стрессогенные), обладают для субъекта меньшей степенью экстремальности, чем, скажем, вождение автомобиля в часы пик (если речь идёт о неопытном водителе). Хотя все эти ситуации порождают психическую напряжённость, но для субъекта они имеют разную меру экстремальности: так, первые две ситуации оцениваются как трудные, при этом они могут быть как эмоционально отрицательными, так и эмоционально положительными, третья же ситуация оценивается как угрожающая.
Исходя из сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации, в которой протекает его деятельность, экстремальность можно представить как континуум, который включает по крайней мере три степени её выраженности, или три типа следующих ситуаций: 1) трудные, 2) параэкстремальные, 3) экстремальные. Для всего ряда характерно постепенное нарастание экстремальности. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи, вторая и третья степени характеризуются строгими условиями, риском, высокой ценой возможной ошибки, а экстремальная также и тем, что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта (“быть или не быть вообще”).
Выделение этих типов ситуаций носит, конечно, относительный характер. Действительно, измерить в специальных единицах качественное своеобразие одной ситуации в отличие от другой невозможно вследствие того, что это своеобразие, а следовательно, и уровень экстремальности зависит при прочих равных условиях от потребностей, опыта, эмоциональности субъекта, его актуальных возможностей. Вместе с тем это различение позволяет, во-первых, соотнести указанные ситуации с интенсивностью возникающих при этом состояний напряжённости, что имеет важное значение для понимания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении. Во-вторых, оно свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к понятию “экстремальность”, которое в последнее время стало употребляться весьма расширительно: для обозначениялюбыхусловий, порождающих стресс. Между тем традиционно это понятие обозначает лишь чрезвычайные воздействия, обладающие крайними, предельными значениями. В целом, принимая во внимание особую роль психологических характеристик человека в возникновении и протекании психической напряжённости, естественно полагать, что экстремальность следует характеризовать не только по внешним, формальным признакам, но и по психологическим, учитывая своеобразие психологического облика субъекта, его мотивации, установок и т. д. Виды стрессоров. В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы–биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.
Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма. К ним относятся различные изменения среды обитания, лишение сна, фармакологические воздействия, шум, вибрация и т. д.
В отличие от физиологических психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта потребностно-мотивационных, волевых и других особенностей личности, её опыта и т. д.
Для воспроизведения состояний психической напряжённости в лабораторных условиях используются по крайней мере следующие три группы средств и приёмов. К первой группе относятся факторы новизны, необычности и внезапности, влияние которых определяется не силой, не величиной, как в случае физиологических стрессоров, а отношением к прошлому опыту субъекта. Примером могут служить резкие звуки, пистолетные выстрелы, яркие вспышки света, имитация падения (неожиданная потеря опоры), демонстрация соответствующих фильмов и т. д. Вторая группа обусловлена характером деятельности, особенностями её протекания. Это те случаи, когда сама задача предъявляет повышенные требования к человеку. Здесь используются такие приёмы, как предъявление сложного задания, дефицит времени, увеличение темпа действий, совмещение двух деятельностей без снижения качества одной их них, монотонность, неопределённость ситуации и т. д. К третьей группе относятся приёмы, связанные с изменением мотивации испытуемого, его отношения к задаче. Вот некоторые из них: создание конфликтного выбора при наличии у испытуемого несовместимых побуждений; присутствие других лиц (появление которых во время опыта является значимым для испытуемого); введение элементов соревнования (с экспериментатором или другим испытуемым); акцентирование “тестового” характера эксперимента: представление выполняемой задачи как предназначенной для измерения интеллектуальных, мнемических и других способностей испытуемого; сообщение последнему более или менее ложных данных о результатах его работы; стимулирование успеха или неуспеха в зависимости от уровня его притязаний; изменение вознаграждения за участие в опыте и т. д. Очевидно, что эти приёмы представляют наибольшую сложность в ходе экспериментирования, так как касаются важнейших вопросов–притязаний, установок, ценностей личности, своеобразия её прошлого опыта и пр. , контроль которых в эксперименте не всегда может быть обеспечен. Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы. Психическая напряжённость и напряжение
Как уже говорилось, наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен, так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях. В этом плане особое внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности –её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний: напряжения, оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряжённости, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так, П. Б. Зильберман считает, что состояние напряжённости “должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума”. То есть термин “напряжение” в этом значении не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно–для обозначения деятельного состояния организма (в физиологии и медицине под “напряжением” понимают состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил).
