Реферат по предмету "Культурология"


Именование фактов культуры

Имя - средство закрепления и систематизации фактов культуры. § 1
Свойство языка служить посредником между всеми семиотическими систе мами объясняется тем, что язык, частью которого являются имена, позволяет самым экономичным способом передавать мысли и чувства. Экономичность этого вида знаков объясняется членораздельностью речи, ее поуровневым строением, позволяющим путем комбинаторики единиц каждого уровня символизировать пред меты мысли.
Факты физической, духовной, материальной культуры, культуры лично сти, общества или коллектива (организации) сами по себе не являются словом, но обязательно отражаются в слове в виде имен - номенклатурных названий фактов культуры.
Эта роль имен - служить средством фиксации и систематизации фактов культуры - видна, например, в деятельности музея. Музей хранит, как прави ло, вещный маетриал, но всякая вещь, поступившая в музей, отражается в до кументах музея. Центральным документом является каталог. В каталоге все предметы, взятые на хранение, поименованы.
Когда архив принимает на хранеине дела, то всякое дело, поступившее в архив, входит в состав дел и получает в описи имя. Номенклатура дел по зволяет находить дела историку, работающему в архиве, а если архив принад лежит организации, то сотруднику организации.
Организация бибилиотечных фондов осуществляется посредством катало га. Когда библиографы проводят работу над фондами библиотеки, выбрасывая книги, не имеющие культурного значения, и отбирают книги, обладающие куль турной ценностью, они работают имея в качестве главног документа каталог библиотеки. Каталоги перестраиваются в зависимости от того, как выглядит система духовной культуры, содержащяася в книгах.
В культурно-консультативной работе, когда консультант оценивает про екты и деятельность по ним, его решения зависят от уровня его подготовки. Поэтому образование востоковедов, краеведов, работников, создающих системы информационного поиска, зависит от содержания профессионального культуро ведного образования.
Дидактика - то есть содержание учебного предмета - в этом случае представляет собой систему основных факторов культуры. Каждый такой факт культуры или их историческая и типологическая группировка имеет название. Например, "Ахмениды", Среднеазиатский эллинизм", "Парфянское царство" и др. подобные, или собственные имена: "Кир", "Александр Македонский", и т. п. Система таких имен, называющих классы культурных объектов, составля ет полученную консультантом информацию, которой он оперирует. Таким образом, имена играют двойную роль: как факты языка они явля ются носителями информации о всех других фактах культуры неязыкового харак тера. § 2
Создание информационных систем во второй половине XX в. особенно усилило функцию имен как носителей информации о фактах культуры. Информационная техника позволяет работать в областях всех семиотиче ских систем. (см. фиг. 28).
Объем этих данных и знаний может быть неограниченно большим, он за висит от исходных данных, вводимых в информационно-поисковую систему. При мером такой системы может служить известная "Интернет", позволяющая общать ся десяткам миллионов персональных компьютеров, представляющая каталоги и реферативную информацию основных библиотек и учебные курсы. Информационная техника позволяет формально разделить культурно значимую информацию, кон центрирующуюся в ИПС(информационно-поисковых системах) и текущую, функци ональную информацию, из которой еще предстоит выделить факты культуры, что бы затем ввести их в ИПС. Функуиональная или текущая информация действует в первых 9 классах систем (фиг. 28). Но информация в десятом классе систем ИПС - является не текущей, а культурно значимой. Фигура 28.
