Реферат по предмету "Макроэкономика, экономическая теория"


Мировая экономика алмазного сырья

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет: Инженерный Кафедра: МПИ Группа: ИГМ - 101а Р Е Ф Е Р А Т На тему: " Мировая экономика алмазного сырья" Студент: Шонасимов Анис Руководитель: Петров А. С. Москва 1998 г. Содержание: Ресурсы и запасы ……………………………………………. стр. 3 Добыча и производство ……………………………………...стр. 4 Потребление …………………………………………………. стр. 6 Международная торговля ……………………………………стр. 8 Цена ……………………………………………………………стр. 10 Ресурсы и запасы
Проявления алмазов известны в 43 странах мира. В 26 из них, обладающих промышленно значимыми скоплениями алмазов, выявленные ресурсы составляют более 5 млрд. каратов. Около 62% ресурсов алмазов сосредоточено в Африке, более 15% в Америке, около 10% - и Австралии и только 1. 5% - в Азии. В этих регионах они распределены также весьма неравномерно. Значительная часть ресурсов алмазов находится на территориях всего 8 стран:
Намибии (около 20%), Анголы (около 16%), Канады (около 14%), России, Ботсваны (12%), Австралии (10%), Заира (6%) и ЮАР (4%). В приведенных цифрах отражено существенное изменение в распределении ресурсов алмазов за последние 2-3 года. Оно связано с установлением промышленной значимости огромной морской россыпной провинции у побережья Намибии, где уже начата полномасштабная добыча алмазов, а также с последними открытиями в Канаде, где выявлена промышленная алмазоносность многих крупных диатрем и где планируется начать добычу в 1998 г.
Общие запасы алмазов, установленные и 25 странах мира (без России), составляют на начало 1996 г. более 1. 6 млрд. каратов (табл. 1). Основная их часть - 68. 8% сосредоточена в Африке, около 20% - в Австралии, 11. 1% - в Южной и Северной Америке; на долю Азии приходится только 0. 3%. Почти 95% запасов приходится всего на 6 стран: Ботсвану 30. 8%, Австралию - 20%, Анголу -15. 1%, Заир и Канаду - по 9. 8%, ЮАР - 9. 5%. Россия по запасам алмазов занимает первое место в мире.
Главным геолого-промышленным типом месторождений алмазов является коренной, связанный с трубками взрыва; в них сосредоточено 84. 5% мировых запасов. Россыпи занимают подчинённое положение (15, 6%) по величине запасов, но алмазы из них, как правило, имеют значительно более высокое качество. В последние годы доля коренных месторождений, как в мировых запасах, так и в добыче постоянно увеличивалась в связи с повсеместным истощением россыпей - объектов, наиболее доступных и удобных для эксплуатации. Возможно, ситуация несколько изменится в будущем при более интенсивном освоении морских россыпей Намибии.
Среди коренных месторождений доминирует' кимберлитовый тип. Пока известно только одно, но крупнейшее в мире месторождение, связанное с оливиновыми лампроитами, - трубка Аргайл в Австралии. Вызванные его открытием в 1979 г. интерес к этим породам и поисковый бум к новым практическим результатам пока не привели. Известно также несколько сравнительно небольших месторождений, заключённых в своеобразных метаморфизованных породах - “филлитах” и тальковых сланцах, которые, по-видимому, представляют собой раннепротерозойские мета кимберлиты (Сьерра-Леоне, Гана, Гайана) или метаконгломераты (Бразилия). Добыча и производство
Добыча алмазов в промышленных масштабах в 1995 г. велась в 22 странах (без России) и увеличилась по сравнению с 1994 г. на почти на 2%, достигнув 94 млн. каратов. Стоимость добытых алмазов составляет по разным оценкам от 4. 2 до 6. 2 млрд. долл. Алмазов ювелирных сортов среди них всего около 18%, около 30% считаются субъювелирными и 52% - техническими. Объем добычи распределяются по странам крайне неравномерно: 97. 1% приходится на 7 из них, в том числе на Австралию - 43. 3%, Заир - 21. 2%, Ботсвану - около 18%, ЮАР - 9. 7%, Анголу - 2%, Бразилию - 1. 6%, Намибию - 1. 5%.
Однако валовые количественные показатели, отражающие объем добычи в каратах, не дают представления о качестве добываемого сырья. Более объективная характеристика добычи может быть получена путем сравнения суммарной стоимости алмазов, добытых главными странами прозводителями. Это объясняется очень большой разницей в средней стоимости единицы производимых этими странами алмазов: Австралия - 9, Заир - 22, Ангола - 394, Намибия - 652 долл. за карат. Производство бриллиантов осуществляется, главным образом, в нескольких крупных специализированных гранильных центрах.