Другой терминологии придерживается Т. А. Немчин, которым на основании субъективных проявлений испытуемых, исследования при помощи опросника, сбора анамнестических данных, медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее “напряжению”) и чрезмерное (соответствующее “напряжённости”).
1 степень напряженияможет быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит “включения” в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в которой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решать испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных, повседневных характеристик как соматических систем, так и психической сферы. Самыми общими характеристиками 2 степени нервно-психического напряжениявыступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических, душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.
При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:
возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объём, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;
изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остаётся прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению, больше проявляющуюся в старшем возрасте;
увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать, что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других, рассмотренных выше, психических процессов. Можно сказать, что при напряжении 2 степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом, несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.
повышается продуктивности, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок.
Таким образом, умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы.
При 2 степени НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые в целом можно квалифицировать как повышение уровня её активированности.
При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения (напряжения 3 степени) обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. На первый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов. Психические нарушения, также имеющие место, остаются как бы на втором плане, маскируются соматическими жалобами, из которых наиболее частыми являются жалобы на нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и выделительной системы и лишь затем идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации. Хотя испытуемые с напряжением 3 степени старались подчеркнуть, что у них имеются прежде всего соматические нарушения, наиболее выраженные сдвиги у них наблюдаются со стороны психической деятельности. К этим нарушениям относятся ухудшение внимания, умственной работоспособности, сообразительности, помехоустойчивости, настроения, эмоциональной устойчивости, координации движений, неверие в возможность собственными силами преодолеть затруднения и отсюда неверие в успех и т. д. При 3 степени НПН выявляются отчётливые признаки нарушений в психической сфере: особенно значительно снижается объём внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания;
существенно снижаются продуктивность кратковременной памяти и способность к долговременному вербальному сохранению;
обнаруживаются ярко выраженные негативные сдвиги и в такой характеристике оперативного мышления, как способность к решению логических задач; страдает координация деятельности.
В. Л. Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам: 1) характеру нарушений в деятельности и 2) силе, стойкости этих нарушений. По первому признаку различаются такие формы напряжённости, как тормозная, импульсивная и генерализованная.
Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, особенно страдает переключение внимания, затрудняется формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др.
Импульсивная форма напряжённости выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простейших), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.
Генерализованнаяформа напряжённости характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряжённости, испытывают нередко чувства безразличия, обречённости и депрессии.
Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трёх видов: 1) незначительная, быстро исчезающая; 2) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности; 3) длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры. Влияние напряжённости на деятельность
М. Роговин отмечает, что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы “торможение–возбуждение”. Тормозный тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике, скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной “эмоциональной инертностью”, проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении и т. д.
В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуации. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, её планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В. Л. Марищука и его сотрудников, наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в “блокаде” восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта. Согласно К. М. Гуревичу, другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т. п. Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы. Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряжённости у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями.
Таким образом, состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо неизменности.
Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Очевидно тем, что в общем комплексе причин, обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях, одно из первых мест занимают собственно психологические причины.
Мотивы человека и состояния напряжённости (операционная и эмоциональная напряжённость)
Деятельность человека побуждается и направляется мотивами, отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется прежде всего в побуждении деятельности, её “энергетизации”.
Но мотивы обладают и другой функцией, которую А. Н. Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение, так как связана со специфическим отношением мотива к цели, условиям её достижения, к внешней ситуации. Дело в том, что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира, но и оценивает их применительно к своей жизни, своим потребностям, установкам, признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. “Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах–придают им личностный смысл…”. Таким образом, последний выражает значение деятельности для субъекта, он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность, пристрастность психического отражения.
Таким образом, в сложных условиях цель деятельности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своём значении или смысле для него, для его жизни. Иными словами, объективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта, т. е. со смыслом. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психическая напряжённость возникает в ситуациях, которые должны относиться, по выражению Эппли и Трамбалла, к “значительным событиям в жизни человека”, а это, как уже говорилось, определяется его мотивами.
Учитывая роль мотивов в структуре деятельности, можно ожидать, что их содержательные характеристики будут по-разному сказываться на состояниях психической напряжённости. Наенко Н. И. попыталась обосновать это экспериментально. Она актуализировала в ходе исследования у испытуемых два мотива: процессуальный и самоутверждения.