г========================================================================¬ ¦1. Язык - системы записи, редактирования, автоматического реферирования, ¦ ¦ макетирования для издания, система автоматизированного перевода и др. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦2. Средства счисления - расчеты в технике, бугалтерии, экномике, научных¦ ¦ исследованиях всех видов. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦3. Игры - компьютерные игры разных видов. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦4. Обучение (частичный аналог обрядов) - обучающие системы, сообщающие ¦ ¦ знания, тренирующие память, навыки, сообразительность. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦5. Прогностика - моделирующие информационные системы. Пример: система, ¦ ¦ моделирующая прогноз погоды. Моделирующих систем множество. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦6. Музыка - системы электронно-акустические, служащие для записи, сочи- ¦ ¦ нения и воспроизведения музыки. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦7. Изобразительное искусство - системы создания изображений и компьютер-¦ ¦ ная анимация. Компьютерная анимация в принципе позволяет хореавтору ¦ ¦ сочинять танцы. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦8. Прикладные искусства - системы автоматизированного проектирования ¦ ¦ (САПР). ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦9. Управление - системы автоматизированного и автоматического управления¦ ¦ (АСУ) разных назначений. ¦ ¦------------------------------------------------------------------------¦ ¦10. Системы информационного поиска - специалированные системы культурного¦ ¦ назначения, развившие из каталогов архив, музеев и библиотек. Они ¦ ¦ позволяют представлять пользователю данные и знания в кратчайший срок¦ L======================================================================== § 3
Минимальной единицей, передающей культурно значимую информацию, яв ляется слово - самая малая лексическая единица, и словосочетание, представ ляющее два или более слова, связанных в одну лексическую единицу - лексему. Слова и словосочетания - лексические единицы, отбираемые как носители куль турно значимой информации, представляют собой имена.
Именем называют лексическую единицу, значение которой представляют собой прямое (т. е. непереносное) именование предмета или предмета мысли. В соответствии с данными ? ыкознания именование может быть трех родов: первич ное, вторичное и терминирующее.
Именование - способ обозначить предмет мысли в речи. Под первичным именованием понимают процесс называния словом какого-либо предмета мысли, который создан в мысли или действительности впервые. К первичным именовани ям могут относиться остенсивные определения.
Вторичные имена образуются в контексте речи как переназывания уже известных предметов мысли. Главной формой вторичного именования являются контекстные определения. Контекстные определения разнообразны. Благодаря контекстным определениям образуются синонимы первичных, вторичных и терми нированных имен.
Терминирование представляет собой использование результатов первич ного и вторичного именования для установления фиксированного значения лек сических единиц. Фиксированное значение предполагает устранение синонимии с помощью социальной фиксации значения лексических единиц для называния опре деленного предмета мысли. В терминировании применяются, главным образом, родо-видовые и функциональные определения.
Соотношение между тремя родами именований может быть представлено так. Фигура 29.
г=============T====================================================¬ ¦ ¦ Признаки ¦ ¦ ¦===============T==================T=================¦ ¦ Роды ¦Название нового¦Создание синонимов¦Использование уже¦ ¦ именований ¦предмета мысли ¦ ¦существующих ¦ ¦=============+===============+==================+=================¦ ¦Первичное ¦ + ¦ + ¦ - ¦ ¦Вторичное ¦ - ¦ + ¦ + ¦ ¦Терминирующее¦ + ¦ - ¦ + ¦ L=============¦===============¦==================¦================= В ИПС (информационно-поисковых системах) (и их аналогах - каталожных именованиях) и терминах, используемых в дидактических текстах, применяются только первичные имена и термины. Вторичные имена, напротив, устраняются. Создание первичных имен предполагает действие трех функционально различенных деятелей: ономатотета, диалектика и пользователя. Процедура со здания первичных имен описана Платоном в диалоге "Катил". Ономатотет изо бретает имя. Диалектик рассматривает, удачно ли изобретено имя, утверждает или отклоняет изобретение. Пользователь применяет имя.
Например: родители называют новорожденного - это действие ономатоте та, община - в наше время это органы ЗАГС - рассматривают и утверждают (но могут и отклонить) предлагаемое родителями имя (и выдают метрическое свиде тельство), все кадровые дела в дальнейшем ведутся на основании утвержденно го имени. Ласковые и бранные названия, клички первичными именами не являют ся, так как они - вторичные именования.
Троичная система создания первичных имен: ономатотет - диалектик пользователь - применяется к любому первичному имени. Например, мореплава тель открывает остров и дает ему имя. Государство по отчету мореплавателя утверждает (или изменяет) имя. Картограф наносит название на карту. Госу дарство - диалектик, картограф - пользователь. Существуют следующие основные виды имен:
1. Названия единичных природных явлений ("Луна", "Ураган Лилия"). 2. Антропонимы (имена людей).
3. Зоонимы (официальные клички животных, "Холстомер", например, в родос ловных). 4. Топонимы (названия мест, "Москва"). 5. Гидронимы (названия вод, "Нева").