Обработка наиболее дорогих крупных и средних камней производится в Бельгии, Израиле и США. Здесь сформировался контингент высококвалифицированных специалистов, применяются современные, во многом автоматизированные технологии. Предприятия по огранке алмазов - обычно небольшие, с числом работников от нескольких до нескольких десятков человек. Сырые алмазы для этих фабрик приобретаются как через CSO De Beers, так и у независимых производителей. О масштабах работы этих центров можно судить по размеру добавленной стоимости от производственной и торгово-посреднической деятельности в сфере операций с алмазами за 1995 г. , полученной Бельгией, - 2 млрд. долл. и Израилем - 1. 6 млрд. долл. 1995 год был в целом удачным для производителей бриллиантов, но в первом полугодии 1996 г. многие из них стали испытывать значительные трудности в связи с очередным повышением цен CSO и усилившейся конкуренцией со стороны производителей из стран с низким уровнем оплаты труда. Так, из существовавших в Израиле 670 фирм более 60 закрылись, судьба многих остаётся неопределенной. Владельцы закрытых фабрик открывают новые, обычно в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Восточной Европы. Мелкие и низкокачественный субъювелирные алмазы ("индийский ассортимент") издавна гранятся в Индии, которая является крупнейшим мировым продуцентом дешёвых бриллиантов (экспорт в 1995 г. составил около 50 млн. кар. ). По некоторым оценкам, в Индии обрабатывается около 65% всех добытых в мире сырых алмазов. Алмазообрабатывающая индустрия Индии является крупнейшей в мире как по числу занятых в ней (более 600000 человек), так и по количеству перерабатываемого сырья и общей стоимости продукции. Последняя составляет около 45% оборота мировой торговли обработанными алмазами. Огранка алмазов ведётся преимущественно традиционными кустарными методами. В Индии обрабатываются преимущественно австралийские алмазы, которые приобретались до последнего времени через CSO De Beers.
Значительное количество алмазов гранят также в ЮАР, Австралии и в странах Юго-Восточной Азии - Таиланде, Шри-Ланке, Гонконге, Сингапуре. В последнее время география обработки алмазов расширилась за счёт стран с низким уровнем оплаты труда. Наблюдается также стремление приблизить обрабатывающие предприятия к источникам добычи алмазов. Так, ряд компаний, в том числе De Beers, Lazar Kaplan и др. создают гранильные фабрики в Ботсване, Намибии, ЮАР, Китае, часто довольно крупные, с числом работающих 50-100 человек, а в перспективе - до 500 человек.
В 1994-95 гг. стала динамично развиваться гранильная промышленность России. Это было связано с организацией многочисленных совместных предприятий с участием иностранных партнеров и предоставлением им государственных товарных кредитов в виде сырых алмазов, поставляемых сверх российского контракта с De Beers. Гранильные предприятия создаются и в Якутии, где насчитывается уже 16 фабрик с числом работников около 2000 чел. Объем переработки в 1994-95 гг. составлял в денежном выражении около 1 млрд. долл. ежегодно, против 500 млн. долл. в 1993 г. В тексте подготовленного нового торгового соглашения зафиксированы положения, “способствующие интеграции России в мировое алмазно-бриллиантовое сообщество”; подтверждается “право первой руки” для российских гранильных предприятий при получении сырья от компании АЛРОСА; изменяется процедура согласования прейскуранта цен на продаваемые алмазы и расширен размер контрольного окна для алмазов, неэффективных к огранке в России.
Производство синтетических алмазов в мире в 1995 г. , как и в предшествовавшие годы, существенно возросло и оценивается в 550-600 млн. кар. Крупнейшим продуцентом остаются США, на долю которых приходится 141 млн. кар. , что составляет 24-26% синтетических алмазов, полученных в мире в 1995 г. (табл. 23. 6, по данным Mineral Commodity Summaries, 1996, с. 21).
Кроме США, крупнейшими производителями синтетических алмазов являются Россия, ЮАР и Ирландия. Все перечисленные страны вырабатывают вместе более 71% синтетических алмазов. В 1994-95 гг. заметно увеличили производство Ирландия, ЮАР, Швеция, Германия, Южная Корея и США. Несколько фирм в США и Японии разработали новые технологии промышленного получения синтетических камней, в том числе - ювелирных. Потребление
Потребление технических алмазов в 1995 г. продолжало увенчиваться и составило, по некоторым оценкам, около 795 млн. кар. , из которых около 90% приходилось на синтетические алмазы. Общая сумма продаж технических алмазов в мире в 1994 г. оценивается в 550 млн. долл. Спрос на технические алмазы, в основном мелких классов, за последние 20 лет рос в среднем на 13% ежегодно, сопровождаясь устойчивым падением цен в результате совершенствования технологий производства и острой конкуренции на рынке. Этот рост объясняется, прежде всего постоянным расширением сферы использования технических алмазов. В США основными областями применения технических алмазов являются: машиностроение - 27%, геология (в основном, изготовление бурового инструмента) 18%, производство стройматериалов и изделий из керамики - 17%, абразивов - 16%, строительного оборудования - 13%, транспортного оборудования - 6%; прочее - 3%. В то же время в США происходило снижение использования технических камней вплоть до практически полного отказа от них в 1995 г.