Процессуальный мотивимеет прямое отношение к проявлению функциональных возможностей человека и лежит в основе самого процесса деятельности. Потребность в деятельности как таковой, в функциональной нагрузке обладает большой побудительной силой: она выражается в активном отношении человека к самой задаче, его стремлении испытать и выявить свои способности. В этом случае человек испытывает своеобразное удовлетворение от усилия как такового, от преодоления трудностей, поэтому он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради неё самой, а не просто ради того, чтобы “приблизиться к объекту или избежать его”. Самый процесс деятельности при этом как бы обеспечивает её непрерывное побуждение. Это происходит за счёт поддержания ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче: само выполнение последней выступает как сложный, по существу неисчерпаемый комплекс свойств и отношений, раскрытие которых всё больше и больше стимулирует человека к продолжению процесса деятельности. Таким образом, осуществление деятельности становится потребностью, которая выражается в глубоком интересе человека к её результату, в непосредственной увлечённости её процессом.
К мотиву самоутверждения относятся такие характеристики человеческой мотивации, как “стремление актуализировать свои потенциальные возможности”, “потребность в хорошей репутации или в престиже, положении, признании другими”, “потребность в устойчивой, твёрдо обоснованной, как правило высокой оценке самого себя, самоуважении и уважении других”.
Полученные результаты позволили довольно чётко выделить два вида психической напряжённости, один из которых был названоперационным, а другой – эмоциональным. Состояние операционной напряжённости возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряжённости характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям её протекания. В связи с тем, что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным в обоих случаях, оно всегда эмоционально насыщено, но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряжённости неодинаков.
Каждый из этих двух видов напряжённости специфическим образом связан с целью деятельности, что и обусловило психологическую специфику состояний. Так, при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало, либо было включено в близкие друг другу отношения. Другими словами, в этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания деятельности с её субъективным содержанием, с тем, что она есть для самого субъекта.
Этот феномен поглощённости делом, непосредственного интереса человека к самому результату описывается в психологической литературе как одно из важных условий успешного выполнения деятельности. Так, авторы одной из американских работ, изучавшие поведение солдат в условиях боевой обстановки, приходят к выводу, что “эффективность поведения может, отчасти, являться функцией способности индивида с головой уходить в работу, что тем самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и … болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации”.
Возникающие в таких случаях психические состояния характеризуются оптимальным влиянием на выполнение деятельности, стабильностью функциональных возможностей человека. ОН оказывает мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне. Итак, отличительной психологической особенностью ОН является слитность мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель. Этой непосредственной связи нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением, резким разведением цели и мотива деятельности, что порождает расхождение между объективным значением деятельности и её личностным смыслом для испытуемого.
В самом общем виде можно сказать, что, по-видимому, отношения прямой адекватности между мотивом и целью сопровождаются эмоциональным комфортом человека, тогда как несовпадение между ними приводит к нарушениям этого комфорта, глубоким и интенсивным эмоциональным переживаниям, которые отмечаются в состоянии ЭН. Согласно М. С. Неймарк, стремление к самоутверждению, к тому, чтобы посредством деятельности удовлетворить свои высокие притязания, при прочих равных условиях, быстрее порождает аффективные реакции, чем деловой мотив, т. е. заинтересованность в самой работе, достижении её объективного результата. Автор прямо указывает: ”…Интерес к содержанию деятельности, любознательность, стремление научиться препятствуют возникновению… острого эмоционального отношения к неуспеху”.
В проведённом исследовании было показано, что ОН и ЭН оказывают неодинаковое влияние на эффективность деятельности:
Качество решения интеллектуальных задач в состоянии ЭН резко ухудшается по сравнению с ОН; в состоянии ЭН не только увеличивалось количество ошибок, но и менялось их качество: они носили более грубый характер.
Состояния ЭН и ОН оказывали разное воздействие на процессы оперативной памяти и оперативного мышления, которые являются наиболее уязвимыми в отношении психической напряжённости. При ОН эти процессы отличались устойчивостью и сохранностью, в состоянии ЭН они теряли свой активный характер и пластичность и могли приобретать ригидный характер, что практически вело к срыву выполняемой деятельности.