6. Прагманимы (собственные имена вещей, созданных человеком (корабль "Адмирал Владимирский", организация "Союзконтракт"). 7. Имена действий ("сварка", "ковка" и др. ).
8. Хрононимы (названия дат и мер времени, "Октябрьская революция", 1917г. от Рождества Христова). § 4
Восемь разрядов имен охватывают все принцыпы знакомства человека с окружающим миром. В отличие от первичных имен, термины образуются выделени ем из речи слов и выраженийдля названия видов деятельностис целью ее орга низации. По способам терминирования выделяют восемь разрядов терминов. 1. Филосовские - даются и утверждаются создателем филосфской систе мы, используются критиками.
2. Научные - даются авторами изобретений и открытий, обсуждаются ученым сообществом, используются в научных текстах.
3. Технические - даются изобретателем, утверджаются стандартом, ис пользуются производителем.
4. Измерительные - даются организацией, утверждаются соглашением ор ганизаций, используются в рассчетах.
5. Номенклатуры - даются фирмами, утверждаются авторским правом, ис пользуются в технике и коммерческих операциях.
6. Искусств, в том числе практических, - даются анонимно, утвержда ются традицией обучения, используются в дидактике и методике. 7. Командные - даются изобретателем действий, утверждаются в текстах насставлений, пользуются исполнителями команд и командующими лицами. 8. Прогностика - назначаются традицией, обсуждаются сообществом, да ющим прогноз, например, гадателями, используются в процессах прогностики.
Филосовские термины опредешляются и утверждаются автором филосовской системы и присущи только данной системе. Одна философскаясистема отличается от другой своим составом терминов.
Научные термины присущи текстам одной науки и отграничвают одну на уку от другой. Они В составе словника определяются научной традицией. Слов ник терминов обрисовывает модель мира, присущюю данной науке. Но значение отдельного термина переопределяется в контексте данного научного сочинения, отдельным автором этого сочинения. Поэтому значение отдельного термина в составе мнозества научных терминов образует особую образную область. Родо видовое дефинирование для нужд информационных систем возможно лишь по кон трасту с другими терминами этой науки.
Технические термины по хаактеру дефинирования двойные: основные ба зовые термины, которые определяются списком терминостандарта, и небазовые, но развивающие смысл базовых в технических документах. В документах эти термины обычно представлены сочетаниями слов, смысл которых понятен из со четания их элементов 6 но нередк он дополнительно определяет родовидовой дефиницией или дефиницией функциональной ("что для чего служит"). В противоположность техническим терминам номенклатурные названия да ются одному объекту материальной культуры много раз: название объекта в разработке (учловное имя), официальное название изделия, торговое название, название, принятое в потреблении изделия. Всякий раз название регистрирует ся, и регистрация названия есть его официально и юридически защищаемое имя. Измерительная терминология включает названия мер и способов измере ния. Эти термины жестко стандартизированны фирменными, внутригосударствен ными и международными стандартами, так как это способ разрешения споров о параметрах и качестве изделия и адресах его существования.
Командные термины содержатся в руководствах по эксплуатации изделия и представляют собой включение изделия в общественное пользование. Они на зывают стандартные правильные операции по эксплуатации изделия и могут быть предметом экспертизы при неправильной эксплуатации изделия. Термины трудовых искусств ("резание", "строгание", "прокаливание", "дистилляция" и т. п. )дефинируются традицией трудовой деятельности. Они фиксируют правильное ведение трудовой деятельности. Они фиксируют правиль ное ведение трудовых процессов. В своейц смысловой сути они не отличаются от терминов прикладных и неприкладных искусств.
Термины прогностиик характеризуются приминением данного термина для обозначения перспективыиспользования изделия и носят характер слогана, фик сируемого юридически как интеллектуальная собственность фирмы. Восемь разрядов терминов охватываюторганизацию людей в процессах со вместной деятельности и ередают ее структуру замысла до реализации деятель ности, ее оценки и прогноза на будущее.
