Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С. Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений -“Любезному папеньке”Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация. А в 1819 году было опубликовано вольное переложение“Послание Горация к Меценату”- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года. За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -, по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи: “Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай…”
Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё. Вскоре , 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. “Серьёзные умственные запросы были ей чужды”, но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К. В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.
“Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки” пишет о нем А. И. Георгиевский (издатель, педагог). Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви. В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: “Поручаю вам свою жену”, а через несколько дней скончался. Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её. И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена. В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений. Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.
14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27. 08. 1838 в возрасте 39 лет она скончалась. И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину. Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе. Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.
Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву. Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая, - к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.
Фёдор Иванович был скорее “духовен”, чем “душевен”. Дочь писала о нём как о человеке, “что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души”. Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу“незаконнорожденных”. 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза. 4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. “Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков. Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…” писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич. Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России. И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков“несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно”. Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем. Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.
Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная: И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы. Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды. “Летний вечер” 1829 г. Природа …Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… “Не то, что мните вы природа”… 1836 г.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…” (1587 г. ), “Как весел грохот летних бурь” (1851), “Люблю грозу в начале мая”(1828 г. ). Особенно привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (“Есть в осени первоначальной…”), или же осенний вечер- предвестие зимы (“Осенний вечер” 1830 г. ) и т. д. Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева: Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами…” (“Летний вечер” 1829 г. )
Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую сводящаяся к одной стихотворной строфе.
Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь Гейне.
“Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить” - писал Н. А. Некрасов.
“Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные” - писал И. С. Тургенев. Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный: Люблю глаза твой, мой друг… Но есть сильней очарованья… 1836 г.
Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно сильной: Какое дикое ущелье! Ко мне навстречу ключ бежит Он в дол спешит на новоселье… Я лезу вверх, где ель стоит. Вот взобрался я на вершину, Сижу здесь радостен и тих… Ты к людям, ключ, спешишь в долину Попробуй, каково у них! 1836 г.
Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора Ивановича с самой ранней молодости. Поклонение, которое соединялось с очень серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии. И все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьёзностью чувств.
Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить себя... Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил, и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только психологическая правда, но и“чистота нравственного чувства”: О. Как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! … 1851 г.
Поэт остро чувствует и передаёт “избыток жизни”, полноту и счастье жизни: Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит, Как божественный напиток, В жилах млеет и горит! (“В душном воздуха молчанье”… 1836 г. ).
Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть программы большого вечера. Я встретил вас - и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло… 1870 г. С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях: Эти бедные селенья, Эта скудная природа Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!
В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И. Тютчева есть весьма весомый недостаток. В его стихах встречается много устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла, особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике И. С. Тургенева“У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…”: Кто без тоски внимая из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески прощальный глас. (“Бессонница” 1829 г. ).
“Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный признак взросления души”- писал А. Кушнер “Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам, преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом. Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои стихи под собственным наблюдением. Из всех своих стихов наиболее придавал значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают“чистой”лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но не слита с ней воедино. Напротив ею тяготится, готова её разорвать, разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём было наиболее удивительно. Он был человеком сильных страстей и феноменальной рассеянности”- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич. Поэзия Тютчева –наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это наш патент на благородство СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М. , 1997. 2. Кожинов Вадим. Тютчев. - М. ,1988. 3. Справочник школьника. Литература. - М. ,1995. РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Ф. И. ТЮТЧЕВА”. Ученицы 10 “В” класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии. Волгоград 2001 г.