Состояния ОН и ЭН по-разному сказывались также на устойчивости поведения, проявлениях навыков самоконтроля испытуемых. Если при ОН отмечалось сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок–адекватное отношение и стремление исправить их, то при ЭН часть испытуемых проявляла раздражительность, нетерпеливость или, признавая неуспех, стремилась объяснить его “внешними” причинами. Можно сказать, что в отличие от ОН в состоянии ЭН поведенческие реакции могут иметь неадекватный характер. Были сделаны следующие выводы относительно эффектов обоих видов напряжённости: ОН характеризуется мобилизующим влиянием на деятельность и оптимальным уровнем исполнения, ЭН может иметь отрицательный эффект вплоть до дезорганизации деятельности.
Состояния ОН и ЭН оказывают разное воздействие на процессы активной переработки информации. Если первое способствует их устойчивости и сохранности, то при ЭН эти процессы могут приобретать ригидные черты.
Неблагоприятные изменения в деятельности (отказы, увеличение числа ошибок, их грубый характер и т. д. ) и поведении можно интерпретировать как понижение надёжности в работе под влиянием ЭН.
При оценке влияния состояний напряжённости на эффективность деятельности надо учитывать: а) специфику предъявляемых задач и б) степень их сложности для человека.
Данные других авторов также показывают значительную роль мотивации в сохранении эффективности деятельности. Так, Джонс с соавторами пишут, что высокий уровень мотивации способствует чрезвычайной устойчивости операторской деятельности к физиологическому стрессу. Известно, например, что такой вид физиологического стресса, как депривация сна, отрицательно сказывается на эффективности деятельности. Но оказалось, что и после бессонной ночи испытуемые успешно решают “интересные” сложные задачи и что обеспечение в этих условиях обратной связи в виде сообщений о результатах работы способствует сохранению высокого уровня деятельности. Выводы:
Состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность.
Применительно к деятельности и особым условиям её протекания напряжённость выступает не как прямой результат этих условий или некий эпифеномен, а как непосредственное интегральное отражение значимой для субъекта ситуации, в которой выполняется деятельность. Возникающий стресс “можно определить только на основе данных личности, её интеллектуального уровня и ранее приобретённых навыков, на основе широко понимаемого личного опыта” человека. В психологической структуре напряженности особая роль принадлежит мотивационному и эмоциональному компонентам. Если первый регулирует деятельность со стороны значимости для субъекта задачи, ситуации в связи с его потребностями, установками, ценностными ориентациями и т. д. , то эмоциональный компонент производит соотнесённость этой значимости с конкретными обстоятельствами и с этой целью “включает” все механизмы жизнедеятельности человека. Это способствует поддержанию высокого уровня функционирования психических и биологических процессов, что в свою очередь является предпосылкой выполнения деятельности в сложных условиях. В качестве высшего уровня психического регулирования выступает личность, которая как бы задаёт программу всем остальным видам этого регулирования.
Показатели деятельности служат индикатором, результативным выражением тех психических изменений, которые происходят в сложных условиях. Опираясь на эти показатели при изучении феномена напряжённости, психология, однако, предметом рассмотрения полагает скрытые за ними процессы, их психологическое содержание. Литература:
Киршбаум Э. И. , Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1990.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М. , “Просвещение”, 1964. Леонова А. Б. , Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М. , Изд-во МГУ, 1981.
Наенко Н. И. Психическая напряжённость. М. , Изд-во МГУ, 1976. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л. , Изд-во ЛГУ, 1983. Сб. Психические состояния. Л. , Изд-во ЛГУ, 1981.
Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит цепочки прибыли в сервисе
Реферат Общая характеристика пептидгидролаз нервной ткани нелизосомальной локализации и особенности их функций. Эндопептидазы
Реферат Efficient Market Theory A Contradiction Of Terms
Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Руководителям служб и подсистем РСЧС Ставропольского края по организац
Реферат "Устройство родного языка"
Реферат Принцип построения РЛС управления воздушным движением
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Экономические последствия чрезвычайных ситуаций - весенний семестр 2001 года
Реферат «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока
Реферат отчет по практике "Гранд Отель Европа"
Реферат Дія нормативно-правових актів
Реферат Традиционная культура чукчей
Реферат Александрова Л. В., Варова Е. А., Ветрова С. В., Волчкова Ю. В., Воскресенская Н. М., Годовникова Т. Н., Грачева Р. Д., Гусакова М. Б., Жиронкина Л. Н., Журбенко О. Н
Реферат Агиография в эпоху монголо-татарского нашествия
Реферат Обеспечение прав участников уголовного процесса при окончании предварительного расследования
Реферат Протокол судебного заседания