При собирании информации о фактах культуры используются первичные имена и термины. Первичные имена и термины собираются по данным словарей, каталогов, учебных руководств. Поскольку между первичными именами и терми нами находятся вторичные имена и поскольку динамика общества изменяет соци альные структуры первичного именования и терминирования, постоянно изменя ются и возникают синонимы в первичных именах и терминах. Нередко из-за вре менной удаленности от акта именования вторичные имена в практике текстов могут замещать первичные имена, и термины и первичные имена должны прове ряться на синонимию и синонимы устраняться из рассмотрения. Способом проверки на синонимы и устранения синонимизации является сбор энциклопедической, реферативной и другой информации о терминах и пер вичных именах. Культуровед, описывая формы и виды культуры в целом или не которые части форм или видов культуры, устраняя синонимы, строит список имен для сбора информации о фактах культуры. Имена дают ориентирующую ин формацию о фактах культуры и указывают направление обследования самих фак тов культуры и подробной информации о них.
Списки имен (первичных и терминов), будучи составленными корректно, дают полноту охвата первоначальной информации в избранной области обследо вания и изучения факторов культуры. Полнота первоначальной информации по зволяет приенять далее методы системного исследования. Конкретизация метода исследования зависит от предмета и задач исследования.
В общем и сравнительном культуроведении основным источником сбора превоначальной информации являются толковые, отраслевые словари иэнциклопе дии. Сбор первоначальной информации пердполагает ее первоначальную система тизацию, позволяющую затем перейти к детальному обследованию фактов культу ры и их исследованию. § 5
Средством первоначальной систематизации является тезаурус. Тезаурус - словарь имен (первичных и терминов), упорядоченный по значениям слов. Главным средством упорядочивания являются родо-видовые определения. Отноше ния рода и вида в тезаурусе строятся так, что название рода предполагает далее перечисление всех видов, входящих в род. Так производится деление до тех пор пока список имен не будет исчерпанным и пока каждое имя не найдет своего места в родо-видовых иерархиях.
Тезаурус является основным способом упорядочения информации в инфор мационно-поисковых системах(ИПС). На основании тезаурусов ведется диалог пользователя с данной ИПС, так как в зависимости от конкретного назначения ИПС тезаурус может быть построен по-разному.
Однако, поскольку любая ИПС опирается в своем содержании на библиог рафические и архивные предметные и тематические классификации, а эти клас сификации структурируют общественно необходимые знания о культуре в их от носительно новой классификации, тезаурусы разных ИПС охраняют достаточное смысловое единство.
Библиографические и архивные предметные и тематические классификации верифицируются через запросы читателей библиотек и архивов. Эти запросы за ставляют совершенствовать библиотечные и архивные классификации примените льно к интересам общества в данный момент времени, достраивать и перестра ивать систематизацию информации о фактах культуры на принцыпах, отраженных на фиг. 4 и фиг. 5.
Дальнейшие действия в культуроведческом обседовании, исследовании и консультировнии направляются сбором информации не об именах, а о самих фак тах культуры. Так, каталог художественного музея позволяет далее знакомить ся с картинами, скульптурами и другими предметами искусства, а словарные и энциклопедическиесведения позволяют обратиться к каталогам ряда музеев и получить полную информацию, которую затем лицо, исследующее художественную культуру или выступающее как эксперт-консультант при приобретении предметов искусства, должен использовать, обращаясь к информации о них и к непосред ственному освидетельсвованию этих предметов.
Более сложна работа культуроведа-краеведа. Он не располагает катало гами как первоначальной информацией, если ему приходится консультировать в области материальной культуры. Помимо обращения к ИПС, что не всегда воз можно, он для сбора первоначальной информации должен обратиться к областным толковым словарям, энциклопедиям, отраслевым словарям, архивам, картам и картографическим материалам и сам составить тезаурус для создания системы первоначальной информации. На основании этого тезауруса приступить далее к обследованию реальных объектов материальной культуры и составить их систе матическое описание. В ходе работы над этим описанием будет выясняться со держание консультативных рекомендаций.
В целом порядок работы культуроведа выглядит следующим образом: Фигура 30. _
Сбор первоначальной информации. ¦Определение списка имен (первичных и ¦ / терминов) ¦ \ _ _ ¦Составление тезауруса Сбор основной информации -- ¦ ¦ _
_ Обращение к самим фактам культуры Представление системы сведений _ о фактах культуры в пределах Составление отчета задачи. ¦ ¦ _
_ Оказание консультации в письменной Решение задачи или устной форме


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.