Потребление бриллиантов. Общемировой спрос на бриллианты постоянно растёт. За последние 10 лет продажа бриллиантов увеличилась в стоимостном выражении на 112%. В 1995 г. объём продаж бриллиантов составил около 12 млрд. долл. , - на 5% больше, чем в 1994 г. , по стоимости и на 8% - по весу. Объём розничных продаж ювелирных изделий с бриллиантами при этом вырос до 47. 2 млрд. долл. , на 5% по сравнению с 1994 г. ; общая стоимость бриллиантов в них достигла 11. 4 млрд. долл. , на 7% больше, чем в 1994г. Четвертый год подряд увеличиваются продажи ювелирных украшений с бриллиантами в США, которые остаются их крупнейшим потребителем. В 1995 г. рост составил 7% по числу проданных изделий, 6% - по их стоимости и 9% - по стоимости в них бриллиантов.
Объем японского рынка бриллиантов сопоставим с американским. По некоторым оценкам, он уже превзошел американский, достигнув в 1995 г. рубежа 13. 3 млрд. долл. Рост продаж ювелирных украшений с бриллиантами составил 7%; повышенным спросим пользовались бриллианты крупнее 1 кар.
В Европе потребление ювелирных изделий с бриллиантами увеличилось в среднем на 5%, а особенно значительный рост продаж наблюдался во Франции - на 11%, Германии - на 9%, Англии - на 7%.
Бурно развивавшийся рынок Юго-Восточной Азии в 1995 г. был охвачен застоем продажа бриллиантов в ювелирных изделиях здесь выросла всего на 2%, причём на Тайване - недавнем лидере ювелирного рынка - упала на 25%.
Активно расширяется потребление бриллиантов в Китае. По оценкам некоторых экспертов, алмазный рынок Китая в ближайшем будущем может стать наиболее крупным не только в Азии, но и в мире.
В связи с улучшением перспектив мирного урегулирования кризиса на Ближнем Востоке растёт значение арабского рынка бриллиантов, ёмкость которого уже сейчас оценивается в 500-600 млн. долл. в год.
В целом перспективы мирового рынка бриллиантов выглядят обнадеживающе, особенно на фоне оптимистических прогнозов, касающихся предстоящего периода быстрого экономического развития ведущих государств мира. Наблюдается расширение областей использования бриллиантов в связи с появлением в некоторых странах, в том числе в США и Японии, новой традиции - изготовления обручальных колец с бриллиантами. Во многом этому способствует активная рекламная деятельность, проводимая, в частности, компанией De Beers с учётом национальных особенностей и современных тенденций развития различных стран. На эту рекламную кампанию De Beers расходует ежегодно 200 млн. долл. - больше, чем на все геолого-поисковыс работы. Международная торговля
Международная торговля алмазами представляет собой весьма сложную, разветвлённую, многоступенчатую и традиционно закрытую систему. Главная роль на первичном рынке алмазов принадлежит Центральной сбытовой организации {CSO} компании De Beers, базирующейся в Лондоне, которая до недавнего времени контролировала около 80% (в стоимостном выражении) мировых продаж необработанных алмазов. С выходом из картеля австралийской фирмы Argyle эта цифра уменьшилась на 5-6%. CSO De Beers, созданная в 30-х годах, служит инструментом для поддержания высоких и стабильных цен на алмазы. Монополизация значительной части рынка сырых алмазов позволяла CSO эффективно поддерживать равновесие между спросом и предложением. В ее функции входит покупка сырья у стран и фирм-производителей, а также сортировка, оценка и продажа алмазов на первичном рынке. Кроме того, CSO через обширную сеть своих представительств осуществляет мониторинг рынка алмазов и бриллиантов, а также проводит широкомасштабные рекламные кампании. Продажи осуществляются на сайгах (смотрах), устраиваемых 10 раз в году, в которых могут принимать участие только 160 крупных постоянных оптовых клиентов (сайтхолдеров). Организация продаж весьма специфична. Для каждого сайта готовятся ассортиментные партии, количество алмазов в которых и их качественные характеристики подбираются не только по предварительным заявкам клиентов, но и с учётом необходимости поддержания равновесия между спросом и предложением на те или иные категории камней.
Поставки сырых алмазов в CSO производителями регулируются системой квот. CSO располагает возможностями для регулирования рынка, имея значительные финансовые средства, а также буферный запас алмазов, которые используются для ликвидации дефицита сырья на рынке и хранения его излишков в периоды пониженного спроса. Достаточно жёсткий контроль за состоянием рынка в принципе выгоден всем, имеющим хоть какое-то отношение к алмазам, - от их добытчиков и продавцов до, как это ни странно на первый взгляд, покупателей готовой ювелирной продукции. Все они заинтересованы в постоянном росте стоимости алмазов; для первых это означает возможность получать прибыль и расширять производство, для вторых - гарантию надёжного помещения вложенного в покупку капитала, часто - немалого.
Одноканальная система сбыта функционировала достаточно надёжно на протяжении 60 лет. За истекший период только 3 страны покинули её - Гана (1962 г. ), Заир (1981 г. ), а также Австралия (1996 г. ), поскольку компания Argyle Diamond Mines сочла, что дальнейшее пребывание в составе картеля не отвечает её интересам. Выходила из картеля в 1986 г. и Ангола; однако в 1989 г. , после заметного снижения цен на её алмазы, вновь вернулась в него.
Под вопросом заключение очередного торгового соглашения между CSO и российской компанией АЛРОСА, переговоры об условиях которого ведутся уже более года. Ключевыми проблемами, по которым партнёры не могут пока найти компромисс, являются предоставление России большей свободы в праве распоряжаться своими алмазами (за счёт снижения обязательной квоты), а также повышение закупочных цен. За этими проблемами стоят и интересы российской гранильной промышленности, заинтересованной в прямой закупке сырья у российских добытчиков.
В конце 1996 г. сообщалось о попытках картеля установить контроль над продукцией первого американского промышленного рудника Келси-Лейк, а также над ещё только планируемой добычей на первом канадском месторождении Лак-де-Гра. Однако переговоры в обоих случаях пока закончились безрезультатно.
В последнее время ситуация на мировом рынке необработанных алмазов достаточно благополучна. После очередной дестабилизации 1990-91 гг. , преодоленной в значительной мере усилиями CSO De Beer's, наблюдается устойчивый рост спроса. Другими участниками первичного рынка, контролирующими 25-35% продаж сырых алмазов, являются Заир, Гана, а с июня 1996 г. и Австралия. Заир экспортирует в Европу через сеть закупочных контор около 75% своей продукции, которая в 1995 г. составляла около 20 млн. кар. общей стоимостью 377 млн. долл. Гана экспортировала часть продукции (около 4 млн. кар. ) через CSO, остальное - через свою закупочную корпорацию. Продукция Австралии, составляющая около 40 млн. кар. , теперь вся будет продаваться на свободном рынке - через представительства в Антверпене, в Швейцарии и, видимо, в Бомбее. Общая стоимость её продукции в 1995 г. оценивается в 362 млн. долл. Цена
Средняя цена алмазов, определенная через общую стоимость и мировую добычу алмазов, составляла в 1995 г. около 50 долл. за карат. Средняя цена сырых ювелирных алмазов - 182 долл. /карат, технических - в среднем 2. 5 долл/кар. , полуювелирных сортов - около 30 долл/кар. Средняя стоимость сырых алмазов, импортированных в Антверпен, составила 84. 4 долл. /кар. , бриллиантов - 664 долл. /кар. В то же время экспортирование из Антверпена сырые алмазы в среднем стоили 61. 3 долл. /кар. , бриллианты 801. 3 долл. /кар. США импортировали сырые алмазы по цене 548 долл. /кар. , бриллианты менее 0. 5 кар. - 218 долл. /кар. , более 0. 5 кар. - 1254 долл. /кар. Средняя экспортная цена американских алмазов 1105 долл. /кар.
Однако эти средневзвешенные цифры, особенно для ювелирных алмазов, не имеют особенного смысла, поскольку реальная стоимость алмаза - показатель сугубо индивидуальный, определяемый для каждого конкретного камня и изменяющийся в широких пределах - от десятков долларов до сотен тысяч долларов за карат. На цену влияют много факторов, главными из которых являются: размер камня, его прозрачность, окраска, наличие включений, частота встречаемости тех или иных разновидностей и, естественно, спрос, диктуемый модой. Некоторые торговые классификации сырых алмазов включают до 5000 сортов, учитывающих упомянутые признаки камней.
Цены на технические алмазы не имеют столь широкого разброса и определяются в основном конъюнктурой рынка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.